УДК 371

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих

Усёнок Светлана Сергеевна – магистрант Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

Пронин Евгений Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Аннотация: В ходе нашего исследования были выявлены, обоснованы и распределены по значимости педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих, такие как: планирование процесса обучения с учетом индивидуальных  особенностей студентов, разработка содержания программы обучения для студентов с учетом профессиональной подготовки (специальные дисциплины, стажировки в государственных и муниципальных организациях), планирование процесса обучения с учетом поддержки научно-педагогического состава, применение полученных знаний студентами для практической ориентации, обратная связь и оценка, а также направленность обучения студентов на максимальное использование преимущества самостоятельной учебной работы. В исследовании были использованы методы исследования, такие как: аналитический обзор научно-методической литературы, исследований отечественных исследователей, компетентных в данном вопросе, а также был проведен опрос респондентов, в роли которых выступили научно – педагогический состав Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта имеющих большой опыт в данной области. Выявленные педагогические условия, позволят в значительной степени улучшить качество обучения студентов.

Ключевые слова: педагогические условия; формирование; профессиональная компетентность; государственные и муниципальные служащие.

Введение. Внедрение некоторых компетенций, отражающих запросы потенциальных работодателей, необходимо для формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих.

Индивидуальный подход к обучению студентов по вопросу формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих придает особую субъективность их подготовке к управленческой деятельности. Субъективность их подготовки к управленческой деятельности состоит в том, что она осуществляется студентом, цель  такого обучения и ее достижение зависят от него самого [3].

Основные положения. В исследовании были использованы методы исследования, такие как:

  • аналитический обзор научно-методической литературы, исследований отечественных исследователей, компетентных в данном вопросе;
  • опрос респондентов, в роли которых выступили научно – педагогический состав Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта имеющих большой опыт в данной области.

Для решения данной проблемы, необходимо придать процессу обучения индивидуальный смысл, а также обосновать педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих.

Для выявления и определения педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих был проведен опрос государственных и муниципальных служащих, а также научно – педагогического состава Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта имеющих большой опыт в данной области. В опросе приняли участие 20 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Ранговая структура педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих (n=20)

Ранговое место

(значимость)

Педагогические условия

Ранговый

показатель (%)

1

Планирование процесса обучения с учетом индивидуальных  особенностей студентов

19,5

2

Разработка содержания программы обучения для студентов с учетом профессиональной подготовки (специальные дисциплины, стажировки в государственных и муниципальных организациях)

17,1

3

Планирование процесса обучения с учетом поддержки научно-педагогического состава

15,3

4

Применение полученных знаний студентами для практической ориентации

13,2

5

Обратная связь и оценка

10,6

6

Направленность обучения студентов на максимальное использование преимущества самостоятельной учебной работы

7,5

В качестве главных педагогических условий формирования профессиональной компетентности, будущих государственных и муниципальных служащих, респонденты отметили планирование процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов, а также разработку содержания программы обучения для студентов с учетом профессиональной подготовки (специальные дисциплины, стажировки в государственных и муниципальных организациях) [2].

Основными условиями являются: планирование процесса обучения с учетом поддержки научно-педагогического состава. Важно уделять внимание применению полученных знаний студентами для практической ориентации, обратной связи и оценке, а также направленности обучения студентов на максимальное использование преимущества самостоятельной учебной работы.

Респонденты обратили внимание на планирование процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов. Планирование процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов является наиболее значимым условием в процессе обучения для студентов. Планирование процесса обучения должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Респонденты обратили внимание на разработку содержания программы обучения для студентов с учетом профессиональной подготовки (специальные дисциплины, стажировки в государственных и муниципальных организациях). Планирование и проведение стажировок в государственных и муниципальных организациях позволяет студентам применять полученные знания на практике, и иметь представление по охвату задач в будущей профессиональной деятельности.

Также респонденты обратили внимание на планирование процесса обучения с учетом поддержки научно-педагогического состава. В процессе формирования профессиональной компетентности, будущих государственных и муниципальных служащих одну из главных ролей играет поддержка научно – педагогического состава – наставничество. Научно – педагогический состав высшего учебного заведения должен помогать, наставлять студентов в процессе обучения, особенно при формировании профессиональной компетентности [4].

Респонденты обратили внимание на обратную связь и оценку. Обратная связь и оценка – это важный элемент формирования профессиональной компетентности, будущих государственных и муниципальных служащих. Для понимания слабых и сильных сторон своей работы, студентов необходимо оценивать.

Также важно отметить, что обучение студентов на максимальное использование преимущества самостоятельной учебной работы приобретает первоочередное значение. В современных условиях, особенно в ситуации, когда многие образовательные организации вынуждены переходить на дистанционное обучение, организация самостоятельной учебной работы студентов особенно актуальна [1]. Тем более, что основной задачей высшего образования является формирование творческой личности специалиста.

Вывод. Таким образом, выявлены педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих государственных и муниципальных служащих. Педагогические условия, перечисленные выше позволят в значительной степени улучшить качество обучения студентов.

Список литературы

  1. Пронин, Е.А. Перспективы развития высшего и среднего профессионального образования России в условиях неопределенности / Е.А. Пронин // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра : Материалы 17-ой Международной научно-практической конференции, Казань, 23 мая 2023 года. – Казань: Редакционно-издательский центр "Школа", 2023. – С. 479-481.
  2. Крафт, Н.Н. Организация самостоятельной учебной работы студентов / Н.Н. Крафт, Е.А. Пронин // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта : Санкт-Петербург, за 2019 г., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню российской науки (Санкт-Петербург, 03-27 февраля 2020 г.), Санкт-Петербург, 03–27 февраля 2020 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург". – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", 2020. – С. 306-308.
  3. Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E.V. Romanova, A.V. Vorozheikin, O.V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
  4. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.

Интересная статья? Поделись ей с другими: