УДК 614.2

Значение симуляционных технологий в практическом обучении медицинских работников в России

Антипова Ирина Николаевна – доцент кафедры Управления сестринской деятельностью филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве

Карибян Каринэ Вазгеновна  преподаватель кафедры Управления сестринской деятельностью филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве

Свиридова Татьяна Борисовна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Управления сестринской деятельностью филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве

Комарова Елена Анатольевна – преподаватель кафедры Управления сестринской деятельностью филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве

Аннотация: Симуляционные технологии в практическом обучении медицинских работников в России являются важнейшим инструментом современного медицинского образования. В последние годы стремительно внедряются в обучение медицинских работников виртуальные технологии. Для обучения медицинских специалистов уже недостаточно использовать простые муляжи и фантомы, необходимо применение новых передовых методов, к которым относятся технические средства обучения, позволяющие моделировать клинические ситуации из  их профессиональной деятельности. Целью обучения с использованием симуляционных технологий является приобретение и усвоение практических навыков максимально приближенных к реалиям. Симуляционные технологии применяются в узких областях медицины, а также при оказании экстренной помощи как в гражданской, так и в военной медицине, что позволяет сформировать навыки по оказанию помощи при редких патологиях.

Ключевые слова: образование, обучение, симуляционные технологии, симуляционное обучение, практический навык, симуляционный центр, организация здравоохранения.

Введение

Образование является важным элементом в жизни каждого человека. Для профессиональной деятельности недостаточно получения лишь теоретических знаний. «Войти» в профессию позволяет приобретение практических умений и навыков. В гражданской, а также в военной медицине это является неотъемлемой частью успешной карьеры. Медицинский мир развивается каждый день. Подходы к обучению меняются и усовершенствуются из года в год. Огромное влияние на модификацию методик обучения оказывает мировая политическая ситуация, экологический, экономический и географический факторы. В наши дни одним из значимых направлений обучения медицинских работников является симуляционное практическое обучение, которое имеет возможность максимально приблизить методики обучения к реальной профессиональной деятельности. С появлением новых передовых технологий в данной сфере становится возможным приблизить процесс обучения к реальности, с учетом перечисленных факторов. Развитию симуляционного обучения в медицине способствует научно-технический прогресс.

Новейшие технологии в различных областях создают фундамент для создания и совершенствования виртуальных симуляторов. Химическая отрасль обеспечила появление манекенов из современных материалов: пластика и силикона. Электронно-вычислительные технологии используются в работе роботов-симуляторов, а также виртуальных моделей манекенов. Основы симуляционного обучения сначала применялись в различных областях, таких как авиация, военное дело, позже их адаптировали к медицинским реалиям. Становление симуляционного обучения в медицине можно проследить от докомпьютерной эры, когда обучение проводилось на естественных биологических материалах и анатомических моделях, приготовленных специальным образом, таких как кости, органы, ткани, далее с появлением компьютерных методик и виртуальных технологий, обучающие материалы становятся искусственными, но более долговечными.

Цель статьи: ознакомить читателя с внедрением симуляционных технологий в практическое обучение медицинских работников в России, показав его преимущества перед традиционными подходами.

С середины 20-го века тренажеры являются обязательной частью обучения в летных центрах. Видя эффективность симуляционных технологий их начинают использовать в обучении медицинских работников в разных странах мира, а также на территории нашей страны. Опираясь на зарубежный опыт и в России появляются симуляционные технологии обучения. В начале 21-го века в 2002 году на Съезде эндохирургов в Институте им. Вишневского представлен виртуальный симулятор. Немного позднее в 2008 году появляется робот-симулятор пациента. В 2011 году происходит первое централизованное оснащение симуляционных центров в рамках Федеральной программы охраны материнства и детства, а также появляется первый мультидисциплинарный симуляционный центр, оборудованный системами высшего класса реалистичности. С успехом к этому движению присоединяется и военная медицина, открывая в своих стенах симуляционный центр на базе Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в Санкт-Петербурге, а также в московском филиале, где с успехом занимаются как курсанты, так и действующие врачи, фельдшеры и медицинские сестры. Наличие симуляционных технологий в военной медицине позволяет быстрее и эффективнее вырабатывать практические навыки необходимые военным медицинским специалистам.

Сегодня, благодаря, появлению и развитию таких направлений как кибернетика, робототехника, VR-технологии возможности симуляционного обучения охватывают практически все медицинские специальности, что можно отнести к их достоинствам. Обучаемые получают знания, умения и опыт, не рискуя здоровьем пациентов. У врача, фельдшера или медицинской сестры нет права на ошибку. Важно понять причины профессиональных ошибок, которые могут быть случайностью или носить закономерный характер. Джеймс Ризон в 1990 году описал модель причинно-следственной безопасности под названием «Швейцарский сыр» (рисунок 1), которая дает представление о цепочке ошибок. Автор в своей модели показывает разные уровни, на которых могут происходить ошибки, что очевидно и наглядно демонстрируется на ломтиках сыра. При безошибочных действиях в ломтиках сыра дырки полностью отсутствуют. В реальности в каждом ломтике разрезанного сыра имеется множество дырок или ошибок, которые появились в разное время и стали причиной непредвиденного события. К сожалению, при обучении медиков ошибки неизбежны, но их необходимо вовремя обнаружить и устранить [4].

image001

Рисунок 1. Модель причинно-следственной безопасности «Швейцарский сыр»

Именно новые технологии позволяют минимизировать ошибки, обучая в формате ситуационных игр на клинических симуляторах. Доказано практическим опытом, что игровые методики в обучении приносят больше пользы и результативности, чем классические. Жизнь пациентов в таких условиях не подвергается угрозе, а обучаемый приобретает неоценимый опыт, который использует в работе с реальными пациентами. Симуляционное обучение полезно не только при первичном обучении, но и при повышении квалификации дипломированных специалистов, что дает возможность освоить новые компетенции. Некоторым специалистам необходимо вспомнить утраченный навык, который не использовался какое-то время. Это поможет избежать неуверенности при диагностике, лечении, оказании экстренной помощи, а главное способствует предотвратить потенциальные ошибки.

В России среди первых производителей симуляционного оборудования можно выделить НПО «Элтек-Иркутск» (манекены для отработки навыков базовой СЛР), «Зик-А» (манекены для основных мануальных навыков), «Эйдос» (высокотехнологичные роботы и виртуальные симуляторы), «Зарница» (тренажеры по основным медицинским специальностям), «Медтехника СПб» (муляжи и многофункциональные роботы-симуляторы). Многие производители появились на базе крупнейших медицинских университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. Среди производимых в России тренажёров и симуляторов есть и простые, которые служат лишь для отработки базовых медицинских навыков, а также сложные виртуальные симуляторы, которые используют для проведения имитации различных хирургических вмешательств.

Актуальность

Симуляционное обучение – практическая основа медицинского образования. Развитие симуляционного обучения в России началось с появления в конце прошлого века сначала симуляционных классов, которые позднее переросли в симуляционные центры.

image002

Рисунок 2. Классификация симуляционных центров.

Сейчас не одно уважающее себя учебное медицинское заведение не представляет свою деятельность без такой штатной единицы. С появлением процедуры аккредитации, которая является необходимым этапом вхождения в профессию становится понятно, что эту задачу можно осуществить на площадках симуляционных центров. В ответ на это симуляционные центры проходят реструктуризацию и становятся аккредитационно-симуляционными центрами.

В нашей стране создано Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД), которое разработало классификацию симуляционных центров, определив их уровни (рисунок 2) и симуляционного оборудования (рисунок 3). Опираясь на описанные классификаторы РОСОМЕДа можно понять мощность и возможности Центра [1, 2, 5, 6].

image003

Рисунок 3. Классификация симуляционного оборудования.

Основная часть

На пути внедрения симуляционных технологий для обучения как гражданских, так и военных врачей, фельдшеров, медицинских сестер, а также создания симуляционных центров в нашей стране возникают некоторые трудности. Рассмотрим основные из них. Первая и основная проблема – бюджет. Не все образовательные организации имеют достаточно денежных средств для оснащения симуляционного центра или кабинета, а главное поддержания его работоспособности в последующие годы. Вторая проблема – организация работы центра. На сегодняшний день, в нашей стране, нет специализированного основного образования для сотрудников таких центров. Часто в центрах работают совместители, которые являются практикующими медицинскими работниками или сотрудниками кафедр. Третья проблема – площадь. Часто она бывает слишком мала и не позволяет разместить все имеющееся симуляционное оборудование в соответствии с нормативными документами. Четвертая проблема напрямую вытекает из предыдущей. Если площади центра невелики, то организовать учебный процесс и составить адекватное расписание для всех видов активностей очень сложно. Порой студенты (слушатели) могут попасть в центр только на последних курсах или при подготовке к аккредитации. А если центр многопрофильный и еще охватывает обучение слушателей циклов повышения квалификации, то это становится большой организационной проблемой.

В рамках организации учебного процесса необходимо учитывать, что ряд симуляционного обучения является универсальным и применяется при подготовке по всем специальностям, как например навык по базовой сердечно-легочной реанимации. Базовая сердечно-легочная реанимация является обязательным навыком для первичной и первичной специализированной аккредитации по всем специальностям. Некоторое оборудование является узкопрофильным и используется при обучении по одной специальности. Кабинетов с универсальным симуляционным оборудованием должно быть сформировано больше, чем кабинетов с узкопрофильным оснащением так как оно эксплуатируется чаще. Также важно учитывать время, отводимое учебной программой для занятий по разным темам. Ряд тематик в программе обучения являются ознакомительными, а некоторые требуют формирования устойчивого навыка. Порой времени на отработку неотложных и экстренных медицинских навыков не хватает.

Обучение в медицинских образовательных организациях невозможно без самостоятельной работы обучающихся. Такая работа предусматривает доступ студентов к дорогостоящим симуляторам, а роль преподавателя состоит в наблюдении и контроле, координации их действий как перед началом работы, так и при подведении итогов, анализе возможных ошибок. Что также часто является проблемой, так как в учебные программы не заложен подобный вид контроля.

Необходимое и достаточное наличие расходных материалов также может быть проблемой симуляционного центра. Большая часть таких материалов является индивидуальными и используется один раз с последующей утилизацией. При высокой проходимости центра при обучении и проведении аккредитации необходимо закладывать в смету учреждения средства на пополнение расходных материалов. Сложным, не всегда понятным является вопрос ухода за симуляционным оборудованием и его обработка после использования. Нет ясности кто это должен проводить и с какой кратностью, какие средства для этого использовать. Некоторые паспорта тренажеров указывают на такие условия, но есть оборудование, в паспортах которых отсутствует данная информация. Если полноценно проводить санитарно-гигиеническую обработку оборудования, то необходимо в работе симуляционных центров закладывать санитарные и профилактические дни, что сложно предусмотреть в годовом учебном расписании [3].

Вывод, который можно сделать свидетельствует о том, что необходимо тщательно прорабатывать все эти вопросы перед открытием симуляционного центра, а также заранее предусмотреть в процессе эксплуатации центра. В идеале все обучающиеся должны получать беспрепятственный, систематический доступ к симуляционному оборудованию во время обучения, а для этого тренажеров и расходных материалов должно быть в достаточном количестве, и все тренажеры должны работать исправно.

Вспоминая российскую историю становления обучения в области медицины, мы опираемся на приобретение практического опыта у постели больного и несомненно, симуляционные технологии не могут его заменить, но наравне с эволюционным подходом имеют ряд преимуществ. К основным преимуществам применения симуляционного обучения можно отнести такие как:

  • полное отсутствие риска для пациентов;
  • контроль достигнутого профессионального уровня за счет программного обеспечения симуляторов;
  • бесчисленное количество повторов попыток для отработки навыков;
  • возможность отработки навыков при редко встречающихся патологических состояниях;
  • отработка навыков при угрожающих жизни состояниях;
  • возможность аудио и видео регистрации навыков с последующим просмотром;
  • помощь в работе преподавателя, за счет частичного перекладывания обучающей функции на симулятор;
  • увеличение стрессоустойчивости обучающихся во время отработки первых самостоятельных манипуляций.

Определив преимущества, мы установили, что симуляционное обучение, является обязательным компонентом в профессиональной подготовке медицинских работников по всем специальностям без исключения, ведь симуляция предусматривает интерактивный вид деятельности «погружения в среду» путем воспроизведения реальной клинической картины без сопутствующего риска для пациента.

Заключение

Симуляционные технологии в обучении являются важнейшим инструментом современного медицинского образования в России, так как способствует повышению качество обучения и конкурентоспособности медицинского образования в нашей стране. Разнообразие обучающих клинических сценариев повышает мотивацию, интерес обучающихся к овладению практическими навыками и их способность реализовывать эти умения в профессиональной деятельности. Использование симуляционных методов обучения не заменяет полностью реального пациента, однако моделирование различных клинических ситуаций в условиях, приближенных к жизненным, позволяет обучать студентов и слушателей циклов дополнительного профессионально образования, а также повышать уровень квалификации врачей, безопасно для пациентов и обучающихся.

Симуляционное обучение на доклиническом этапе позволяет без вовлечения в учебный процесс пациентов освоить практические манипуляции и приобрести первичные навыки, что при продолжении обучения на клинической базе обеспечит увеличение эффективности обучения за счет снижения стресса и уменьшения количества ошибок.

Эффективность симуляционного обучения на последипломном этапе неоспорима. Его использование дипломированными медицинскими специалистами при прохождении обучения на циклах повышения квалификации дает возможность сохранить и не утратить временно не используемые навыки. Обучение с помощью симуляционных технологий можно применять без отрыва от производства по средством создания симуляционных классов на базе медицинских организаций. Использование симуляционных методик дает уникальные возможности для практикующих специалистов, как в процессе обучения, так и при проведении процедуры аккредитации.

Список литературы

  1. Специалист медицинского симуляционного обучения / Ж. А. Акопян, А. А. Андреенко, Е. Ю. Васильева, М. Д. Горшков, Д. М. Грибков, Е. В. Дьяченко, З. А. Зарипова, А.С. Зверев, А. Л. Колыш, В. А. Кубышкин, З. В. Лопатин, В. С. Олексик, Е. Г. Рипп, А. А. Свистунов, Ж. М. Сизова, Н. С. Сляднева, К. В. Титков, Е. М. Хаматханова, Г. В. Хлестова, С. В. Ходус, Л. Ю. Чучалина, Л. Б. Шубина // под ред. М. Д. Горшкова. — Москва : РОСОМЕД, 2021. – 500 с.
  2. Симуляционное обучение по хирургии / под ред. В.А. Кубышкина, С.И. Емельянова, М.Д. Горшкова – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 264с.: ил.
  3. Свиридова Т.Б., Мохнатов Е.Г., Голдина Е.А., Карибян К.В., Антипова И.Н. Особенности подготовки медицинских сестер в современных условиях // Медицинская сестра. 2023. Т.25. №3. С.11-15
  4. Симуляционное обучение в профессиональной подготовке врачей: Учебное пособие / И.А. Крутий; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 2019 – 79 с.
  5. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / сост. М.Д. Горшков; ред. А.А. Свистунов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288с.: ил.
  6. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / сост. М.Д. Горшков, ред. В.В. Мороз, Е.А. Евдокимов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 312с.: ил.

Интересная статья? Поделись ей с другими: