УДК 37

Содержание бинарных уроков литературы и технологии в школе

Погодина Екатерина Сергеевна – магистрант кафедры Информационных технологий обучения и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета

Аннотация: Формированию целостной картины мира учащихся, получающих основное общее образование, способствует реализация межпредметных связей на бинарных уроках, которые носят практико-ориентированный характер. Учащимся важно понимать взаимосвязь литературных и технологических аспектов, которые пронизывают содержание бинарных уроков литературы и технологии в школе. Цель статьи – раскрыть особенности содержания бинарных уроков литературы и технологии в школе, способствующих формированию целостной картины мира учащихся. Выявлены возможности интеграции литературы и ручного труда для формирования целостной картины мира учащихся школы. Представлены требования к интеграции литературных элементов, анализа произведений и творческих практик в ручном труде. Описан пример содержания бинарных уроков литературы и технологии в школе, способствующих целостности восприятия картины мира учащимися 5 класса.

Ключевые слова: целостная картина мира, межпредметные связи, интеграция, литература, ручной труд.

Введение

Новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения, введенный в педагогическую деятельность школ с 1 сентября 2022 г., задает вектор изменений в современной образовательной практике. В ней межпредметные связи могут стать таким инструментом, который поможет сформировать целостную картину мира учащихся и придать современному школьному образованию практико-ориентированный характер.

В этом отношении выделяются бинарные уроки, в ходе которых реализуются межпредметные связи разных учебных предметов (например, входящих в предметные области «Русский язык и литература» и «Технология»). При этом в школе одновременно организуется познавательная деятельность учащихся и у них формируются практические навыки [2]. Для этого требуется координация творческой работы учителей-предметников, которые готовят бинарные уроки, отличающиеся четкостью этапов каждого урока и компактностью обсуждаемого учебного материала, имеющего практическую направленность и логическую взаимообусловленность на каждом этапе урока.

Содержание бинарных уроков позволяет учащимся углубиться в изучение определенной темы или проблемы с учетом разных точек зрения, которые приняты в соответствующих предметных областях. Важным достижением является и преодоление «одной из причин нарушения целостности восприятия картины мира … – разорванное межпредметное пространство» [3, с. 214]. В этой связи интересны бинарные уроки литературы и технологии, содержание которых призвано стимулировать творчество и развитие мировоззрения учащихся, что подчеркивает важность не только усвоения знаний в школе, но и их применения в практической деятельности. Так становится возможным понимание взаимосвязей литературных и технологических аспектов, которое вносит вклад в формирование целостной картины мира учащихся школы.

Недостаточность теоретических и практических разработок исследуемых бинарных уроков в системе основного общего образования позволила обозначить цель статьи, а именно: раскрыть особенности содержания бинарных уроков литературы и технологии в школе, способствующих формированию целостной картины мира учащихся. Выделены следующие задачи исследования: выявить возможности интеграции литературы и ручного труда в школе для формирования целостной картины мира учащихся; описать пример содержания бинарных уроков литературы и технологии в школе, способствующих целостности восприятия картины мира учащихся 5 класса.

Возможности интеграции литературы и ручного труда

В основе содержания бинарных уроков литературы и технологии в школе лежит возможность интеграции литературных элементов, анализа произведений и творческих практик в ручном труде. Эта интеграция оказывает положительное воздействие на восприятие и осмысление учащимися окружающего мира, что позволяет им не только абстрагироваться от реальности, но и активно взаимодействовать с ней через творческие процессы. При этом учащиеся активнее начинают исследовать мир, обнаруживая причинно-следственные связи и развивая коммуникативные навыки в ходе принятия решений в творческих ситуациях [1], содержание которых основывается на изучаемом материале в школе.

Осуществление интеграции литературы и ручного труда в школе способствует формированию целостной картины мира учащихся. Для этого бинарные уроки, во-первых, должны учитывать внедрение элементов литературного анализа, чтения и обсуждения литературных произведений в процесс ручного труда и творчества. Во-вторых, бинарные уроки должны проводиться с акцентом на стимулирование творчества и развитие мировоззрение учащихся школы. В-третьих, для бинарных уроков должны предоставляться такие литературные произведения, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, способствуют обсуждению важных идей в технологии. В-четвертых, в ходе проведения бинарных уроков должны учитываются индивидуальные потребности, интересы и способности каждого учащегося при выполнении практических заданий на изготовление творческих моделей.

Пример содержания бинарных уроков литературы и технологии в школе

Целостности восприятия картины мира учащихся способствуют такие уроки литературы и технологии в школе, содержание которых является взаимодополняемым. Этот факт должен быть зафиксирован в рабочих программах указанных учебных предметов, в частности, в изучаемых темах. Примером содержания исследуемых бинарных уроков в 5 классе школы может служить сравнение и анализ основных тенденций в моде, повседневной жизни и этикете в пушкинскую эпоху. Адаптация творческих заданий к индивидуальным особенностям учащихся позволяет добиться более значимого воздействия на их мировоззрение, а впоследствии – формирование их целостной картины мира.

На уроках литературы учащиеся могут сосредоточить внимание на формировании умения воспринимать и анализировать литературные произведения, а также развивать творческие и исследовательские навыки. Например, уроки, раскрывающие содержание таких школьных тем, как «Пушкин в Петербурге», «Любовь к родине, уважение к предкам», имеют познавательную и воспитательную направленность. Они дают учащимся возможность расширять и углублять свое знание о жизни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, совершенствовать свои навыки выразительного чтения и формировать коммуникативные навыки через совместное творчество.

Содержание уроков технологии в школе может быть построено на изучении следующих тем: «Направления моды», «Правила этикета», «Разработка приглашения на торжество». Для совместимости с уроками литературы учитель-предметник может предложить учащимся подготовить проект «Мода в пушкинскую эпоху», работа над которым может осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Целью данного проекта является изучение моды и этикета того периода, который является духом времени и влияет на эмоции, мысли и обычаи современников А. С. Пушкина.

В результате проведенных бинарных уроков учащиеся 5 класса приобретают знания о декоративно-прикладном искусстве, моде, этикете, правилах хорошего тона, искусстве приглашения в стиле того времени, жизни и нравах жителей пушкинской эпохи, а также правилах взаимоотношений между молодыми и пожилыми людьми. Они также становятся способными реализовать полученные знания в практической деятельности творческого характера.

Заключение

На бинарных уроках литературы и технологии необходимо выбирать литературные произведения, соответствующие возрасту и интересам учащихся школы, а также делать особый акцент на технологических аспектах в литературе. Этому способствует совместная творческая работа учителей-предметников. Так становится возможным более эффективное и глубокое восприятие учебного материала, которое способствует формированию целостной картины мира учащихся.

Описанное содержание бинарных уроков литературы и технологии может быть использовано в педагогической практике школы при изучении учащимися 5 классов другим тем. В ходе систематического проведения бинарных уроков, в том числе на основе других предметных областей, учащиеся приобретут обобщенную систему знаний, представлений о мире и эмоционально-ценностном отношении человека к миру, которые выполняют функцию ориентировочной основы действий личности.

Список литературы

  1. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. Москва: ВЛАДОС, 2003. 144 с.
  2. Матвиенко С. В. Бинарные занятия в системе современного образования // Вестник науки и образования. 2020. № 4 (82). Ч. 1. С. 64-68.
  3. Трунцева Т. Н., Романова В. Н. Интегрированный урок в системе формирования целостной картины мира школьника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71). Ч. 3. C. 213-216.

Интересная статья? Поделись ей с другими: