УДК 378

ДПО как фактор практико-ориентированной подготовки кадров строительного профиля

Северова Галина Витальевна – кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильных дорог и строительного производства Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Хамраев Умит Суннатович – ассистент кафедры автомобильных дорог и строительного производства Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности подготовки квалифицированных строительных кадров в рамках курсов дополнительного профессионального образования (ДПО) на базе САФУ имени М.В. Ломоносова. Практика показывает растущую потребность в практической подготовленности будущих специалистов и выпускников к выбранной профессии. Цель исследования – изучение аспектов подготовки квалифицированных рабочих строительного профиля. Научная значимость исследования заключается в подготовке теоретико-методической концепции и аналитико-практической базы для разработки новых и усовершенствования имеющихся программ подготовки квалифицированных рабочих строительной отрасли.

Ключевые слова: строительство, профессиональные компетенции, практическая подготовка, образование, рабочая профессия, мотивация, навыки, умения.

Современное развитие российской экономики требует новых подходов к процессу подготовки рабочих, специалистов, инженеров и иных кадров для различных отраслей, в том числе, строительства. В условиях увеличения объема строительства и внедрения современных технологий информационного моделирования в строительное производство растут требования работодателей к готовности молодых специалистов строительного профиля выполнять трудовые функции по различным рабочим профессиям. Так, по данным опроса, проведенного комиссией Общественной палаты нашей страны по развитию высшего образования и науки, стало известно о том, что 85% работодателей считают необходимым повысить уровень практической подготовки студентов в вузах. Исследование, проведенное с участием более 1000 работодателей из 89 регионов страны, показало, что, с одной стороны, более 80% опрошенных согласны с совершенствованием теоретической подготовки выпускников и довольны ее уровнем, с другой стороны, абсолютное большинство работодателей не удовлетворены практической подготовкой выпускников и студентов. По мнению работодателей, вследствие низкого качества практической подготовленности выпускников и молодых специалистов наблюдаются затруднения с выполнением конкретных трудовых задач. Среди основных доводов работодателей в пользу совершенствования практической подготовки студентов приводятся следующие:

- отсутствие у молодых специалистов-соискателей профильного опыта работы (18%);

- необходимость дополнительного обучения для новоиспеченных специалистов (17%);

- отсутствие у выпускников вузов необходимых компетенций и навыков (17%);

- завышенные зарплатные ожидания молодых специалистов (26%) и др [1].

Конкретно для строительного профиля опыт общения с работодателями (СРО Союз профессиональных строителей, группа Аквилон, РК-Инвест, Прогресс-Строй, АрхангельскГражданРеконструкция) показывает наличие определенных и систематических проблем в данной отрасли. К ним относятся: дефицит молодых профессионалов, нежелание молодежи идти на квалифицированные рабочие специальности, недостаточная компетентность в области современных технологий строительного производства, слабое развитие профессиональных умений и навыков. Как видно, дефицит молодых кадров и низкая мотивация молодежи учиться и работать по квалифицированным рабочим специальностям являются систематическими проблемами, решение которых требует незамедлительного принятия мер как со стороны государства, так и со стороны самих учреждений высшего и профессионального образования, научно-педагогических работников. При непосредственной поддержке министерства науки и высшего образования, а также за счет грантов Российского Студенческого Отряда (РСО), на базе САФУ имени М.В. Ломоносова проводятся курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) по следующим квалифицированным рабочим специальностям строительного профиля:

- 12680 Каменщик;

- 16671 Плотник, 2 разряд;

- Монтажник каркасно-обшивных конструкций, 3 разряд;

- Маляр строительный, 2 разряд.

Обучение по данным рабочим профессиям осуществляется с привлечением опытных преподавателей и специалистов с соблюдением требований российского законодательства, профессиональных стандартов и учетом пожеланий работодателей с целью практико-ориентированной подготовки будущих кадров строительного профиля. Слушателями данных программ являются студенты университета, что способствует их более интегрированному обучению практической строительной деятельности. При реализации программ ДПО слушателями приобретаются знания, умения, навыки, формируются соответствующие профессиональные компетенции. Для примера рассмотрим программу по профессии 12680 Каменщик. При освоении данной программы формируются следующие четыре группы профессиональных компетенций:

1) «Разборка вручную видов бутовых фундаментов, типов кирпичной кладки стен и столбов» [7];

2) «Кладка кирпичных и бутовых столбиков под половые лаги. Рубка кирпича. Конструктивная и пригоночная теска кирпича» [7];

3) «Заполнение каналов и коробов различными материалами для теплоизоляции. Выполнение цементной стяжки. Применение рулонных материалов для горизонтальной гидроизоляции фундамента» [7];

4) «Кладка стен из кирпича и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой деформационных швов по ходу кладки. Кладка забутки для кирпичных стен. Монтаж в каменных зданиях железобетонных перемычек над проемами и нишами» [7].

Слушатели курсов рассматриваемой программы приобретают соответствующие умения:

1) «Пользоваться инструментом для разборки бутового фундамента, кирпичной кладки стен и столбов. Пользоваться инструментом для очистки кирпича от раствора. Пользоваться такелажной оснасткой, инвентарными стропами и захватными приспособлениями. Пользоваться инструментом и оборудованием для приготовления раствора. Пользоваться средствами индивидуальной защиты. Соблюдать требования безопасности при нахождении и выполнении работ на строительной площадке» [7];

2) «Определять сортамент и объемы применяемого материала. Пользоваться инструментом и инвентарем для кладки кирпичных и бутовых столбиков. Расстилать и разравнивать раствор при кладке типов конструкций. Пользоваться различными инструментами для ломки, рубки и тески кирпича. Уметь читать эскизы и строительные чертежи, применяемые в работе» [7];

3) «Пользоваться инструментом и приспособлениями для заполнения каналов и коробов теплоизоляционными материалами. Уметь применять инструменты и различные приспособления для выполнения типов цементной стяжки. Расстилать и разравнивать раствор при выполнении цементной стяжки. Пользоваться необходимым оборудованием, инструментом и современными приспособлениями при выполнении всевозможных гидроизоляционных работ» [7];

4) «Расстилать и разравнивать раствор на горизонтальных поверхностях возводимых стен. Владеть основными видами кладки: сплошной, облегченной, армированной, декоративной. Выполнять перевязку вертикальных, продольных и поперечных деформационных швов» [7]. 

По результатам обучения выпускники получают набор необходимых знаний:

1) «Основные виды и типы стеновых материалов, их сортамент, маркировка и критерии нормы расходов. Правила разборки кладки фундаментов, стен и столбов. Способы и правила очистки кирпича от раствора» [7];

2) «Сортамент, маркировка и нормы расходов применяемых материалов. Способы и виды кладки простейших конструкций. Способы и основные правила тески, ломки кирпича, пробивки отверстий, углублений и гнезд в кладке, а также назначение инструмента для выполнения этих работ» [7];

3) «Способы и правила заполнения каналов и коробов теплоизоляционными материалами. Основные свойства стеновых материалов и растворов, а также современных гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов для изоляции фундаментов и стен» [7];

4) «Способы расстилания растворов и раскладки кирпича на стене и в забутке. Правила и приемы кирпичной кладки стен и перевязки деформационных швов. Правила и энергосберегающие способы каменной кладки в зимних условиях» [7].

Таким образом, учебный план курсов по профессии 12680 Каменщик включает в себя непосредственно трудовые функции профессии «каменщик». Формирование указанных профессиональных компетенций способствует практической подготовленности слушателей.

Одним из факторов развития практико-ориентированной подготовки кадров строительного профиля является участие слушателей в различных конкурсах и соревнованиях профессионального мастерства. В отечественной науке различные исследователи отмечают важность проведения конкурсов профессионального мастерства [2], подчеркивая их практическую значимость [3]. С.В. Хромовских исследуя важность таких соревнований, рассматривает конкурсы профессионального мастерства как практический и проверенный метод развития трудовой деятельности, называя это «внутренним стимулом к профессиональному росту и совершенствованию» [4]. В исследовании Е.Г. Татариновой данный вид внеурочной работы выделяется как начальная стадия повышения уровня профессионализма, который способствует продуктивности выполнения работы по формированию профессиональных компетенций [5]. Таким образом, осознавая практическую необходимость конкурсов профессионального мастерства, мы понимаем их главную цель – выявление талантливых студентов, стремящихся к развитию знаний и умений, необходимых для качественной профессиональной подготовленности к трудовой деятельности. Для достижения этой цели выполняется целый ряд задач, объединенных идеей создания условий для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций и готовности к выполнению трудовых функций по выбранной профессии. 

В рамках практической подготовки слушатели рабочих профессий регулярно участвуют в различных соревнованиях и конкурсах профессионального мастерства. В данном исследовании мы рассмотрели период с 2011 по 2023 гг. В течение этого времени по различным рабочим профессиям наши слушатели достойно представляли университет и развивали свою практическую подготовленность к профессии (табл. 1).

Таблица 1. Хронология участия слушателей курсов дополнительного профессионального образования САФУ имени М.В. Ломоносова по квалифицированным рабочим специальностям строительного профиля

Дата проведения конкурсов

Наименования конкурсов и результаты участия слушателей

2011 г.

Участие двоих слушателей в Архангельском областном объединённом конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ» (ОК 016-94 «Маляр строительный»).

6-7 ноября 2014 г.

Завоевание второго места слушателем в Архангельском областном объединённом конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ» (ОК 016-94 «Маляр строительный»).

10-11 ноября 2016 г.

Завоевание второго места слушателем в областном объединенном конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области по профессии «Мастер отделочных строительных работ» (ОК 016-94 «Маляр строительный»).

4-8 января 2019 г.

Завоевание первого места по сумме баллов слушателем в III региональном чемпионате Ворлдскилс Россия Архангельской области по компетенции «Малярные и декоративные работы».

14-19 февраля 2021 г.

Завоевание второго места слушателем и участие двоих слушателей в V региональном чемпионате Ворлдскилс Россия Архангельской области по компетенциям «Кирпичная кладка» и «Малярные и декоративные работы» соответственно.

14-18 февраля 2022 г. 

Завоевание второго, третьего и четвертого места тремя слушателями в VI региональном чемпионате Ворлдскилс Россия Архангельской области по компетенциям «Кирпичная кладка», «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» и «Малярные и декоративные работы» соответственно.

28-30 марта 2023 г.

Завоевание второго места слушателем в окружном этапе Национального конкурса профессионального мастерства «СТРОЙМАСТЕР-2023» «Лучший мастер отделочно-строительных работ – 2023» (в г. Санкт-Петербурге на базе «Колледжа метростроя») в номинации «Лучший учащийся по специальности монтажник каркасно-обшивных конструкций-2023»

Практика показывает, что участие в различных конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства мотивирует слушателей к более глубокому изучению теоретической базы и практической составляющей профессии. По итогам обучения выпускники трудоустраиваются прорабами, мастерами в строительных фирмах, например, в компании «Группа Аквилон», а также ведут свой бизнес, занимаясь индивидуальным предпринимательством [6]. Таким образом, формирование профессиональных компетенций является одним из важных результатов практико-ориентированной подготовки строительных кадров в рамках ДПО.

Список литературы

  1. 85% работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/07/12/984879-85-rabotodatelei-govoryat-o-neobhodimosti (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Епифанцев К.В. Исследование трансформации конкурсов профессионального мастерства для подготовки высококвалифицированных кадров // Среднее профессиональное образование: как учить и учиться в современном мире. Сборник докладов Всероссийской педагогической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2022. - С. 22-31.
  3. Давыдова Т.Е. Подготовка специалистов для нужд национального производства в условиях новой реальности // Организатор производства. - 2022. - №3. Том 30. - С. 98-110.
  4. Хромовских С.В. Формирование общих и профессиональных компетенций посредством участия в конкурсе профессионального мастерства // Вестник научных конференций. - 2015. - №1-3. - С. 150-152.
  5. Татаринова Е.Г. Конкурсы профессионального мастерства как эффективное средство формирования профессиональных компетенций // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации. Материалы V Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Том 1. - Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2018. - С. 366-371.
  6. Северова Г.В., Кулиш Л.П. Обучение студентов САФУ современным строительным технологиями // Строительная наука-XXI век: теория, образование, практика, инновации Северо-арктическому региону. Сборник трудов международной научно-технической конференции (Посвящается 55-летию кафедры инженерных конструкций и архитектуры ИСиА, 20-летию российско-норвежского проекта по подготовке специалистов для операций с недвижимостью и 5-летию образования САФУ). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 354-357.
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. N 1150н "Об утверждении профессионального стандарта "Каменщик" // Справочно-правовая система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL: https://ivo.garant.ru/#/document/70857616/paragraph/1:1 (дата обращения: 20.02.2024).