УДК 376.37

К вопросу об особенностях развития навыков пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Глазкова Влада Юрьевна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Авторами выделены основные нарушения компонентов языковой системы, и этапы развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, общее недоразвитие речи, связная речь, навыки пересказа.

Общее недоразвитие речи у детей – это состояние, при котором ребенок испытывает затруднения в усвоении и использовании языка на соответствующем для его возраста уровне. Это может проявляться различными способами, включая ограниченный словарный запас, неправильное использование грамматических конструкций, затруднения в формулировании мыслей и понимании речи окружающих.

Нарушение речи детей с общим недоразвитием речи касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи [2].

Подробнее о каждом из компонентов, нарушенных при ОНР.

Фонетика. Дети с ОНР могут испытывать трудности в различении и правильном произношении звуков языка (фонем). Это может привести к замене, искажению или опущению звуков в словах, что затрудняет их понимание и произношение.

Лексика. Дети с ОНР могут иметь ограниченный словарный запас и трудности в усвоении новых слов. Они могут испытывать затруднения в запоминании слов и их значений, что влияет на их способность выражать свои мысли и понимать речь окружающих.

Грамматика. Дети с ОНР могут допускать ошибки в построении предложений и использовании грамматических форм. Это может включать в себя неправильное использование времен, лиц, чисел, артиклей и других грамматических элементов языка.

Из-за этих недостатков дети с ОНР могут испытывать серьезные трудности в общении, учебе и социальной адаптации. Это состояние требует комплексного подхода к лечению и поддержке со стороны специалистов в области речевого развития и педагогов.

Фонетические трудности могут включать в себя проблемы с произношением звуков, такие как замена, искажение или опущение определенных звуков. Это может привести к тому, что слова звучат неразборчиво или неправильно. Например, ребенок может заменять звуки "с" и "ш" друг на друга, что усложняет понимание его речи. Кроме того, он может испытывать трудности с плавным переходом между звуками или с их правильным акцентом, что делает его речь менее четкой и понятной.

Грамматические трудности могут проявляться в неправильном использовании грамматических форм, порядка слов и связи между частями предложения. Например, ребенок может использовать неправильные окончания глаголов в зависимости от времени и лица, что делает его высказывания не грамматичными. Он также может испытывать затруднения с построением сложных предложений и правильным использованием союзов и других служебных слов, что может затруднять понимание его речи окружающими.

Причины неверного произношения могут быть разнообразными и включать в себя физиологические особенности артикуляционного аппарата, несформированность определенных моторных навыков, а также недостаточное внимание к фонетическим аспектам речи в процессе обучения. Дети могут испытывать трудности в различении и воспроизведении определенных звуков и сочетаний звуков из-за несформированности слухового восприятия и недостаточного контроля над мускулатурой артикуляционного аппарата [8].

Искажения составной структуры и звуконаполняемости слов могут быть результатом недостаточного освоения фонематических правил и норм в процессе языкового развития. Дети, осваивая звуковую структуру слов, могут допускать ошибки в соотнесении звуков с буквами и слогами, что влияет на правильность произношения и восприятия речи [7].

Л.Ф. Спирова отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи формирование монологической устной речи происходит с трудом. При рассказе или пересказе они испытывают затруднения в построении фраз, часто прибегают к перефразированию и жестам, теряют логическую последовательность событий, испытывают трудности с выражением главной мысли и часто не завершают начатые фразы. Их речь часто хаотична и бедна выразительностью.

Процесс развития связной речи у этих детей включает четыре этапа: ориентирование в условиях общения, планирование хода мысли, выбор подходящих языковых средств и обеспечение обратной связи. Создание монолога начинается с формирования авторского замысла, определения цели и содержания выступления. Затем следует ориентация на задачи и обстоятельства общения.

На втором этапе, планировании хода мысли, говорящий разрабатывает общий план выступления, определяя центральные идеи, выводы и общую структуру. Этот план подвержен изменениям и уточнениям в процессе речевой деятельности.

Для передачи мыслей о предмете в тексте говорящий должен выделить его основные признаки и передать их с помощью соответствующих языковых средств. Ориентация на адресата позволяет оценить свои высказывания от его имени, а обратная связь и усовершенствование текста являются заключительными этапами структуры речевой деятельности.

Поддержка диалога жестами, мимикой и ответами партнера способствует развитию речи у детей, помогая им лучше структурировать свои высказывания. Постепенно они осваивают элементы связной речи, особенно в образовательной среде, где они подвергаются образцам устной и письменной речи в различных стилях от учителей. Для обучения детей качественному изложению своих мыслей и чувств необходимо развивать четыре основные группы умений связной речи: информативно-содержательные, структурно-композиционные, грамматико-стилистические и редактирование.

Информативно-содержательные умения помогают сформировать содержание высказывания, включая ориентацию в условиях общения и подбор нужного материала. Это включает в себя понимание цели высказывания и аудитории, для которой оно предназначено. Создание условий, которые стимулируют детей к активному общению и рассказыванию о своих наблюдениях, является важной задачей для педагогов и логопедов.

Кроме того, необходимо учитывать, каким образом высказывания будут восприниматься аудиторией, чтобы поддерживать интерес детей к работе над своими текстами. Для раскрытия темы и основной мысли высказывания важно уметь выбирать и использовать материал творческим образом. Это включает в себя наблюдение, выявление существенных признаков объектов, самостоятельную работу с информацией из книг и других источников, а также фиксацию своих наблюдений, впечатлений и размышлений.

Собранный для высказывания материал надо уметь систематизировать. Это сложное умение включает ряд мыслительных операций.

  1. Анализировать отобранный материал, отбирать самое необходимое для раскрытия замысла.

Эта операция включает в себя умение критически оценивать информацию, выделенную для высказывания. На данном этапе осуществляется детальный разбор собранного материала с целью определения его релевантности и значимости для конкретного замысла. Выполняется отбор наиболее важных, информативных и поддерживающих идей, которые будут служить основой для развития высказывания.

  1. Сгруппировать собранное, связывая факты, мнения отдельных частей определить последовательность расположения этих логически завершенных частей;

На этом этапе проводится организация отобранного материала. Факты, мнения и идеи группируются по схожести или логической взаимосвязи. Определяется последовательность размещения этих логически завершенных частей с учетом структуры и логики высказывания. Это требует умения видеть общие темы, различать ключевые идеи и устанавливать логические связи между ними [9].

  1. Продумывать смысловые связи между частями текста и соседними предложениями и находить для этого соответствующие слова;

Эта операция включает в себя разработку языковых связей между частями текста и предложениями. Для этого необходимо обдумывать, каким образом фрагменты информации взаимосвязаны, и использовать соответствующие лексические и грамматические средства для выражения этих связей. Важно подчеркнуть логическую последовательность и связность между абзацами, предложениями и фразами [3].

  1. Выделять особо значимые для высказанной мысли слова.

Здесь осуществляется выделение ключевых слов, которые наилучшим образом передают смысл и основные идеи высказывания. Операция включает в себя выбор терминов, эмоционально окрашенных слов и выражений, которые способствуют более яркому и точному выражению мысли. Особое внимание уделяется словам, которые могут подчеркнуть смысловые аспекты и усилить воздействие высказывания на аудиторию [4].

Эти формы выражения мыслей и идей называются структурно-композиционными аспектами речи. Собранный и систематизированный материал может быть представлен различными способами: через повествование, описание или анализ, в зависимости от целей и задач говорящего. Каждый из этих подходов имеет свою уникальную структуру и языковое оформление, которое может быть научным или художественным, логически последовательным или живописным.

В обучении связной речи детей с общим недоразвитием речи следует руководствоваться определенными методическими принципами. Важно учитывать взаимосвязь между развитием речи и мышления, а также между устной и письменной речью, интегрируя работу над речью с изучением грамматики и правописания.

Наиболее эффективным подходом к достижению этих целей является прогрессивное обучение связной речи, начиная с общих принципов и постепенно переходя к более конкретным аспектам. Этот метод учитывает программу и определяет три этапа освоения различных способов выражения мыслей и идей:

  1. Исходное ознакомление со способами построения связных высказываний при изучении раздела «текст»;

Первый этап владения способами речевой деятельности представляет собой исходное ознакомление со способами построения связных высказываний в процессе изучения раздела "текст". На данном этапе основное внимание уделяется формированию представлений о структуре текста, основных компонентах связного высказывания и принципах его организации. Дети знакомятся с основами логической последовательности, взаимосвязи между предложениями и абзацами, а также приобретают начальные навыки построения связных высказываний [1].

  1. Развитие коммуникативных умений в их взаимосвязи во время изучения грамматического и орфографического материала;

Второй этап включает в себя развитие коммуникативных умений в контексте изучения грамматического и орфографического материала. На этом этапе акцент делается на интеграции обучения речи с изучением языковых элементов. Дети учатся применять свои навыки связной речи в реальных коммуникативных ситуациях, используя при этом правила грамматики и орфографии. Это способствует более эффективному усвоению языковых норм и развитию навыков языкового взаимодействия [5].

  1. Обучение рассказам, описаниям, рассуждениям на специальных занятиях развитию связной речи.

Третий этап заключается в обучении рассказам, описаниям, рассуждениям на специальных занятиях, посвященных развитию связной речи. На данном этапе углубленно изучаются различные типы устных высказываний, формируются навыки конструктивной критики и анализа текстов. Дети развивают умение структурировать свои мысли, эффективно выражать свои идеи в устной форме, а также учатся использовать разнообразные языковые средства для достижения своих коммуникативных целей [6].

Можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи имеются определенные недостатки в формировании самостоятельной связной речи. У них ограничены способности к последовательному изложению мыслей, ограничен словарный запас и синтаксические навыки. Программирование и синтез связного высказывания, а также выбор соответствующего материала для него, представляют значительные трудности. Поэтому развитие связной речи у этих детей является важной задачей и требует постоянного внимания и коррекционно-логопедической работы.

Список литературы

  1. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2021. - 304 c.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. М.: Лабиринт, 2019. 461 с.
  3. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у детей с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2021. - 320 c.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2020. - 112 c.
  5. Левченко И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2020. - 157 c.
  6. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 2021. 368 с.
  7. Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2022. - 155 c.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2021. 468 с.
  9. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2023. 480 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: