УДК 373.2

Использование интерактивного оборудования по формированию безопасного поведения детей

Коваленко Галина Андреевна – Воспитатель МБОУ СОШ имени С.Л. Страховой (детский сад).

Шарапова Любовь Анатольевна – Воспитатель МБОУ СОШ имени С.Л. Страховой (детский сад).

Аннотация: Автор данной публикации делится своим педагогическим опытом по применению интерактивного оборудования и ИТ – технологий в качестве эффективных средств формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: безопасность, ИКТ, методики.

Дети дошкольного возраста являются наименее защищенной группой в обществе из-за своей наивности, неопытности и неспособности предвидеть исход тех или иных жизненных ситуаций. Благодаря опыту, полученному в детстве, оказывается значительное влияние на формирование личности и жизненные устремления человека. Родители и воспитатели играют ключевую роль в благополучном развитии ребенка, ведь их любовь, забота, эмоциональная близость и поддержка создают благоприятную атмосферу для роста и развития малыша. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и любимым, чтобы он мог доверять миру и людям вокруг себя.

Сегодня в современном мире ни у кого нет страховки от различных вызовов и угроз, которые могут перевернуть нашу жизнь. Социальные потрясения, стихийные бедствия, экологические катаклизмы, рост преступности и экономическая нестабильность — все это реальность нашего времени.

К сожалению, мы часто забываем о ценности жизни и о том, насколько она хрупка. Важно, чтобы мы и наши дети осознали, что наш организм является удивительным, сложным, но в то же время хрупким творением природы, которое нуждается в охране и защите. Поэтому важно обучать детей правильному образу жизни, включающему баланс в питании, регулярные физические упражнения, отказ от вредных привычек и заботу о психическом здоровье. Только так мы сможем защитить себя от многих болезней и неприятностей, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Актуальность данной проблематики становится очевидной при попытке ответить на вопрос о сохранности здоровья детей, их способности разбираться в сложных ситуациях и умении оказывать помощь другим. Особенно это касается дошкольников, которые нуждаются в нашей заботе как никто другой.

Важно помнить, что стимулирование их любознательности и интереса должно сопровождаться безопасными условиями и поддержкой взрослых. Воспитателям и родителям необходимо создать для детей комфортную и безопасную среду, где они могут свободно и безопасно исследовать окружающий мир.

Перед педагогами дошкольного образования стоит важная задача - научить детей безопасности в мире, который их окружает. Это требует от них постоянного поиска инновационных методов, которые могли бы заинтересовать и привлечь внимание детей к таким важным темам. Одним из ключевых моментов в обучении безопасности является доступность информации. Педагоги стремятся представить сложные понятия таким образом, чтобы дети могли легко их усвоить.

Особого внимания заслуживают информационно-коммуникационные технологии. Обосновать это можно тем, что новые цифровые технологии тесно переплелись со всеми сферами нашей повседневной жизни, и дети не исключение. Исследования, проведенные в развитых странах, показывают, что около 90% информации, которую дети усваивают к 6,5-7 годам, они получают из цифровых источников. Все чаще дети начинают знакомиться с компьютерами еще до того, как они поступают в школу.

Современные ДОУ не могут существовать без использования информационно-коммуникационных технологий. Они стали неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях благодаря существенным изменениям, которые произошли в системе дошкольного образования в последние годы.

Компьютер, интерактивная доска, мультимедиа и другие технические средства, задействованные в работе педагога, являются важным элементом формирования и обогащения интеллектуальной сферы воспитанников. Эти инструменты позволяют педагогам расширить круг своих возможностей и подготовить основу для ознакомления детей с компьютерными обучающими программами. Дошкольники с большим удовольствием участвуют в занятиях, использующих технические средства, так как это позволяет им быстрее усваивать материал. Наличие звука, действий, анимации — все это привлекает внимание и поддерживает интерес детей к процессу обучения. Игра является одним из важнейших видов деятельности для детей, ведь она способствует формированию личности и развитию ключевых навыков.

Работа с компьютером дает много возможностей! Применение развивающих компьютерных технологий может проходить как в групповых, так и в индивидуальных занятиях. Посредством игр и ярких презентаций дети могут быстрее усваивать важные понятия из повседневной жизни. В настоящее время наблюдается рост разнообразных образовательных программ и игр для детей с раннего возраста.

В нашей работе активно используется интерактивная панель «Колибри».

Один из ключевых инструментов, позволяющих расширить детские представления, по нашему мнению, это использование презентаций, слайд-шоу и мультимедийных фотоальбомов. Эти визуальные материалы позволяют педагогу структурировать объяснения на занятиях благодаря логике, научному подходу и используя видеофрагменты. Такой подход активирует три вида детской памяти: зрительную, слуховую и моторную. Презентация позволяет детям рассматривать сложный материал пошагово, имея возможность обратиться к предыдущей теме, что дает возможность более детально изучить вопрос и уделять особое внимание моментам, которые вызывают затруднения. Информационные технологии на занятиях в дошкольных учреждениях помогают бороться с интеллектуальной пассивностью у детей, повышая эффективность педагогической деятельности.

Компьютерные презентации — это эффективный инструмент для обучения дошкольников, который способствует легкому усвоению материала. При разработке каждой презентации учитываются возрастные особенности детей, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В презентации включаются не только теоретический материал, они наполнены занимательными вопросами, анимационными картинками и играми, которые помогают удерживать внимание малышей. Когда демонстрации материала сменяются общением с детьми – это способствует лучшему усвоению знаний и помогает достичь поставленных образовательных целей. Применение компьютерных презентаций в дошкольном образовании позволяет детям лучше понимать сложные концепции, развивает их креативное мышление и способствует формированию навыков самостоятельного обучения. Кроме того, использование технологий в образовательном процессе помогает детям адаптироваться к цифровой среде и обучает их навыкам работы с компьютером уже с самого раннего возраста.

Интерактивные игры являются эффективным средством обучения и воспитания, обладая при этом разнообразными функциями, которые способствуют развитию детей. Преимущества такого метода обучения заключаются в том, что он не только увлекателен, но и позволяет сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся.

Существует множество готовых интерактивных игр и упражнений в Интернете, которые направлены на развитие безопасности у детей дошкольного возраста. Однако, есть случаи, когда требуется создать собственный продукт. В этом случае не составит труда разработать увлекательную и интерактивную игру, которая бы сочетала в себе образовательные, развивающие и воспитывающие функции.

При разработке собственной интерактивной игры следует учесть несколько важных аспектов. Прежде всего, необходимо определить цели и задачи игры, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей. Также важно выбрать подходящую тематику и направленность игры, чтобы она была интересна и понятна целевой аудитории. Для создания качественной интерактивной игры можно использовать различные средства и инструменты. Например, можно воспользоваться специальными программами для разработки игр, которые позволяют создать увлекательные сюжеты и интересные задания. Также стоит обратить внимание на дизайн игры, который должен быть ярким и привлекательным. Важно помнить, что интерактивная игра должна быть не только увлекательной, но и образовательной. Поэтому в процессе разработки игры стоит уделить внимание включению образовательных элементов, которые помогут детям усваивать новые знания и навыки.

Использование интерактивных игр и презентаций в процессе обучения детей — это несомненно эффективный метод, который имеет ряд значительных преимуществ. Во-первых, такой подход способствует полисенсорному восприятию материала. Во-вторых, использование интерактивных средств обучения дает возможность демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном виде. Третье преимущество заключается в том, что, объединяя аудио-, видео- и анимационные эффекты компенсируется объем информации, получаемый детьми из учебных материалов. Далее, использование интерактивных игр и презентаций активизирует зрительные функции и глазомерные возможности ребенка. Наконец, слайды презентации удобно распечатывать на принтере для раздачи материала на занятиях с воспитанниками.

В рамках развития безопасности у детей дошкольного возраста мы использовали разнообразные формы работы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Мы внедрили интерактивные презентации по таким важным темам, как правила пожарной безопасности, безопасное взаимодействие с животными, правила общения с незнакомцами, безопасные прогулки в лесу, предостережения об опасности льда, правила поведения на дороге и др. Также в процесс включения дополнительных мероприятий в программу внедрения безопасности мы внесли разрешение проблемных ситуаций с помощью задач на самостоятельное рассуждение о том, что следовало бы сделать в той или иной ситуации. Исследование показало, что просмотр обучающих мультфильмов является эффективным методом обучения безопасности детей. Поэтому мы включили в программу циклы уроков осторожности и безопасности из популярного сериала "Уроки тетушки Совы", цикл "Азбука безопасности" из мультсериала "Смешарики", а также другие мультипликационные сериалы, такие как "Аркадий Паровозов". Это позволяет детям учиться правилам безопасности через увлекательный контент и запоминающиеся персонажи. Кроме того, мы проводим интерактивные викторины по безопасности, такие как "Безопасность пешехода" или "Я один дома!". Сочетание всех этих методов в рамках работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста помогает им ощущать себя более уверенно и безопасно в различных ситуациях, а также формирует у них важные навыки безопасного поведения, которые пригодятся им на протяжении всей жизни.

Через методики обучения азам безопасности не только передаются знания, но и развивается практическое мастерство и понимание того, что мир вокруг крайне небезопасен, что требует соответствующего поведения.

Резюмируя, можно отметить, что применение ИКТ в педагогической практике позволяет не только расширить знания воспитанников, но и развивать их творческий потенциал. Наша главная задача - научить ребенка осознанной и адекватной реакции на любую ситуацию, помочь ему быть готовым к различным неожиданностям.

Список литературы

  1. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика – синтез, 2020.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: