УДК 376.3

Особенности выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Журавлева Анастасия Викторовна – студентка кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Якушева Вероника Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация. В данной статье проводится анализ особенностей речевой выразительности детей-дошкольников с ОНР. В частности, приводится описание речевыразительных дисфункций, характеристика интонационной, просодической речи, тембровых качеств, речевой мелодики, образной выразительности.

Ключевые слова: выразительность речи, ОНР, интонационная выразительность, образная выразительность, речевая патология, экспрессивная речь, монотонность речи, речевая интерация.

Дошкольный возраст – это наиболее активный период, в котором дети усваивают средства интонационной выразительности, улучшают процессы понимания различных интонационных выражений, их произвольности. В процессе развития выразительности речи в конце концов детям с нормотипичным развитием (перед их поступлением в первый класс) уже должны быть понятны интонационные выражения, а также сформированы естественные способы их употребления. То есть, дети к этому возрасту уже способны соотносить смысл сказанного с интонацией.

Выразительность речи характеризуется специфическими особенностями речевой структуры, в рамках которой получается усиливать впечатление от речи говорящего, наполняя ее экспрессивными компонентами для более яркого, более точного восприятия. Выразительность речи воздействует не только на ум воспринимающего, но и на чувства, на воображение, поскольку именно посредством выразительности получается «проникнуть» в самые тонкие материи разума.

Интонационная выразительность включает в себя следующие составляющие: мелодика, темп, пауза, сила голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм и тембр и прочие компоненты. Конечно же, все эти составляющие и, соответственно, интонационная выразительность сама по себе, являются неотъемлемыми характеристиками устной речи.

Без компонентов выразительности речь сама по себе невозможна, суха и не понятна для восприятия. Речевая выразительность находится в зависимости от различных условностей, в частности, от лингвистических и экстралингвистических характеристик. Содержательные характеристики речи, ее выразительное богатство – это то, что изначально формируется из активного словаря, но после сопровождается мастерством словесного выражения, интонационной гибкостью в процессе говорения. Уровнями выразительной речи являются: мотивация, замысел и его структурирование, грамматическое преобразование, языковое преобразование, моторное программирование.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) выразительность речи представляется совершенно иным образом. Так, для них характерны незавершенность интонационного строя, незаконченность фраз, неправильная постановка синтагматического ударения внутри фразы. Также присутствует неправильная расстановка пауз при окончании фразы или отсутствие пауз как таковых, нарушения применения и понимания просодических средств.

Наблюдаются выраженные нарушения первичных качеств речевого тембра, а именно, у детей можно слышать некоторые предыхания в речи, сиплость и назальные призвуки (Краснобородкина Е.А. Специфика нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2023. № 40 (170). Ч. II. С. 38).

Все эти характеристики формируют монотонность и общую невыразительность речи дошкольников с ОНР. Их речь сильно обеднена, в ней практически отсутствуют компоненты выразительности или они представлены неправильно. При этом, у каждой специфики ОНР имеются свои более точные характеристики особенностей выразительности речи.

Л.А. Позднякова писала о том, что при ОНР дети-дошкольники имеют ограниченные возможности воспроизводства интонаций. Также можно видеть и нарушения просодической стороны речи (Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 147).

Поскольку у дошкольников с ОНР существенно поражена интонационная речевая окраска, они имеют низкую способность модулировать голос по силовым и высотным признакам, звуки в речи отражаются некорректно, тогда как воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса – это практически невыполнимая задача. Страдает не только мелодическое оформление речи, но и нарушение интонационного восприятия (Ющенко Ю.Г. Анализ интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 883).

Недостаточная сформированность интонационной речи у дошкольников с ОНР приводит к трудностям коммуникации: у детей практически отсутствует потребность к общению, а в письме имеются синтаксические недочеты и ошибки пунктуации, что обусловлено нарушением фонологических особенностей интонации (Ларина Е.А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Образование и наука. 2007. № 5. С. 70).

Следует подчеркнуть, что выразительность в речи дошкольников с ОНР определяется, скорее, детской непосредственностью и образностью, нежели показателями, характеризующими речевую выразительность. У детей с ОНР в старшем дошкольном детстве в речи присутствует большое количество усиливающихся повторов (итераций), а также восклицательных оборотов, в ходе которых привычный порядок слов в предложениях меняется. Как следствие, речь может из-за такого смещения стать непонятной. И, чтобы постараться выразительнее изъясниться, в силу невозможности использовать речевую выразительность, дети часто применяют невербальные способы общения, например, помогают себе изъясняться движениями рук, пальцев.

Речевая выразительность старших дошкольников с ОНР не является осознанной, она, скорее, непроизвольна и складывается только из субъективного опыта, исходя из характера ранее полученных эмоций, переживаний. 

Общепринято называть ключевые ступени, которые способствуют формированию выразительности речи детей дошкольного возраста. Причем, здесь есть некоторая градация: в раннем дошкольном возрасте речевая функция сводится к большей эмоциональности, чем в старшем, причем, эта эмоциональность, в свою очередь, отражает то, как ребенок относится к окружающему миру. При этом эти эмоции являются в основном слабо контролируемыми.

Помощь педагога в работе с детьми с ОНР строится на том, что они усваивают средства интонационной выразительности. С постепенным включением этих средств дети начинают развивать выразительность своей речи, причем, подход при этом наблюдается более осознанный. Что примечательно, стадия включения выразительных средств речи у дошкольников с ОНР не ограничивается возрастом, она зависит непосредственно от профессиональных компетенций педагога. Что интересно, для более высокой стадии характерен переход от интонационной и образной выразительности речи к языковой. Дети с ОНР на данном этапе начинают осваивать средства образной речи, к которым относятся метафоры, эпитеты, сравнения, с целью образной передачи мысли. Эта стадия характеризует более совершенное владение детьми с ОНР речью, но также не ограничена в своем развитии.

В образной выразительности речи можно наблюдать наличие существенных сложностей, связанных с оперированием лексикой. Усвоение дошкольниками образного строя языка характеризуется своей фрагментарностью. В частности, у детей не вполне складывается способность к анализу оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте, к постижению способов образования средств образной выразительности и активному их употреблению в собственной речи.

В том числе наблюдается существенная ограниченность в выборе методов и приемов обучения детей с ОНР, и в этой ограниченности чувствуется слабое усвоение творческих, проблемных заданий, которые требуют от ребенка активного образного анализа речевой практики. В этой связи в процессе проведения коррекционной работы педагогами наиболее часто применяются репродуктивные, а не творческие задания, которые реализуются в заданном алгоритме и практически не подразумевают поисков собственных решений.

Т.В. Захарова, ориентируясь на решение этой проблемы, указала, что за основу коррекционно-развивающего обучения необходимо брать принцип связи речевой выразительности с другими видами деятельности (Захарова Т.В. Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. № 4. С. 62).

Таким образом, проведя анализ особенностей выразительности речи у детей с ОНР, можно свидетельствовать о характере несколько искаженного, неверного развития выразительности речи. Речевой дефект определяется тем, что он специфичен и опосредован возрастом дошкольника и переходом от одного типа речи к другому. Выразительность речи, соответственно, определяется интонационными, образными недостатками. Конечно же, они отрицательно воздействуют на развитие прочих компонентов речевой функциональной системы, а также на становление коммуникативной компетенции детей, а также значительно снижают эффективность речевого общения.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
  2. Захарова Т.В. Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. № 4. С. 62-72.
  3. Краснобородкина Е.А. Специфика нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2023. № 40 (170). Ч. II. С. 37-39.
  4. Ларина Е.А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Образование и наука. 2007. № 5. С. 70-75.
  5. Ющенко Ю.Г. Анализ интонационных характеристик речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 883-886.

Интересная статья? Поделись ей с другими: