УДК 376.37

К вопросу о нарушении интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Лобазова Юлия Вадимовна – студентка Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности нарушений интонации у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией минимального характера. Автор отмечает, что одной из ключевых проблем логопедии являются дефекты интонации у детей старшего дошкольного со стертой дизартрией. Интонационное оформление речевого высказывания у данной категории детей было исследовано в ходе эксперимента.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, стертая дизатрия, интонационная сторона речи, интонация, виды интонации, нарушения интонационного оформления высказывания.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие речи, появляется возможность уже выражать мысли и чувства.

Интонация относится к паралингвистическим средствам общения [4, с. 6]. Интонационная структура речи представляет собой сложный суперсегментный феномен, разделяющий весь речевой поток на различные смысловые блоки, выполняющие большое количество разнообразных функций. В особенностях интонации отражается индивидуальность говорящего, его психическое и физическое состояние, ситуация общения, стиль речи, диалект и др. [3, с. 24].

В старшем дошкольном возрасте начинается активное использование интонации для передачи своих эмоций и впечатлений. Дети осознают, что интонация может изменять смысл произнесенных ими слов, и что с помощью интонационной окраски речи их высказывание может влиять на других людей. Дошкольники используют паузы для выделения ключевых слов, могут повышать, понижать свой голос, варьировать темп речи. Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение [1, с. 286].

В логопедии одним из основных направлений являются коррекция дефектов интонационной окраски речи, которые часто бывают у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Согласно данным ученых, у старших дошкольников при стертой форме дизартрии часто встречаются нарушения просодии, охватывающие все структуры интонации.

Многие специалисты подчеркивают, что в результате исследований интонационной окраски речи у детей с дизартрическим компонентом наблюдается эмоциональная слабость речи, монотонность. У детей со стертой дизартрией имеются нарушения интонационной выразительности речи, в первую очередь, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур, особенно ритма и логического ударения [2, с. 30].

Из-за нарушения интонации у детей могут возникнуть проблемы в общении и обучении речи. При отсутствии коррекционного вмешательства проблема недостаточного развития интонационной выразительности речи может привести к устойчивым ошибкам в произносительной стороне речи, которые могут повлиять на различные аспекты, такие как письмо и чтение.

Нами было проведено исследование для выявления уровня овладения интонационными составляющими речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Был подобран ряд заданий для выявления уровня владения интонационными составляющими речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными проявлениями дизартрии. В исследовании, которое проводилось в индивидуальной игровой форме, участвовали дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Нами была применена модифицированная версия методики Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забородиной [4, с. 55].

Мы использовали различные ресурсы для изучения генезиса интонационной стороны речи у детей старше четырех лет, а развитие их интонационной стороны изучалось в последующих исследованиях по полученным материалам. В процессе обучения использовались предложения с основными типами интонации, их графических схем, поэтических текстов, иллюстраций, звуков, звукоподражаний, а также картинок-символов, отображающих эмоциональные состояния людей, а также их символов.

Для оценки уровня овладения интонационными компонентами речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии были выделены четыре уровня. Высокий уровень овладения интонационными формами речи фиксировался при полном и точном использовании интонационных компонентов в речи, отсутствии ошибок и отказов при выполнении заданий. Средний уровень устанавливался при недостаточной самостоятельности ребенка и ограниченном использовании им интонационных форм высказывания и их восприятия. Низкий уровень определялся при полном искажении интонационного оформления заданного речевого обращения и неспособности самостоятельно выполнить задание. Очень низкий отмечался при наличии отказов ребенка от выполнения предложенных заданий и ответах «не знаю». Все уровни были выделены нами самостоятельно на основе предложенной авторами балльной системы оценки предлагаемых ребенку заданий.

Для проведения исследования мы взяли задания из вышеупомянутой методики. Эти задания включали в себя проверку способности ребенка различать различные интонационные структуры в импрессивной речи, определение его умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, выявление умения анализировать восприятие и воспроизведение логического ударения.

Анализа полученных результатов показал, что уровень различения разнообразных интонационных структур в импрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией распределен следующим образом: 25% находятся на среднем уровне, 42% - на низком уровне, а 33% - имеют очень низкий уровень развития этой способности.

1

Рисунок 1. Уровни развития способности к различению разнообразных интонационных структур в импрессивной речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Детям старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией очень трудно распознавать заданный тип интонации по слуху. Большинство из них не обладают такой способностью и, следовательно, молчали, а потом отказывались выполнить данное задание.

Проанализировав полученные результаты, мы обнаружили, что уровень владения навыком различать интонационные структуры в выразительной речи распределен следующим образом: средний уровень владения составляет 8%, низкий уровень - 75%, а очень низкий уровень - 17%.

2

Рисунок 2. Уровни развития навыка распознавания различных интонационных структур в выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Заслуживает внимания тот факт, что дети столкнулись с самыми большими трудностями в использовании вопросительной и восклицательной интонации в своей речи. В то же время, использование повествовательного уклона в интонации вызывает у старших дошкольников с ослабленной дизартрией наименьшие затруднения.

Проведенный анализ результатов по определению уровня восприятия и воспроизведения логического ударения выявил следующие данные: 8% детей достигли высокого уровня развития данного навыка, 17% - среднего уровня, 42% - низкого уровня, а 33% - очень низкого уровня.

3

Рисунок 3. Уровни сформированности восприятия и воспроизведения логического ударения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Включение логического ударения в построение речевых высказываний обнаружено у 8% всех детей, овладевших умением использовать логические построения при понимании чужой речи.

Итак, стертая форма дизартрии оказывает значительное влияние на интонационное оформление речи детей.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
  2. Ларина Е.А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020. 120 с.
  3. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 176 с.
  4. Шевцова Е.Е. Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М.: АСТ: Астрель, 2009. 220 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: