УДК 376.37

Некоторые особенности навыков словообразования имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Шиманская Евгения Андреевна – студент Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена вопросу навыков словообразования имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приведены особенности навыков словообразования у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи. Перечислены типичные трудности при формировании навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, развитие речи, устная речь, общее недоразвитие речи, словообразование.

Главной задачей в воспитании детей дошкольного возраста является развитие речи. Изучение родного языка и его норм – важнейшая задача для всех дошкольников. Дети должны научиться хорошо говорить о чем-либо и описывать предмет. Формирование речи – важнейший процесс, которым должны правильно овладеть все дети дошкольного возраста. Однако, к сожалению, он затруднен для детей с низким уровнем речевого развития.

Грамматика русской речи абстрактна и основана на большом количестве языковых норм, поэтому словообразование у детей дошкольного возраста с ОНР – достаточно сложный процесс; у детей с ОНР 3 уровня различные морфологические изменения, словообразование и различные типы предложений происходят в том же порядке, что и у детей без ОНР, но с временной задержкой. Характеристики этого нарушения проявляются в медленном усвоении языка, морфологической и синтаксической системы языка и дисбалансе в усвоении семантических языковых структур [2].

Умственная деятельность ребёнка является основой для овладения морфологической системой языка.

Ребёнок должен:

  • различать слова по звуковому составу;
  • различать слова по буквам и слогам;
  • определять изменения в значении слов и сопоставлять эти изменения в звучании с измененной трактовкой слова;
  • выделять элементы слов, из-за которых происходит изменение значения;
  • проводить связь между грамматическим значением и элементами слов.

Например: «тарелка» – имеет смысл уникальности, единственности; «тарелки» – значение множественности; «тарелкой» – процесс орудования предметом.

Аграмматизмы встречаются в дошкольном возрасте у детей старшего возраста с ОНР 3 уровня. Если при нормальном развитии происходят одинаковые грамматические смысловые сдвиги, то у детей с ОНР 3 уровня процесс словообразования приводит к смешению различных смысловых конструкций. У дошкольников с ОНР 3 уровня наибольшие трудности вызывают падежные формы существительных, падежные окончания существительных множественного числа.

Формирование слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня характеризуется следующим:

  • из-за сложностей речевого развития, дети неактивны; в некоторых случаях они вступают в контакт с другими детьми, не участвуют в обсуждении игровых ситуаций;
  • затрудняются при образовании имён существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, прилагательных;
  • особые сложности вызывает дифференциация оттенков значения слов;
  • больше всего у них получается усвоить формы именительного, винительного и родительного падежей множественного числа существительных;
  • некоторые трудности вызывает образование имени прилагательного от существительного;
  • основным способом словообразования у таких детей является суффиксальный способ, но количество суффиксов, которые используются в словообразовании крайне мало;
  • морфологические обобщения и представления о морфологическом составе бедны [3].

Поэтому можно отметить, что на 3-м уровне, когда дети с недоразвитием речи выделяют и идентифицируют словообразовательные морфемы из структуры слова, у них наблюдается первичная ориентация на значение корня слова. В результате они проводят слабые ассоциации между сокращениями существительных и предметными образами, неправильно называют формы единственного и множественного числа детёнышей животных и изменяют названия взрослых животных.

Недостаточность словообразовательных функций проявляется в трудностях образования имён прилагательных из имени существительного. Наиболее трудным для дошкольников является образование слов с использованием следующих префиксов: до-, пере-, под-, рас- [4].

Самой частой ошибкой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня при использовании префиксов является замена сложных префиксов на наиболее привычные и чаще используемые из них.

Типичными трудностями являются неполная и неточная семантическая интерпретация производных слов, искажение значения заданных слов, иносказательность и сокращение форм предложений и слов. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в словообразовании преобладают ошибки в употреблении аффиксов и искажении корневых морфем. Все чаще они отказываются от выполнения заданий, так как кажется, что они не справляются с задачей.

Нормально развивающиеся дошкольники могут правильно повторить заданные конструкции с тем же словарным запасом и грамматическими структурами, что и в представленном примере. Они могут правильно понять смысл, содержание и синтаксические отношения между словами в повторяющихся предложениях. Дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня могут воспроизвести предъявленный синтаксис, но часто пропускают главные и подчиненные части предложений, содержащие важные смысловые функции. Кроме того, они часто используют грамматически неправильные словоформы, которые противоречат смыслу всего предложения. В результате дети неправильно понимают содержание предложения [1].

В целом, при общем недоразвитии речи 3 уровня процесс усвоения норм русского языка идет очень медленно. С возрастом такие ошибки становятся более серьезными, тяжелыми и ярко выраженными. Однако развивать словарный запас ребенка легче, чем грамматический строй речи. Происходит это потому что грамматика нашего языка имеет огромное количество правил. Кроме того, грамматическое значение более абстрактно, чем лексическое.

Некоторые авторы в качестве причин нарушения грамматических структур у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, называют отсутствие морфологического и синтаксического обобщения, а также неразвитость языкового манипулирования и выделения конкретных языковых единиц в качестве основы для грамматических структур.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в овладении способами словообразования с помощью суффиксов. Эти дети допускают серьезные ошибки при образовании слов с суффиксами. Они также крайне слабо владеют словообразованием с помощью приставок. Они также допускают ошибки в употреблении окончаний слов.

Многие исследователи отрицают, что такие дети приобретают навыки словообразования спонтанно. Ошибки словообразования могут рассматриваться как языковое расстройство или как следствие недостаточного усвоения правил использования языковых единиц.

Процесс словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстает от нормативного развития.

Подводя итог, можно сказать, что типичные трудности словообразования существительных для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 в целом заключаются в следующем:

  • очень трудно образуют окончания у существительных во множественном числе. Дошкольники часто оканчивают существительные множественного числа на"-ов". В старшем дошкольном возрасте эти ошибки встречаются реже и используются в меньшем количестве слов;
  • трудности в образовании множественного числа существительных, описывающих животных

Развитие словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи тесно связано с другими процессами, такими как словообразование и формирование грамматических структур.

Дети дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня испытывают трудности с формированием существительных. Эта проблема становится все более актуальной в связи с увеличением количества таких детей.

На дополнительных логопедических занятиях рекомендуется увеличить количество занятий, направленных на совершенствование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Дети испытывают особые трудности при словообразовании существительных, которые нечасто употребляются в повседневной речи, а некоторые даже отказываются выполнять такие задания. Во многих случаях существительные, часто употребляемые в повседневной жизни, заменяются правильно.

Список литературы

  1. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с ОНР III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 34-40.
  2. Синельцева Т. Н. Особенности формирования процессов словообразования в онтогенезе / Т. Н. Синельцева // Актуальные вопросы специального образования. – 2016. – № 6. – С. 220-223.
  3. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. … канд. пед. наук / Т. В. Туманова. – Москва, 1997. – 175 с.
  4. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2014. – № 4. – с. 85-99.

Интересная статья? Поделись ей с другими: