УДК 37

Положение женщин-преподавателей в образовании и проблемы их развития в Китае

Цзя Сыжуй – магистрант кафедры декоративного искусства и художественных ремесел художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества и статус женщин-преподавателей в сфере образования, кратко анализируются дилеммы, с которыми сталкиваются женщины-преподаватели на рабочем месте и для решения которых необходимо принять позитивные стратегии их преодоления. Женщины-преподаватели обладают своими уникальными качествами, они имеют богатые и тонкие эмоциональные способности, сильные коммуникативные навыки, поэтому их преимущества и способности в сфере образования и преподавания вызывают большую озабоченность.

Ключевые слова: женщины-преподаватели, образование, профессиональное развитие.

На протяжении всей истории Китая в ответ на натиск Запада китайская интеллигенция также активно знакомилась с передовыми западными концепциями науки, демократии и свободы. Стремительное распространение науки в Китае сопровождалось глубокими изменениями во всех сферах жизни общества. Среди них были и удивительные изменения в женских профессиях, в результате чего двумя основными направлениями женской занятости стали учителя и работницы сферы образования. Учителя несут ответственность за обучение и воспитание людей, а также выполняют важную миссию по повышению качества образования и культуры нации. Женщины-преподаватели, являясь частью педагогического коллектива, призваны сыграть незаменимую роль в развитии образования.

В России, в царское время, женщины были пионерами новых идей в области образования. Позднее, в Советском Союзе, женщины-учителя считались представительницами идеальной женщины в обществе и широко освещались в прессе и на телевидении [1, c. 278].

Рисунок8

Рисунок 1. Бэйянская женская нормальная школа, самая первая женская педагогическая школа в Китае.

 Как видно, в последние годы в обеих странах мира развитие женского преподавания получило положительный импульс. Женщины-преподаватели играют важную роль в образовании, они обладают не только профессиональными знаниями и навыками, богатыми методиками преподавания, но и врожденной нежностью и деликатностью. Они умеют лучше определять сильные и слабые стороны учеников и мотивировать их к обучению, стимулируя их интересы. Например, на занятиях по изобразительному искусству преподаватели-женщины разрабатывают интересные задания и игры в соответствии с индивидуальными особенностями и увлечениями учащихся, чтобы в непринужденной и приятной атмосфере развивать у них интерес и любовь к творчеству. Терпение и настойчивость преподавателей-женщин также могут помочь учащимся преодолеть трудности, стимулировать их мотивацию и энтузиазм, чтобы они могли получать радость и удовлетворение от учебы.

Преимущество женщин-преподавателей с точки зрения результатов обучения проявляется также в том, что женщины обладают более высоким уровнем вербальной экспрессии, поскольку вербальная экспрессия является важным способом передачи знаний и эмоций, и женщины-преподаватели могут более точно и ярко объяснить проблемные вопросы. В то же время образование – профессия, требующая эмоциональной составляющей, а женщины-преподаватели эмоционально тонки и эмпатичны, поэтому они могут лучше понять потребности своих учеников и их душевное состояние в данный момент. Эмоциональное состояние не должно игнорироваться в образовательном процессе, преподаватели могут установить хорошие отношения с учащимися не только в ходе обучения, но и во внеурочное время, что несомненно будет влиять на эффективность в обучении.

Что касается особенностей преподавания предметов художественно-эстетической направленности, то в современном образовательном пространстве роль преподавателя стала более заметной. Большую часть в педагогической деятельность занимают женщины. И в естественных, и в гуманитарных науках женщины-преподаватели более тонко и с разных сторон преподносят научные знания. Например, в литературе женщины-преподаватели более точны в использовании языка и риторических приемов, что облегчает понимание учеников. В области физической культуры и спорта женщины-преподаватели более ловкие и гибкие.

Уникальная харизма и профессионализм женщин-преподавателей делают их лучшими проводниками для своих учеников, и мы должны придавать большое значение развитию женщин-преподавателей в образовании и на рабочем месте, оказывать им заслуженное внимание и признание, однако в реальности все еще существуют некоторые проблемы.

Во-первых, это давление со стороны семьи. В настоящее время многие женщины-преподаватели играют двойную роль, и им трудно совмещать свою карьеру и семейную жизнь. Когда женщина-преподаватель работает, от нее ожидают, что она будет больше заниматься преподавательской и научной деятельностью и добиваться ожидаемых результатов, в то время как члены семьи надеются, что женщина-преподаватель будет хорошей дочерью, женой и матерью, и хотят, чтобы у нее было больше времени для заботы о своей семье. На женщин-преподавателей ложится больше семейных обязанностей, в которых они должны сохранять свои традиции, следить за здоровьем, физическим и психологическим состоянием членов своей семьи, одновременно они вынуждены бороться за будущее развитие своих учеников. Женщины-преподаватели проводят дни, жонглируя этими двумя ролями, и испытывают большую психологическую нагрузку [5, c. 49].

Во-вторых, на социальном уровне все еще существует дискриминация по половому признаку и развитие женщин на рабочем месте по-прежнему сдерживается. На некоторых должностях существуют жесткие условия для женщин-преподавателей, например, им не разрешается рожать в течение определенного времени, а в некоторых школах даже отказываются принимать женщин-педагогов, что, несомненно, является скрытым лишением женщин возможности трудоустройства. Несмотря на то, что движение за равноправие мужчин и женщин привлекает внимание общественности, пройдет еще некоторое время, прежде чем оно будет по-настоящему реализовано и воплощено в жизнь.

Наконец, с точки зрения традиционного уровня и собственных факторов, в условиях тысячелетней традиционной китайской культуры женщина позиционируется в режиме "хорошей жены и хорошей матери", в то время как мужчина является главным кормильцем, опорой общества и семьи; собственное развитие женщины ставится после семьи. Когда люди оценивают женщину, они не берут в качестве первой оценки ее карьерный успех и собственное превосходство, а в качестве оценки хорошей женщины берут то, насколько она "хорошая жена и мать" [6, c. 2]. Находясь долгое время под влиянием таких представлений, женщины-преподаватели, хотя и являются высокообразованными интеллектуалами, с трудом могут избежать подсознательно обусловленных традиционных представлений и восприятий. Общество считает женщин ниже мужчин, и они постепенно осознают это, становятся осторожными в работе и даже неосознанно опираются на мужское мышление. Кроме того, у некоторых женщин-преподавателей под влиянием таких традиционных представлений постепенно формируется неуверенность в своих силах. На первый план выходят психологические факторы.

Узнав о трудностях, с которыми сталкиваются женщины-преподаватели в настоящее время, мы тем более должны придавать большое значение тому вкладу, который они вносят в дело образования. Прежде всего, поддержка государства и общества является важной гарантией здорового роста женщин-преподавателей на рабочем месте. Общество должно прилагать большие усилия для того, чтобы пропагандировать ценность женщин-преподавателей и способствовать тому, чтобы все больше женщин становились независимыми и уверенными в себе. Необходимо постоянно совершенствовать законы и нормативные акты, направленные на защиту, и обеспечение законных прав, и интересов женщин-преподавателей, улучшение отношения к ним и снижение несбалансированного отношения к ним на рабочем месте.

Кроме того, считаем, что школы должны разумно подходить к нагрузке преподавателей-женщин и в полной мере учитывать их физиологические особенности. Например, необходимо обеспечивать минимальное время отдыха
беременным женщинам-преподавателям и более гибко подходить к оценке их работы [7, c. 1]. Членам семьи женщины-преподавателя необходимо проявлять инициативу и разделять ответственность за нее. Мужья должны изменить свои традиционные представления, взять на себя часть работы по дому и воспитанию детей, а также оказывать поддержку карьере жены, чтобы уменьшить физическое и психологическое давление на преподавателей-женщин.

Наконец, женщины-преподаватели должны правильно оценивать свои возможности, полностью осознавать свои преимущества, использовать свои сильные стороны, преодолевать слепое послушание и зависимость. Они должны избавиться от предрассудков, в полной мере использовать различные возможности обучения вокруг себя, активно участвовать в учебной, преподавательской и исследовательской деятельности, чтобы стать уверенными в себе и сильными, не бояться никакого давления и легко и комфортно решать учебные и жизненные проблемы.

Женщины-преподаватели играют огромную роль в образовании и являются одной из главных сил в развитии общества и цивилизации. Они стимулируют учебную мотивацию учащихся и способствуют их всестороннему развитию. Тем более важно, чтобы мы придавали большое значение статусу женщины-преподавателя в образовании и ее дальнейшему развитию, оказывали должное уважение и защиту каждой женщине-преподавателю и прилагали все усилия для общего дела – воспитания прекрасного будущего поколения.

Список литературы

  1. Баскакова М. Е. Мужчины и женщины в системе образования. // Вопросы образования. 2005. №1. С.276–303.
  2. Дуброва О.А. Образ женщины в политике: Институциональный, нормативный и функциональный анализ : диссертация ... канд. полит. наук. – Ростов-на-Дону, 2002. – 145 с.
  1. Кенжеева З. Е. Образ современной женщины: социокультурный аспект// Вестник АГТУ. 2007. №5(40). С.66–71.
  2. Проскурина М.М. Феминизация науки как социологическая проблема // Социологические исследования. 2002. №3. С. 72–77.
  3. Cao Aihua, Li Jie. Рациональное понимание ролевого конфликта женщин-преподавателей в колледжах и университетах [J]. Journal of Tianjin Academy of Education, 2006 (06): 48-50.
  4. Li Wei. Исследование карьерного роста женщин-преподавателей в колледжах и университетах [D]. Юго-Западный университет финансов и экономики, 2007 (11).
  5. Чжао Ечжу. Анализ текущей ситуации с развитием женщин-преподавателей в китайских университетах [D]. Университетские исследования и оценка, 2007.