УДК 376.37

Некоторые особенности построения предложений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Порошина Софья Ивановна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об особенностях построения предложений детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Выделены основные принципы работы с этими детьми, представлены практические рекомендации и стратегии их исправлений.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, коррекционно-логопедическая работа, нарушение синтаксических структур, нарушение синтаксических структур коррекционное логопедическая работа.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у детей в раннем возрасте и оказывает существенное влияние на их развитие и адаптацию в обществе. ОНР характеризуется нарушениями восприятия, анализа и воспроизведения речевых звуков, что приводит к трудностям в построении предложений. В данной статье рассматриваются основные особенности построения предложений у детей с ОНР и способы их коррекции.

Одной из основных особенностей построения предложений детьми с общим недоразвитием речи является нарушение грамматической структуры. Они часто допускают ошибки в использовании временных форм, родовых окончаний, числа, падежей и других грамматических категорий. Это связано с несформированностью у них навыков и знаний в области грамматики речи [2].

Дети могут допускать ошибки в согласовании числа и рода существительных и прилагательных, употреблять неправильные формы глаголов и неправильный порядок слов в предложении. Как пример можно привести такую форму построения ими предложений: "я ,бегу дома" вместо "я бегу домой".

Они могут испытывать трудности в построении сложных предложений, употреблении союзов и определений. Например, они могут сказать "я купить молоко" (я купил молоко) или "тёплый пальто" (тёплое пальто).

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи часто не умеют образовывать сложные предложения или использовать различные виды связи слов. Они склонны использовать простые и повторяющиеся предложения, также могут использовать неправильные конструкции и искажать порядок слов в предложении. Это свидетельствует о недостаточной развитости их навыков синтаксиса [3].

Они могут менять местами слова или использовать нестандартные порядки слов, что снижает понятность их высказываний. Примером являются такие формы : "я супа приготовил" (я приготовил суп).

Другой характерной особенностью является недостаточная связность и последовательность мыслей в предложениях. У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается дезорганизация предложений, отсутствие связующих слов и логического следования между частями предложения. Это затрудняет понимание и интерпретацию их высказываний.

Часто испытывают трудности в правильном использовании морфологических форм, что отражается на структуре предложений. Недостаточное понимание значения слов и их семантических отношений также приводит к ошибкам в построении предложений [2].

Дети с общим недоразвитием речи часто испытывают трудности с формулированием своих мыслей и их выражением в предложениях. Из-за ограниченного словарного запаса. Это уменьшает их возможность использовать разнообразные лексические единицы и термины. При этом могут наблюдаться проблемы с правильным выбором слов и недостаточным использованием синонимов и антонимов. Они обычно ограничиваются базовыми словами и примитивной лексикой, что делает их высказывания бедными и малоинформативными. [1]

Определенные трудности могут возникать и в сфере самоконтроля и саморегуляции речи. Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать затруднения в оценке правильности своих высказываний, контроле речевых ошибок и коррекции своей речи в процессе общения. [3]

Важно отметить, что особенности построения предложений детьми с общим недоразвитием речи могут быть различными и зависят от степени выраженности и характера нарушений речи. Некоторые дети могут иметь более серьезные проблемы в грамматике, в то время как у других основные проблемы могут быть связаны с формулированием мыслей или дезорганизацией предложений.

Неразвитость грамматических навыков так же является одной из особенностей. Дети строят предложения с ошибками в грамматике, например, неправильно подбирают окончания слов и нарушают порядок слов в предложении. Они могут использовать упрощенные формы глаголов и словосочетания без наличия союзов и других связей. Это связано с отсутствием понимания сложных грамматических структур [3].

Недостаточное употребление функциональных слов и союзов. Они могут пропускать союзы и другие слова, необходимые для связи частей предложения, что делает речь более протяженной и трудно запоминающейся для слушателя. Также дети могут не использовать сложные связи между частями предложения, например, не употреблять связующие глаголы. Это затрудняет понимание и интерпретацию их высказывания.

Испытывают трудности в построении понятных и связных предложений. Их речь может быть фрагментарной и бедной по содержанию. Дети пропускают важные элементы предложения или используют неверные слова, что может привести к неправильному пониманию их высказываний. Это связано с ограниченными коммуникативными навыками и слабым контролем над речевыми процессами.

У таких детей присутствует слабое понимание речевых моделей и правил. Они часто имеют трудности в структурировании предложений, понимании грамматических правил и правильном использовании слов. Это влияет на их способность выстраивать связные логикой предложения и передавать смысл своих высказываний.

В целом, дети с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте имеют особенности в построении предложений, связанные с неразвитостью грамматических навыков, ограниченным употреблением функциональных слов и союзов, затруднениями в построении понятных и связных предложений, а также недостаточным пониманием речевых моделей и правил. Работа над развитием этих навыков является важной задачей педагогов и родителей и поможет детям улучшить свои навыки в построении предложений и общении народном им языке.

 Всё вышеперечисленное выше позволяет выявить аспекты и моменты, на которые необходимо обратить внимание при работе с такими детьми. Понимание этих особенностей помогает разработать эффективные методики и стратегии коррекционно-развивающей работы, которые помогают детям преодолеть свои трудности и развивать коммуникативные навыки.

Первая стратегия, которую следует использовать - это создание благоприятной обстановки для развития речи. Она основывается на установлении положительных отношений с ребенком, проявлении понимания, развитии стимула к обучению, а также привлечении родителей к процессу обучения. Важно строить дружественные отношения с ребенком, давать ему возможность высказываться и быть услышанным. Родители имеют, будут иметь возможность заниматься с ребенком в домашних условиях, проводя речевые игры и упражнения.

Вторая стратегия - это индивидуализация обучения. Пдеагоги и родители должны принимать во внимание особенности речевого развития каждого ребенка и предоставлять индивидуальный подход к его обучению. Можно использовать различные обучающие материалы и игры, адаптированные к уровню развития ребенка.

Третья стратегия - это постепенное увеличение сложности заданий. Начинать обучение построению предложений нужно с простых и понятных конструкций, а затем постепенно усложнять их. Можно начать с простых вопросов, и переходить к составлению полных предложений. Важно давать ребенку задания, которые доступны уровню его развития, чтобы он был успешным и мотивированным обучаться далее.

Четвертая стратегия - это использование визуальных подсказок и поддержки. Дети с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в осознании и запоминании структуры предложений. Именно поэтому, визуальные подсказки, картинки или символы, могут существенно помочь им в этом процессе. Как пример, можно использовать иллюстрации, показывающие темы и предметы, о которых ребенок сам хочет рассказать. Такие подсказки будут помощником ему в формулировании своих мыслей в виде предложений. [2]

Пятая стратегия - это использование различных интенсивных программ и методик. Для детей с общим недоразвитием речи существуют специальные программы и методики, которые помогают им преодолевать трудности и развивать навыки построения предложений. Такие программы и методики могут быть эффективными инструментами в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

В заключении можно сказать, что построение предложений детей с общим недоразвитием речи является сложным процессом, требующим индивидуального подхода и систематической работы со специалистами в области логопедии и психологии. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода для достижения наилучших результатов в развитии речи. Поэтому раннее выявление проблем с речью и своевременное начало лечебных мероприятий играют ключевую роль в успешной коррекции [1]. Своевременно оказанная помощь в построении предложений у старшего дошкольного возраста детей с общим недоразвитием речи позволит им развить навыки коммуникации и успешно адаптироваться в обществе.

Список литературы

  1. Кузнецова, Е. Е. Обучение детей с ОНР в общеобразовательной школе//Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. №2. 188–191с.
  2. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 113 с.
  3. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: АРКТИ, 2005. с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: