УДК 376.36

К вопросу о развитии навыков словообразования у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Бобров Дмитрий Николаевич – студент Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Особое внимание уделяется этапам усвоения словообразовательных навыков. В статье также описывается феномен словотворчества в речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, онтогенез речи, словообразование, словообразовательные навыки, словотворчество.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное овладение речевыми навыками, словообразовательными навыками, поскольку данный период развития детей является наиболее сензитивным. Именно поэтому данный этап является важным для формирования связной речи в целом [6].

Многие исследователи в области лингвистики, логопедии, психологии такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие занимались изучением вопросов, связанных с формированием и развитием навыков словообразования у детей в дошкольного возрасте.

Как отмечают Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова, «словообразование – это образование новых слов путём соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке» [3, c. 345].

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают следующее определение с логопедической точки зрения: «словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем» [1, c. 34].

По мнению Т.В. Тумановой, выделяются три основных этапа, когда детьми дошкольного возраста усваиваются навыки словообразования [5].

Первый этап. Происходит формирование предпосылок к развитию словообразования. Данный этап длится с 2,6 до 3,6-4 лет.

В течение данного времени формирование словообразовательных навыков происходит с того момента, дети осваивают структуры родного языка. Тем не менее их языковые навыки еще не развиты достаточно для осознанного выражения своих мыслей и ассоциаций.

Таким образом, на данном этапе для оценки ситуаций дети, в основном, используют аналитический подход, который не приводит к полному сформированию языковых навыков.

Однако, уже на данной стадии развития словообразования дети начинают усваивать морфемы с различными значениями. Они начинают ориентироваться на звуки и распознавать значения аффиксов, используемых в некоторых словах. 

Как отмечает А.Г. Тамбовцева: «…на этом этапе ребенок начинает осознавать значение некоторых словообразующих аффиксов, так, 60% детей младшего возраста овладевают значением суффиксов уменьшительности и увеличительности, 35% детей распознают значение не взрослости» [4, с. 86].

Сначала дети распознают звуковую структуру слов, а затем морфемы внутри слова. При формировании правил их предпочтение отдается объединению сложных слов и использованию одной из их частей в качестве основы для обозначения реальных событий, связей и отношений. Однако на данном этапе дети все еще не полностью понимают смысл слов.

Второй этап. Происходит активное овладение период активного овладения словообразовательными навыками и дошкольники демонстрируют перманентное словообразование. Этот этап длится с 3,6-4 до 5,5-6 лет.

В данном этапе активно задействуется языковой опыт ребенка при восприятии производного слова. Ребенок начинает догадываться о значении производного слова, используя не только практические знания о предмете, но и понимая структуру производного слова и значения его составных частей.

Таким образом, ребенок объясняет значение производного слова, учитывая его структуру, и это созданное производное слово полностью отражает связи и отношения между элементами реальной ситуации деятельности.

Данное явление свидетельствует о наличии особого модельного типа словообразования, который устанавливает связь между реальным явлением и языковыми средствами его выражения. Модельный тип представляет собой модель звуковой формы.

Модельный тип словообразования, существующий в сознании детей, относительно устойчив, и в рамках этого модельного типа дети способны создавать слова с разнообразными и сложными значениями.

Ученые отмечают, что процесс производства дериватов имеет два аспекта. Во-первых, способность ребенка создавать производные слова связана с его способностью выделять нечто новое и различать этот объект от аналогичных, обозначенных простыми существительными, с которыми он уже знаком. Процесс выделения нового и определения сходств и различий происходит благодаря сравнению уже известных образов подобных объектов, которые ребенок осознает в настоящий момент. Это внутренний психический процесс, в рамках которого происходят качественные изменения в объекте номинации.

Другими словами, это процесс приобретения новых познаний об объекте номинации. С другой стороны, этот навык связан с усвоением языковых средств выражения новых познаний об объекте номинации, которое в детском возрасте происходит путем обобщения наиболее распространенных моделей словообразования и преобразования их в модельные типы [3].

Именно в этот период у детей проявляется способность образовывать производные слова. Фиксируется феномен «номинативного взрыва» в детской речи именно в этот период. Поскольку коммуникативные потребности не могут быть удовлетворены только путем расширения словарного запаса, в детской речи происходит всплеск использования «детских» слов.

Ребенок создает новые словоформы в соответствии с усвоенными правилами. При этом новые детские слова образуются в соответствии с производными значениями, используя продуктивную модель современного языка (например, «соритель» - тот, кто сорит, от «строитель» - тот, кто строит) [5].

Третий этап. Дети усваивают нормы и правил словообразования происходит развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе формирования слов. 

Важным аспектом этого этапа является критическое отношение к речевой деятельности и снижение интенсивности словообразования. Этот этап длится, как правило, с 5 до 6 лет.

Семантика производных слов постепенно теряет связь с реальной ситуацией общения. Постепенно процесс деривационного словообразования приводит к использованию широко принятых правил словообразования, которые становятся неотъемлемой частью языковых навыков.

Основой для овладения правилами словообразования является обобщение взаимосвязи между звуковой формой грамматических элементов и их значением, а также осознание ребенком своей роли и аспектов поведения в языковой среде [5].

Отмечается феномен словотворчества в речи детей дошкольного возраста, когда дети в возрасте от двух с половиной до трех лет часто создают свои собственные слова или изменяют существующие, чтобы выразить свои мысли и чувства. Такое создание слов – это творческое самовыражение ребенка и еще один способ развития языковых навыков [2].

Как отмечает Д.Б. Эльконин, словотворчество – «это симптом овладения ребенком языковой действительности» [8, c. 75].

Развитие словотворчества является ярким свидетельством активного освоения ребенком грамматических структур. Это процесс, в ходе которого ребенок учится использовать язык как реальный инструмент и применять его на практике, чтобы полноценно понимать мир вокруг себя [7].

По мнению А.Г. Тамбовцевой, суть детского словотворчества заключается в постепенном развитии внутренней способности ребенка легко и быстро ориентироваться в новых словах, даже в тех случаях, когда ему необходимо создавать собственные слова [4].

Таким образом, формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста в онтогенезе начинается еще на самом раннем этапе развития и данный процесс постепенно совершенствуется.

Изначально дети интуитивно пытаются выявлять очертания звуков и их сочетаний, не обращая внимания на языковые правила. Постепенно, они начинают понимать структуру слова и различать основы и аффиксы слов.

В формировании навыков словообразования у дошкольников играют существенную роль разнообразные обучающие игры, задания и упражнения, которые рассказывают им о возможности формировать слова, добавляя приставки, суффиксы и окончания.

Важно также помогать детям научиться анализировать слова, распознавая корни, приставки и окончания.

В конечном итоге, развитие словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста поможет постепенно увеличить объем словарного запаса, улучшить навыки общения и поведения в социуме и овладеть основами языка в целом.

Список литературы

  1. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2016. – 224 с.
  2. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 448 с.
  3. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 2015. – 399 с.
  4. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду : автореферат канд. дисс. / А.Г. Тамбовцева. – М., 2015. – 224 с.
  5. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. – М.: 2014. – 142 с.
  6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 288 с.
  7. Черемухина Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования / Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. – 2015.
  8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2017. – 211 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: