УДК 37

Социально-педагогические условия экологического воспитания детей дошкольного возраста

Ерофеева Валерия Сергеевна – студент Амурского государственного университета

Бурдуковская Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Амурского государственного университета

Аннотация: В современном обществе экологическое воспитание дошкольников является неотъемлемой составляющей современной системы образования. Формирование экологической культуры, сознательного отношения к окружающей среде необходимо начинать с ранних лет жизни ребенка.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольный возраст, природная среда, эко-игры, эко-праздники, природоохранные мероприятия, экскурсии.

Экологическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, организованный, планомерный, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий формирование и развитие у человека ответственного отношения к природе как универсальное значение.

Создание развивающей природной среды в учреждении дошкольного образования является важным условием экологического воспитания. Это может включать экологическую тропу, огород, уголок природы, аквариум и многое другое. Наблюдение за растениями и животными, уход за ними способствует развитию эмоционально-ценностного отношения к природе.

Активное участие детей в практической природоохранной деятельности также играет ключевую роль. Это может быть уборка территории, высадка растений, кормление птиц зимой, создание искусственных гнездовий и тому подобное. Дети должны непосредственно приобщаться к заботе о природе.

Ознакомление с народными традициями, обычаями, ремеслами, которые связаны с природой, формирует уважительное отношение к ней. Празднование экологических праздников, рассказы о народных приметах, занятия по народному творчеству развивают любовь к родному краю.

Экологические игры и занятия являются неотъемлемой составляющей экологического воспитания. Они должны интегрировать различные виды деятельности-игровую, речевую, художественную, познавательную и тому подобное. Игры помогают формировать экологические представления посредством моделирования природных явлений и обстоятельств.

Использование разнообразных наглядных материалов, книг, фильмов, мультфильмов естественного содержания также значительно обогащает экологические знания дошкольников. Важно, чтобы эти материалы были яркими, доступными и вызывали интерес у детей.

Большое значение имеет компетентность педагогов по вопросам экологического воспитания. Воспитатели учреждений дошкольного образования должны быть осведомлены с современными методиками, путями формирования экологического сознания детей, создавать соответствующую развивающую среду.

Перечень проектов, которые на данный момент реализуются в Амурской области в сфере экологического воспитания детей дошкольного возраста:

Мероприятие/Организация

Содержание

Учреждения дошкольного образования

Создание уголков природы, огородов, экологических троп, организация экологических занятий, игр, праздников

Экологические кружки

Изучение природы, изготовление экологических игрушек и сувениров из природных материалов

Зоопарки, дендрарии

Экскурсии для ознакомления с животными и растениями

Эко-фестивали, конкурсы

Привлечение детей к творческим экологическим конкурсам и фестивалям

Природоохранные организации

Проведение эколого-образовательных

мероприятий, акций по озеленению, уборке территорий

 

Центры эко-образования

Организация интерактивных экологических занятий, экскурсий

Эко-музеи              

Ознакомление с природными объектами, музейными экспозициями

Семейные эко-клубы

Проведение совместных семейных эко- мероприятий, экскурсий

В учреждениях дошкольного образования создаются специальные условия для ознакомления детей с природой. В помещении обустраиваются уголки природы с аквариумами, террарирумами, растениями, коллекциями природных материалов. На территории садика разбиваются огороды, цветники, мини-сады, где дети имеют возможность ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и развитием. Устраиваются экологические тропы с информационными стендами и оборудованием для исследовательской деятельности. Регулярно проводятся интегрированные занятия, ЭКО- викторины, игры, праздники естественного содержания.

Экологические кружки являются формой внешкольной работы, направленной на углубленное изучение детьми мира природы. Под руководством опытных педагогов дети открывают для себя богатство растительного и животного мира, учатся замечать и ценить красоту природы. На кружковых занятиях дети изготавливают экологические сувениры, игрушки, украшения из природных материалов - шишек, коры, листьев, цветов. Такие изделия затем используются в играх, для оформления интерьера или могут быть подарены родителям.

Экскурсии в зоопарки, дендропарки, ботанические сады позволяют детям непосредственно наблюдать за представителями фауны и флоры в максимально приближенных к природным условиям. Квалифицированные экскурсоводы рассказывают об особенностях различных видов животных, птиц, насекомых, растений, помогают понять их роль в природе. Дети могут изучить отдельных представителей поближе, покормить их, прикоснуться к ним. Такие экскурсии вызывают живой интерес и эмоциональный отклик у малышей.

Эко-фестивали и конкурсы – это яркие творческие мероприятия, способствующие формированию у дошкольников экологической культуры. На фестивалях дети демонстрируют свои таланты через разнообразные выступления-хореографические, вокальные, театральные композиции на естественную тематику. Также устраиваются выставки детских поделок из природных материалов. Конкурсы предусматривают соревнования между индивидуальными участниками или командами в знаниях о природе, умениях ее беречь, наблюдать за ней в художественно-творческой форме.

Природоохранные организации привлекают дошкольников к практической природозащитной работе, проводя эколого-образовательные акции по озеленению территорий, высадке деревьев и кустов, созданию цветников, подкормке птиц зимой, уборке берегов водоемов и тому подобное. Вместе с родителями и воспитателями дети ухаживают за растениями, обучаются правилам обращения на природе. Подобная деятельность позволяет им на практике реализовать заботу о родном крае, понять важность каждой личности для сохранения окружающей среды.

Центры ЭКО-образования организуют учебно-познавательные программы через применение интерактивных методик. Здесь создаются специальные экспозиции с макетами природных зон и мест обитания, муляжами растений и животных. Дети имеют возможность принять участие в интерактивных играх, моделируя различные природные явления и ситуации. Проводятся научно-познавательные шоу с возможностью провести опыты и эксперименты на естественную тематику. Организуются ЭКО-экскурсии на природные объекты.

В эко-музеях под открытым небом дошкольники знакомятся с природными богатствами определенного региона страны. Они могут увидеть настоящих представителей местной фауны и флоры, посетить реконструированные архитектурные и этнографические комплексы, иллюстрирующие традиционный образ жизни наших предков в гармонии с природой. На территориях эко-музеев нередко присутствуют экологические тропы, городки ремесел, мастерские по изготовлению изделий из природных материалов.

Семейные ЭКО-клубы становятся все более популярной формой вовлечения родителей в экологическое воспитание детей. В клубах проводятся совместные семейные ЭКО-мероприятия-экскурсии в парки, леса, выход на природу в разное время года, создание арт-объектов из природных материалов. Члены клуба вместе устраивают квесты, мастер-классы, просмотры ЭКО-мультфильмов. Такие мероприятия сплачивают семьи, помогают родителям и детям вместе получить новые знания о природе, укрепить эмоциональные связи через совместную деятельность.

Привлечение родителей к экологическому воспитанию в семье способствует закреплению экологических знаний и навыков у детей. Совместные экскурсии, практическая природоохранная деятельность, обсуждение проблем окружающей среды, экологические праздники помогают сплотить семью для заботы о природе.

Таким образом, соблюдение социально-педагогических условий экологического воспитания дошкольников, применение разнообразных форм и методов работы способствует формированию у детей ответственного, бережного отношения к окружающему миру, экологической культуре и сознанию.

Список литературы

  1. Бабакова Т.А. Эколого-педагогический подход к проектированию предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования / Т.А. Бабакова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно- педагогического университета. – 2022. – № 5. – С. 25-32.
  2. Виноградова Н.Ф. Эколого-педагогическая компетентность в условиях современного дошкольного учреждения: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Виноградова, Е.П. Михеева. – М.: Центр педагогического образования, 2020. – 208 с.
  3. Волкова Н.А. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / Н.А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 4. – С. 18-21.
  4. Гирусов Э.В. Экология и экологическое образование / Э.В. Гирусов. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 352 с.
  5. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций / Е.В. Гончарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2023. – 323 с.
  6. Захлебный А.Н. Школа и проблемы рационального природопользования / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, А.П. Муховиков. – М.: Образование и экология, 2021. – 366 с.
  7. Ивченко В.В. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.В. Ивченко, Г.Г. Новоселова, А.А. Школьникова. – М.: МПГУ, 2020. – 184 с.
  8. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте / Е.Ф. Козина. – М.: Академия, 2022. – 464 с.
  9. Кондратьева Н.Н. Сборник игровых обучающих ситуаций по экологическому воспитанию дошкольников / Н.Н. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 112 с.
  10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2021. – 336 с.
  11. Павленко Л.Г. Экологическое образование дошкольников: учебно- методическое пособие / Л.Г. Павленко. – Минск: Вышэйшая школа, 2021. – 304 с.
  12. Смолова Л.В.  Сюжетно-ролевая  ритмическая  гимнастика  в экологическом воспитании детей: учебное пособие / Л.В. Смолова. – М.: МГПУ, 2022. – 112 с.
  13. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 128 с.
  14. Чумакова В.М. Экологическое образование детей дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учеб.-метод. Пособие / сост. В.М. Чумакова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2022. – 213 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: