УДК 37.013

Специфика экологического воспитания обучающихся среднеобразовательных учреждений

Сущенко Анастасия Николаевна – магистрант Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Ляхов Андрей Игоревич – магистрант Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием экологической культуры обучающихся в среднеобразовательных учреждениях. Определена важность роли, которую выполняет школа в процессе экологического воспитания. Выявлено, что обучающийся должен быть «погружен» в экологические ценности, которые окружают его не только в школе, но и за ее пределами, что позволяет усилить эффективность процесса формирования экологической культуры. Предложены педагогические условия, которые должны сформировать образовательную среду, направленную на формирование и развитие экологической культуры обучающихся с помощью средств воспитания.

Ключевые слова: молодежь, сельские территории, экологическое воспитание, обучающиеся.

Рассматривая вопросы, связанные с формированием экологической культуры у обучающихся среднеобразовательных учреждений, отметим, что в этом процессе необходимо использовать как традиционные, так и инновационные образовательные практики.

В настоящее время возрастает актуальность задач воспитания экологической культуры обучающихся, что нашло отражение в направлениях государственной политики нашей страны. Остро стоят вопросы формированию основ экологической грамотности у российских школьников, что обусловило необходимость поддержки на уровне государства деятельности тех общеобразовательных учреждений, которые занимаются обучением учащихся в области охраны окружающей среды.

Все это позволяет сказать, что школа выступает как важный элемент государственной системы, который способствует воспитанию разносторонней личности, которая может не только постоянно заниматься вопросами своего совершенствования, но и мыслящей экологическими категориями, что приводит к экологически осознанному поведению.

Если говорить о том, что способствует достижению наиболее положительных результатов, связанных с процессом воспитания экологической культуры у обучающихся, то здесь следует отметить необходимость создания специального образовательного пространства, которое можно рассматривать как образовательную среду. 

Под образовательной средой понимают «специально созданную и определенным образом структурированную часть образовательного пространства, в которой осуществляется целенаправленная образовательная деятельность в целях осуществления процесса воспитания экологической культуры у обучающихся» [1].

Считаем, что данная деятельность должна охватывать не только общеобразовательные учреждения, но и секции экологического воспитания, Интернет-ресурсы и пр. Следовательно, обучающийся должен быть «погружен» в экологические ценности, которые окружают его не только в школе, но и за ее пределами.

Проведенный нами анализ литературных источников, посвященных теме исследования, позволил нам выделить набор элементов образовательной среды общеобразовательного учреждения, к которым можно отнести педагогические условия и средства, предметное и социальное окружение [2]. Тогда можно говорить о том, что экологическое образование может быть реализовано с помощью не только учебной деятельности учащихся, но и что немаловажно их внеклассной и внеурочной деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению педагогических условий, которые должны сформировать образовательную среду, направленную на формирование и развитие экологической культуры обучающихся с помощью средств воспитания.

Считаем, что в качестве первого такого условия необходимо рассмотреть организация единого образовательного пространства, в которое интегрированы все виды экологического воспитания, а именно учебная, внеклассная и внеурочная деятельность. Такая интеграция позволит максимально вовлечь учащихся в процесс формирования и развития экологической культуры.

Если говорить о роли учебной деятельности в этом процессе, то на наш взгляд важную роль играют учебные предметы естественнонаучного профиля [5], т.к. в них органично можно включить необходимый экологический материал. При этом необходимо учитывать специфику развития региона РФ, национальные традиции проживающих в нем этносов и существующие экологические проблемы.

На наш взгляд, здесь необходимо использовать те возможности, которые предоставляет основное и дополнительное образование. Дополнительное образование экологической направленности позволит повысить «реализацию творческого и интеллектуального потенциала личности» [2] и создать непрерывный процесс экологического воспитания.

В качестве второго условия могут выступить педагогические технологии, которые направлены на воспитание экологической культуры у обучающихся.

Именно с помощью педагогических технологий можно раскрыть имеющиеся возможности формирования экологической культуры обучающихся, которые предоставляет образовательная деятельность. Необходимо учитывать, что типовые уроки не должны дублировать образовательные технологии, используемые во внеучебной деятельности. Лучше всего ориентироваться на такие образовательные технологии, которые позволяют развивать проектную деятельность, критическое и системное мышление обучающихся.

В качестве третьего условия может выступить сам педагогический процесс, который позволяет «включить» обучающихся в экологическую культуру. Здесь необходимо учитывать, что учащийся выступает как самостоятельная личность, которая формируется в определенной среде исходя из того какие культурные нормы и ценности в него закладывают педагоги и родители.

Следовательно, педагог выступает в роли «посредника между ребенком и культурой» [3]. С помощью образовательных технологий педагог транслирует ценности экологической культуры, помогает сформировать необходимый жизненный опыт обучающегося и его отношение к экологическим ценностям.

Завершая нашу статья согласимся с исследователями, которые отмечают, что «опережающий, проектный характер экологического образования становится ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира - воспитание людей, способных нормально адаптироваться и существовать в динамичном мультикультурном обществе» [3].

Список литературы

  1. Горелова Р.И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе // Принципы, цели, задачи формирования экологической культуры учащихся в современной школе: монография. М.: ИНИМ РАО, 2010. 245 с.
  2. Калинникова М.В. Модели внедрения экологической культуры в образовательные учреждения // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 106-113.
  3. Куприянова Т.С. Теоретико-методическая база для формирования экологической культуры личности в процессе взаимодействия с природой и творческой созидательной // Современные проблемы науки и образования. № 5. С.173-178.
  4. Соловьев А.Ю. О формировании экологической культуры в условиях детско-юношеских общественных объединений: из опыта работы Малой академии наук экологии и краеведения // Воспитание школьников. 2010. № 3. С. 17-20.
  5. Чуйкова Л.Ю. Экологическая культура, как продукт экологического образования, и ее связи с культурой общества // Экология России: путь к инновациям: межвузовский сборник научных трудов. Астрахань, 2011. С. 27-35.

Интересная статья? Поделись ей с другими: