УДК 37

Роль дистанционных образовательных технологий в обеспечении качества обучения

Научный руководитель Позднякова Ирина Робертовна – кандидат педагогических наук, доцент Московской международной академии.

Пузиков Денис Владимирович – аспирант научной специальности методологии и технологии профессионального образования Московской международной академии.

Аннотация: В настоящей статье изучены понятие и сущность дистанционного образования на современном этапе развития общества, рассмотрена актуальность исследования роли дистанционных образовательных технологий, основные возможности и преимущества дистанционного обучения, способствующие повышению качества образования в вузах. Также в статье рассмотрены понятие и сущность дистанционных образовательных технологий, изучены основные характеристики дистанционных технологий, проанализирована роль в обеспечении качества обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, качество обучения, образовательный процесс, средства дистанционного обучения.

Дистанционное образование (далее – ДО) это комплексный термин, включающий в себя как непосредственно обучение учащихся определенным навыкам, так и организацию образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В современной отечественной и зарубежной литературе данный термин имеет множество определений, отражающих как полноту образовательного процесса, основанного на современных инновационных технологиях, так и позиционирующие дистанционное образование исключительно как одну из множества технологий обучения. Тем не менее, при исследовании процессов, связанных с дистанционными технологиями в обучении ключевым понятием выступает термин дистанционные образовательные технологии.

Федеральный закон «Об образовании» вводит понятие дистанционных образовательных технологий следующим образом: Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.[1] Данное определение, приведенное в нормативно-правовом акте, дает хорошую отправную точку в любом исследовании, связанным с реализацией дистанционных технологий в образовательном процессе.

Опираясь на приведённое в законе определение представляется возможным определить роль дистанционных технологий в современном мире и их влияние на образовательные процессы, реализованные в образовательных учреждениях различного уровня.

В современном мире применение дистанционных технологий в образовательном процессе является привычной и неотъемлемой формой реализации многих образовательных программ.

Актуальность применения дистанционных образовательных технологий обусловлена несколькими факторами, возникающими вследствие развития информационных технологий и их вовлеченности в образовательный процесс, повышением мобильности образования, развитием и трансформацией форм обучения, требующими своевременной реакции со стороны образовательных технологий и методического обеспечения их применения. Неотъемлемой частью такой трансформации является обеспечение наиболее полного и динамичного контроля качества образовательного процесса при обязательном ориентировании на обеспечение полного компетентностного соответствия будущего выпускника требованиям как рынка труда так и требованиям перспективных федеральных программ в части профессиональной подготовки будущих специалистов.

Обеспечение качества обучения в вузе в условиях применения дистанционных технологий весьма актуально и востребовано в современном образовательном пространстве. Введение дистанционного обучения в вузах существенно изменило подходы к образовательному процессу и требует разработки и применения инновационных подходов к обеспечению его качества.

Современное общество активно внедряет цифровые технологии во все аспекты жизнедеятельности человека. Образование как основа развития научного-технического потенциала человечества является одним из ведущих направлений внедрения инновационных цифровых технологий. Наиболее востребованными сегодня представляются технологии дистанционного доступа к образовательным ресурсам. Интернет-технологии играют особую роль в образовании и позволяют преподавать и изучать разные дисциплины с использованием широкого спектра возможностей. Для того чтобы эффективно сочетать технические возможности с методами преподавания, необходимы не только новые программно-технические средства, но и инновационные методы обучения и принципы представления учебного материала[2].

Однако, уже на данном этапе применение дистанционных образовательных технологий позволяет предоставить ресурсы, позволяющие существенно повысить мотивированность обучающихся, качественно улучшить доступность образования, более эффективно реализовать программы, учитывающие построение индивидуальных образовательных программ.

Иными словами, внедрение дистанционных образовательных технологий уже на начальной стадии применения позволяет существенно улучшить качество образовательного процесса за счет:

  1. гибкости времени и места обучения;
  2. построения индивидуального вектора обучения;
  3. возможности использования современных технологий и ресурсов и их апробации в образовательном процессе.

Таким образом, технологии дистанционного обучения представляют собой современную форму образования, которая объединяет разнообразные традиционные технологии и методологии образования и инновационные информационные технологии и их средства. Они обеспечивают более гибкую доставку учебного материала к обучающемуся, предоставляют более совершенную и всестороннюю помощь в самостоятельном изучение образовательных дисциплин и курсов, а также существенно улучшают организацию диалога между преподавателем и обучающимися. Особенностью дистанционного обучения является его гибкость в отношении места и времени процесса обучения, а также независимость от конкретного образовательного учреждения.

Помимо основных положительных сторон реализации дистанционных образовательных технологий можно выделить и ряд друг особенностей реализации данной технологии. Так, интернет-обучение является важным фактором в организации самостоятельного обучения студентов. Его роль в настоящее время в самоподготовке неоценима. Однако, для того чтобы успешно внедрить дистанционные образовательные технологии, необходимо учитывать ряд проблем, связанных с созданием научно обоснованных методик использования этих технологий.

Основной отличительной чертой, характеризующей дистанционное обучение, является отсутствие физической близости студентов и преподавателя в пространстве и времени. Это можно оценить и как положительный, так и отрицательный момент в реализации ДОТ. С одной стороны, отсутствие личного контакта между педагогом и учащимся негативно сказывается на образовательном процессе и формирует некоторый устойчивый барьер. Однако, благодаря тем же телекоммуникационным средствам и возможности поддерживать диалог в любой момент с применением различных мессенджеров, студенты имеют возможность активно взаимодействовать друг с другом и с преподавателем. Причем уровень взаимодействия в мессенджерах часто оказываются выше, чем уровень личного взаимодействия преподавателя и студентов на очных занятиях[4,5].

Очевидно, что массовое развитие дистанционных образовательных технологий создает уникальные возможности для формирования комплекса методологических и технологических исследований, позволяющих сформировать актуальную позитивную базу эффективного применения инновационных образовательных технологий в реальном образовательном процессе.

Как и любой новый образовательный продукт, дистанционное обучение требует тщательной разработки стратегии эффективного применения. При этом необходимо проанализировать множество различных теоретических и практических наработок в области проектной преподавательской деятельности, а также оценить перспективы интеграции определенных инновационных технологий в образовательный процесс[3].

Также необходимо определить область применения дистанционного образования в части отдельных изучаемых дисциплин, курсов, модулей и в целом образовательных программ и направлений. Очевидно, что различные учебные дисциплины в силу специфики строения программы и содержания учебного материала требуют не только различного применения дистанционных технологий, но и различных технологий в дистанционном обучении.

Тем не менее, прослеживается вполне закономерная особенность применения дистанционных технологий, соответствующая определению понятия, названию и основной положительной стороне данного направления – это непременное географическое разделения преподавателя и обучающегося. Эта особенность накладывает важное требование к организации образовательного процесса в части развития навыков самостоятельного обучения и мотивирования учащегося к самостоятельному поиску информации и применению предоставляемых технологий для успешного освоения изучаемой дисциплины.

Рассмотренные выше особенности применения дистанционных технологий при реализации образовательных программ требуют уделять особое внимание следующим основным моментам:

  1. Систематическому анализу и учету потребностей обучающихся, а также корректировке программы в зависимости от особенностей учащегося;
  2. Мониторингу активности учащегося и постоянной оценке результатов работы;
  3. При проектировании учебных дисциплин необходимо опираться на наиболее свежие методики, как более полно учитывающие наработанный практический и теоретический опыт.

Таким образом, роль дистанционных образовательных технологий в развитии качества образовательного процесса весьма велика. Использование современных инновационных технологических решений открывает широкие возможности для совершенствования образования как при реализации дистанционного обучения так и для обеспечения качественного скачка в реализации традиционных образовательных технологий. Однако, внедрение инновационных продуктов, тем более сопряженных с увеличение роли самостоятельного обучения учащихся требует разработки новых методологических принципов контроля качества образования в части качества освоения учебного материала и организации более совершенной системы мотивации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), ст. 16.
  2. Бекетова, О. Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О. Н. Бекетова, С. А. Демина // Социальногуманитарные знания. - 2018. - № 1. - С. 69-78. 
  3. Киикова, М. Х. Особенности систем дистанционного обучения, стандартизация таких систем в системе образования / М. Х. Киикова, А. Н. Башлаева, А. Р. Эльдарова // Школа будущего. - 2017. - № 2. - С. 77-80.
  4. Кукарцева, Т. А. Дистанционное обучение в рамках повышения квалификации преподавателя / Т. А. Кукарцева // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 9. - С. 16-18.
  5. Чернобай, Е. В. Использование технологии смешанного обучения в современной школе: обзор отечественных и зарубежных моделей = Using the Technology of Blended Learning in a Modern School: Overview of Domestic and Foreign Models / Е. В. Чернобай, М. А. Давлатова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2018. - № 1. - С. 27-36.