УДК 8
Методика преподавания РКИ: наукометрический анализ
Григорьева Маргарита Юрьевна – магистрант кафедры Русской филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета
Аннотация: За последние 3 года зафиксирован рост числа защищенных диссертаций, посвященных теме РКИ, что свидетельствует о назревшей необходимости описания и оценки поля имеющихся научных работ. Статья преследует цель создания общей картины состояния и развития методики преподавания РКИ в современной России. В ходе предварительного анализа было выявлено, что проблемам методики преподавания РКИ посвящено 16,57% диссертаций, найденных по поисковому запросу «русский язык как иностранный» в библиотеке Dissercat за период 1991-2023 гг. Ведущими подходами в исследованиях являются этноориентированный, профессионально-ориентированный и лингвокульторологический.
Ключевые слова: контент-анализ, наукометрический анализ, методика преподавания русского языка как иностранного, русский язык как иностранный.
Методика обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) – это самостоятельная педагогическая дисциплина, целью которой является разработка эффективных и инновационных подходов в преподавании языка людям, для которых русский не является родным [4]. В современном мире преподавание русского языка как иностранного сохраняет свою актуальность и требует разработки новых, более эффективных методик преподавания, соответствующих потребностям студентов. В целях оптимизации научного знания и совершенствования методики преподавания РКИ полезно проанализировать существующие научные работы.
С использованием интерпретативного контент-анализа [3, 5] было проведено исследование диссертационных работ, размещенных в электронной библиотеке диссертаций Dissercat. Были проанализированы докторские и кандидатские диссертационные работы, защищённые в России за период 1991-2023 гг. найденные по запросу «русский язык как иностранный». Поиск выдал 5258 единиц информации по следующим специальностям:
13.00.02 (Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) – 1561 ед.
13.00.08 (Теория и методика профессионального образования) – 579 ед.
00.00.00 (Другие специальности) – 935 ед.
10.02.01 (Русский язык) – 2183 ед.
Рисунок 1. Количество защищенных диссертация по вопросам РКИ с 1991-2023 гг. (ед.).
На графике (рисунок 1) очевиден всплеск научного интереса к проблемам РКИ за последние 3 года, что обуславливает актуальность нашего исследования, преследующего цели создания общей картины состояния методики преподавания РКИ в России, а также определить тенденции развития современной методики РКИ, приоритетные направления, актуальные задачи и вектора дальнейших исследований в данной области.
На первом этапе исследования среди общего пула диссертаций, были отобраны диссертационные работы в области проблем методики преподавания РКИ. В результате выборка исследования составила 1657 (16,57%) единиц информации.
На втором этапе проанализировано, какие направления в методике преподавания РКИ и в каком количестве представлены в диссертационных исследованиях за выбранный период.
Так, наиболее широко исследованным направлением методики РКИ оказались разработки в русле этноориентированного подхода. При этом четко прослеживается тенденция практической ориентации на студентов из Китая (56,5 %) (рисунок 2). Такая ситуация объясняется экстралингвистическими факторами, а именно непростой политико-экономической обстановкой, вынуждающей Россию к более тесному сотрудничеству со странами Азии, в частности Китаем [2].
Рисунок 2. Перечень стран-ориентиров в диссертациях по методике РКИ.
На втором месте по популярности находится профессионально-ориентированный подход в методике РКИ (49 ед. информации). Наибольшее чисто исследований посвящено подготовке специалистов в военной (10 ед.), медицинской (4 ед.) и туристической (2 ед.) сферах.
На третьем месте – лингвокультурологические исследования (35 ед. информации): этнокультурологический, страноведческий, краеведческий и социолингвистический компоненты в преподавании русского языка. Значительную долю в их числе занимают методические разработки по работе с прецедентными феноменами: высказываниями и персоналиями (4 ед. информации). С этим фактом косвенно связано то, что наибольшее число методических открытий сделано на материале лексики (27 ед. информации), в частности русской фразеологии.
Рисунок 3. Векторы исследований в области методики РКИ (данные наукометрического анализа диссертаций по РКИ, %).
На рисунке 3 представлены векторы развития подходов в методике РКИ, зафиксированные при проведении наукометрического анализа диссертаций по тематике РКИ. Основное направление методики РКИ в диссертационных исследованиях – этноориентированные разработки (10,6% всех работ). Исследования, выполненные в русле профессионально-ориентированного подхода, представлены значительно меньшим количеством диссертаций (3%), а лингвокультурологического – только 2,1% диссертационных работ.
Четвертое место по популярности занимают несколько направлений (по 30 ед. информации), а именно:
- внедрение компьютерных технологий и Интернет-ресурсов в практику преподавания РКИ: развитие дистанционного образования, использование интерактивных технологий, в том числе социальных сетей, медиаплатформ и видеоигр в качестве вспомогательного инструмента;
- разработка новых учебников и пособий, методических комплексов, более эффективных систем контроля, оценки и тестирования;
- диссертации, посвященные лингводидактическим вопросам подготовки филологов-иностранцев и будущих преподавателей РКИ в русле профессионально-деятельностного подхода.
На пятом месте стоят инновационные разработки (22 ед. информации): использование нестандартного учебного материала (художественное кино, народные песни и танцы, языковая игра в публицистике и рекламных текстах), ролевые игры и технологии эдьютейнмент. Эдьютейнмент – это современная технология обучения через развлечения [1]. Заметим, что наибольшее число подобных методических разработок относится к начальному уровню овладения русским языком (А1-А2).
Таким образом, основные направления исследований в методике РКИ включают этноориентированный подход, профессионально-ориентированный подход, лингвокультурологические исследования, а также инновационные разработки. Наиболее исследованным направлением является этноориентированный подход с особым вниманием к студентам из Китая.
Вторым по популярности направлением является профессионально-ориентированный подход, с особым вниманием к подготовке специалистов в различных сферах. Использование компьютерных технологий, разработка новых учебников и методических комплексов также являются важными аспектами в современной методике РКИ.
Приоритетные направления исследований включают разработку инновационных методик и учебных материалов, а также адаптацию традиционных методик под конкретные потребности и культурные особенности студентов из разных стран. Перспективным является развитие дистанционного образования и использование интерактивных образовательных технологий для улучшения качества обучения РКИ.
Список литературы
- Кармалова Е. Ю., Ханкеева А. А. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник ЧелГУ. – 2016. – № 7 (389). – С. 64-71.
- Кованова, М. С. Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере // Молодой ученый. – 2021. – № 1 (343). – С. 123-126.
- Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.
- Сун Хунхай Современные методы в преподавании РКИ [Электронный ресурс] // StudNet. – 2021. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-v-prepodavanii-rki-1 (дата обращения: 20.03.2024).
- Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology (2nd ed.). – Thousand Oaks, CA: Sage, 2004. – 413 р.