УДК 37
Методическая разработка внеурочного занятия «Нет на земле прекраснее призванья!»
Бородихина Людмила – учитель начальных классов Сидоровской средней общеобразовательной школы Алтайского края, с. Сидоровка.
Аннотация: В статье представлена методическая разработка внеурочного занятия по профориентации. Автор публикации предлагает пример собственного опыта организации внеурочного мероприятия для младших школьников, в ходе которого у детей формируются традиционные духовные ценности, уважительное отношение к профессии учителя. Описанный автором пример прошел апробацию в условиях общеобразовательной школы, вызвал интерес среди обучающихся.
Ключевые слова: профориентация, внеурочная деятельность, профессия учитель, самореализация.
Введение
Методическая разработка направлена на понимание роли учителя как воспитателя и наставника детей, проявление интереса и уважения к труду педагога, а также привлечение внимания учащихся к этой профессии, необходимой для сохранения знаний, для развития общества и мира науки.
Данное воспитательное мероприятие играет большую роль в работе классного руководителя и школы в целом. Оно позволяет реализовать цели и задачи воспитательной работы:
- приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям (ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания);
- формирование у обучающихся первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора, уважительного отношения к профессии учителя.
Таким образом, данное мероприятие позволяет формировать уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
Сценарий внеурочного занятия
Цель занятия:
- подвести обучающихся к пониманию значения понятий «учитель», «педагог», «профессия», «призвание»;
- расширить круг знаний обучающихся о профессии, познакомив с жизнью и деятельностью выдающегося просветителя Алтайского края С.П. Титова;
- воспитание у обучающихся уважительного отношения к профессии учителя, интереса к его деятельности;
- формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.
Задачи занятия:
Задачи образовательные: способствовать расширению знаний обучающихся о профессии «учителя»; дать общие сведения о содержании труда этой профессий.
Задачи воспитательные: формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности; формировать уважительное отношение к людям труда.
Задачи развивающие: развивать интеллектуальные и творческие возможности; показать способы самопознания для определения своих склонностей в профессиональной сфере.
Целевая аудитория: учащиеся 4 классов (10-11 лет).
Планируемые результаты:
Личностные:
− понимание значения слов «педагог», «профессия», «призвание», взаимосвязь между ними
− понимание роли учителя как воспитателя детей, а также значениевоспитателя и учителя в жизни ребенка любого возраста;
− проявление интереса и уважения к труду педагога, учителя;
− проявление желания учиться, развиваться под руководством учителей школы.
Метапредметные:
− участие в познавательной деятельности под руководством учителя;
− проявление желания участвовать в совместной деятельности;
− работа с информацией: сравнение информации, представленной в текстовом, графическом, иллюстративном виде.
− формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности.
Форма организации воспитательной деятельности: беседа за «круглым столом», предполагает также использование элементов диспута, скрайбинга, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Материально-технические: компьютер, проектор, экран, колонки, бумага формата А4, краски.
- Мотивационный этап. Приём «Ассоциации».
- Ребята, посмотрите на изображение. Какие у вас ассоциации? Что это может быть? (на доске рисунок – две параллельные линии) /ответы детей/
- У меня для вас есть подсказки. В коробке находятся предметы. Они объединены с рисунком в одно понятие. Скажите, в какое и почему?
(в коробке многогранник, мел, ручка с красной пастой) /предметы и изображение объединены понятием «учитель»/
- Что означают линии на рисунке? (линии – это часть от тетрадного листа)
- Сегодня мы с вами будем говорить о профессии учителя, её значении в жизни каждого человека и о том, когда профессия становится призванием для человека.
- Основной этап. Беседа.
- Что такое профессия? /ответы детей/
Профессия – это род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования — это труд, за который человек получает доход. [1]
- В чём заключается профессия учителя?
/Ответы детей учителем называют того, кто преподаёт учебный предмет в школе; преподавателя. Также называют учителем человека, обладающего высоким авторитетом для кого-либо в какой-то области. Для учителя важны успехи учеников/.
-Когда профессия становится призванием? Как вы думаете, что помогает учителю найти подход к каждому ученику? Всегда ли это получается?
Работа в группах «Учитель глазами детей».
Скрайбинг-аппликация. Каждой группе необходимо проанализировать качества личности человека, согласно кейс-заданию.
Кейс-задание для группы 1.
- Какими качествами должен обладать человек, который выбрал профессию учителя?
Кейс-задание для группы 2.
Профессиональные противопоказания для работы педагогом. [2]
- Профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Онамногогранна и разнообразна, требующая разносторонних знаний, умений и навыков.
Демонстрация презентации.
- Наш край всегда славился выдающимися педагогами-просветителями. Это люди, которых мы по праву можем называть «учителями учителей».
Одним из таких просветителей является Адриан Митрофанович Топоров. Он учился сам и учил других. Жизнь Адриана Митрофановича была сложной, но в тоже время очень интересной и насыщенной. Он работал учителем коммунарской школы и вёл занятия с 1 по 4 классы. [3]
Он собирал книги для библиотеки, экспонаты для краеведческого музея, доставал музыкальные инструменты, костюмы для самодеятельного театра, краски для уроков живописи. Адриан Митрофанович организовывал для людей читки литературных произведений, где проводились и обсуждения прочитанного. Он также занимался и журналистской работой: писал очерки, статьи, заметки.
Жизнь А.М. Топорова складывалась сложно. Его вынудили покинуть Алтай, был осужден, много лет скитался, но до последнего дня был верен своей профессии и людям. Он оставил большое литературное наследие, актуальность которого сохраняется и в наши дни. А. М. Топоров говорил: «С чистой совестью говорю: я сделал, что умел; кто может, пусть сделает лучше…» [4]
- Какие факты, какая информация удивили вас? Почему важно знать и помнить о таких людях, наших земляках? /Ответы детей/
- Учитель - сложная профессия, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи. Особенно учителя начальных классов, которые наблюдают, как вырастают «их» ученики. Из вчерашних первоклассников, вы стали уже выпускниками. И совсем скоро отправитесь в новый этап школьной жизни. Но всегда важно говорить слова благодарности тем, кто вас оберегал, учил и воспитывал. Это ваш первый учитель. На заготовках в виде сердца продолжите фразу: «Я благодарю Вас за…» /дети по желанию пишут и зачитывают слова благодарности/. [5]
- Заключительная часть.
- Профессия учителя – профессия дальнего действия. Каждый человек помнит своего первого учителя. Того, кто встретил его у школьного порога в 1 классе, кто помог ему справится со страхами, трудностями и тревогами в школе.
Я тоже помню своего первого учителя. И от всей души хочу сказать ей «Спасибо!». Спасибо за то, что она научила меня писать и читать, дружить и сопереживать, бороться и не сдаваться. Спасибо за её поддержку.
Когда-то эти две линии для вас превратились в дорогу. Дорогу, на которой вас встретил ваш учитель и повёл в мир знаний. Нелёгок, конечно, этот путь. Но чем старше вы будете становиться, тем сильнее вы будете понимать важность учительской поддержки и помощи.
И когда вы станете совсем взрослые, для вас откроются разные возможности на этой земле. И я желаю вам выбрать правильный путь. Тот путь, на котором вас поддержат и поймут. Рисуйте сами свою судьбу и не забывайте говорить «спасибо» своим учителям.
Список литературы
- Большой академический словарь русского языка в 20 т. Т.16 / Российская академия наук. Институт лингвистических исследований. - Москва: Наука, 2004. - 664 с.
- Петровский, П. Скрайбинг. Объяснить просто / М. Кутузова, П. Петровский, Н. Любецкий. – Москва: Эксмо, 2016. – 208 с.
- Адриан Топоров: воспоминания, статьи, письма. /Сост.: Огнева Е.В. – Барнаул: Изд-е ГМИЛИКА, ОАО «Алтайский дом печати», 2010. – 222 с.
- Топоров, А. Крестьяне о писателях/ А. Топоров. - 6-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Константа, 2014 - 300 с.
- Лопатина, А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. Лопатина, М. Скребцова. – Москва: Книжный Дом Локус, 2002. – 198 с.