УДК 37

Методы развития технической фортепианной подготовки учащихся детских музыкальных школ

Хань Ятин – магистрант Института музыки театра и хореографии Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются основные методы развития фортепианной техники у учащихся детских музыкальных школ. Определяются цели и задачи технической подготовки пианистов. Автор выявляет самые эффективные приемы и упражнения, позволяющие педагогам добиться результатов у учащихся.

Ключевые слова: фортепиано, техника, музыкальная педагогика, приемы, методы, упражнения.

В основе качественной игры на фортепиано лежит фундаментальный элемент: техническая подготовка. Этот важный аспект позволяет исполнителю превратить механическое извлечение звуков в полноценное музыкальное произведение. Хорошая техника – это не только четкое и правильное исполнение нот, но и легкость и выразительность. Она позволяет пианистам передавать эмоции, создавать разнообразные звуковые текстуры и оживлять композиции своей уникальной интерпретацией [5, с. 26]. В процессе обучения пианисты постепенно осваивают техническую подготовку, позволяющую исполнять самые разные произведения.

Освоение начальных навыков игры на фортепиано играет важную роль в формировании техники у учащихся детских музыкальных школ. Эти навыки включают правильную посадку за инструментом, использование естественных и рациональных движений рук и пальцев, а также установление хорошего контакта кончиков пальцев с клавишами. Без этих основных принципов невозможно достичь технического и музыкального прогресса ученика [2, с. 245]. Педагогу важно понимать, что нет единой универсальной постановки руки или метода развития техники. Однако принципы, лежащие в основе формирования пианистических навыков, должны оставаться неизменными.

Основные аспекты технической подготовки начинающих пианистов – гибкость, ловкость, сила, контроль рук, правильное положение тела. Гибкость – при обучении игре на фортепиано, подвижность рук и пальцев имеет решающее значение. Некоторые упражнения для рук и пальцев помогут улучшить гибкость. Ловкость – перемещение рук из одной позиции в другую должно происходить без усилий. Пальцы должны работать самостоятельно, без мышечного напряжения. Сила – игра на фортепиано требует особой силы и выносливости. Сила, необходимая для игры на фортепиано, заключена не только в пальцах. Внутренняя сила исходит от рук и тела пианиста. Контроль пальцев – пальцы должны двигаться в зависимости от темпа произведения, обеспечивая при этом идеальную передачу каждой отдельной ноты. Положение тела – пианистам необходимо сидеть за инструментом в удобном положении. Правильное положение тела демонстрирует уверенность исполнителя. Кроме того, оно позволяет избежать болей в шее и спине.

Главный принцип развития техники у учащихся музыкальных школ по классу фортепиано заключается в том, чтобы научить ученика слушать звуковой результат каждого движения рук на клавиатуре [4, с. 29]. Вместе с этим, необходимо развивать ощущение звука и адаптировать пальцы и руки ребенка к клавиатуре совместно с восприятием звучания. Таким образом, у ученика совершенствуется не только навык перемещения рук по клавиатуре, но и внутренний слух – важный аспект, позволяющий четко интонировать.

 Первая стадия обучения включает в себя период освоения начальных навыков игры, который обычно продолжается в течение 3-4 месяцев. В этой стадии используется самый простой репертуар: песни, этюды и пьесы, которые похожи друг на друга как по структуре, так и по методическим целям. Каждый педагог может подобрать произведения в зависимости от вкусовых предпочтений ученика – важно, чтобы ребенку нравился исполняемый материал [1, с. 62]. Темп исполнения на этой стадии должен быть медленным и умеренным.

Следующая стадия занимает вторую половину первого года обучения, иногда первую половину второго года. На этой стадии технические задачи становятся более конкретными, используется разнообразная стилистика и отмечается небольшое увеличение темпа. Ученик знакомится с гаммами, аккордами и арпеджио. С каждым годом стилистика становится все сложнее, а темпы исполнения повышаются. В четвертом классе ученик должен овладеть основными техниками, включая игру всеми пятью пальцами, гаммовые фигурации (в виде длинных пассажей или непрерывного движения), аккорды и повторения [3, с. 290]. К концу обучения в младших классах музыкальной школы учащийся должен уверенно владеть основными техническими приемами.

Процесс развития технической подготовки юных пианистов должен проходить постепенно, с учетом индивидуальных особенностей учащегося и целей обучения. Например, ловкость рук и пальцев улучшается при игре гамм, что может показаться ребенку утомительным, но это один из самых эффективных методов развития техники. Для того, чтобы улучшить технику игры на фортепиано, следует постоянно практиковать арпеджио и аккордовые последовательности, позволяющие крепко держать звук и переносить его. Во время изучения нового произведения особенно важно использовать метроном, для четкого следования темпу – это устройство позволит постепенно увеличивать скорость исполнения, не теряя качество звука.

Также ребенку могут помочь постепенно улучшить силу пальцев базовые упражнения, такие как сжимание и разжимание пальцев, сминание бумаги в шарик перед занятиями или скатывание шариков из пластилина. Педагогу следует внимательно изучить характер и особенности темперамента обучающегося, чтобы сделать процесс освоения игры на фортепиано максимально комфортным для ребенка и эффективным [7, с. 26].

Фортепианные упражнения играют важную роль на начальном этапе обучения, так как они помогают развить представление о музыке, освободить и скоординировать движения при освоении определенных пианистических навыков [6, с. 340]. В будущем, пианисту придется самостоятельно создавать разнообразные упражнения для преодоления технических трудностей в произведениях. Для успешного формирования техники пианиста необходимо включать в его репертуар этюды и пьесы, охватывающие разные виды техники и стилистику, требующие различных движений как правой, так и левой руки. Упражнения должны быть связаны с музыкой и постепенно переходить к работе над произведениями. Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются и не отвлекают ученика своим исполнением.

Все возможности музыкального инструмента должны использоваться в соответствии с художественными задачами и физическими способностями ученика. Поэтому невозможно говорить абстрактно о единственно правильном методе обучения. Концентрация внимания играет огромную роль в успешной музыкально-пианистической деятельности. Сосредоточенность на различных этапах работы над музыкальным произведением помогает решать различные проблемы. Важно знать, что только конкретное, целенаправленное упражнение может принести необходимые результаты [7, с. 58]. Бесцельное механическое упражнение бесполезно и вредно. Для успешного развития технических навыков необходимо тщательно разработать собственный режим работы ученика

Таким образом, для совершенствования фортепианной техники необходим многогранный подход, учитывающий индивидуальные особенности обучающегося. Ребенка необходимо приучить не просто больше заниматься, а заниматься правильно, направляя усилия для достижения результата. Это и развитие силы и ловкости пальцев, и освоение аккордовых рисунков, и повышение ритмической точности, и развитие выразительности игры. Каждый аспект способствует целостному развитию, позволяя пианистам играть более сложные произведения с большим артистизмом и уверенностью.

Список литературы

  1. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой. – СПб: Композитор, 2019. – 84 с.
  2. Козырева, Е. В. К проблеме развития фортепианной техники // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. – Том Часть 2. – С. 242-250.
  3. Коренец, Е. В. Работа над фортепианной техникой в младших классах детской школы искусств // Педагогический потенциал: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2023. – С. 289-290.
  4. Либерман, Е. С. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2004. – 123 с.
  5. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988. – 168 с.
  6. Николаева, Е. В. Фортепианная техника как основополагающая проблема в фортепианном классе ДМШ (исторический экскурс) // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2019. – С. 339-341.
  7. Шмидт-Шкловская, А. А. Воспитание пианистических навыков. – М.: Классика-XXI, 2007. – 184 с.