УДК 376.33

Система работы по развитию коммуникативной функции речи слабослышащих детей 6-7 лет

Хрисонова Альбина Николаевна – студент направления специального (дефектологического) образования магистерской программы коррекционно-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Научный руководитель Пецух Ольга Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи Институт детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье представлена система коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи слабослышащих дошкольников в рамках реализации Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: слабослышащие дошкольники, дети с нарушением слуха, коммуникативная функция речи, система коррекционной работы, развитие коммуникативной функции речи, коррекционная работа.

Коррекционную работу со слабослышащими дошкольниками необходимо рассматривать как педагогическую систему. Н. В. Кузьмина впервые отделила понятие «педагогический процесс» от понятия «педагогическая система». Это разделение говорит в первую очередь о том, что в рамках системного подхода понимается важность не только деятельности педагога, но и других аспектов, например, характеристики субъектов педагогического процесса, средств их коммуникации, способов представления информации, методов управления и др., а также вопросов их взаимосвязи и роли каждого в получении образовательного результата [2].

И. П. Подласый под педагогической системой понимает объединение компонентов, которое остается устойчивым при изменениях. Понимая тот факт, что педагогический процесс протекает в педагогической системе, И. П. Подласый предлагает следующий ее состав: учащиеся; цели воспитания (общие и частные); содержание воспитания; процессы воспитания; педагоги; организационные формы воспитательной работы.

Важно отметить, что при решении вопросов повышения уровня познавательной деятельности обучающихся, перехода от заучивания и репродуцирования учебной информации к самостоятельному поиску решения задач, а затем и к самостоятельной постановке целей в рамках решения жизненных задач, основной элемент педагогической системы смещается от содержания образования, через формы организации деятельности, к условиям реализации деятельности ученика.

Система коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи слабослышащих дошкольников включает в себя разнообразные формы и виды работы при организации непосредственной образовательной деятельности сурдопедагога. При организации работы важно учитывать системный подход, который позволяет охватить все элементы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников.

Основываясь на результатах диагностики слабослышащих детей 6-7 лет, нами была разработана система коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи слабослышащих детей 6-7 лет.

Данная система включает в себя следующие направления:

1) развитие слухового восприятия в условиях зашумления;

2) практическое овладение грамматическими формами посредством сопряженного или отраженного проговаривания речевого материала со взрослым;

3) работа с литературными произведениями в несколько этапов согласно методике Эмилии Ивановны Леонгард;

4) развитие коммуникативной культуры слабослышащих дошкольников посредством дидактических игр («Дорисуй лицо», «Подбери лицо», «Составь портрет», авторы Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина);

5) формирование собственного намерения ребенка в положительном взаимодействии с другими детьми в процессе режимных моментов, на занятиях.

Система коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи слабослышащих дошкольников 6-7 лет строится поэтапно. За основу взята методика Э. И. Леонгард [4], которая включает в себя следующее:

  • чтение литературного произведения;
  • пересказ с помощью вопросов взрослого (Что было сначала? Что потом? Почему? Зачем? Что случилось? Как сказать по-другому?);
  • продуктивная деятельность ребенка (рисунок, лепка, аппликация к части сказки);
  • драматизация с использованием собственных поделок, игрушек, игрушек-заместителей, реальных предметов и т.д.

1 этап — чтение литературного произведения с изучением новых слов и словосочетаний.

Цель: знакомство слабослышащих дошкольников с литературными произведениями, новым словарем.

Задачи:

  • воспитывать позицию активного слушателя и говорящего;
  • познакомить детей с литературным произведением с использованием сюжетных картинок;
  • изучить с детьми новые слова и выражения при помощи табличек на наборном полотне.

2 этап — совместный пересказ литературного произведения с помощью наводящих и уточняющих вопросов педагога (Что было сначала? Что потом? Почему? Зачем? Что случилось? Как сказать по-другому?); дидактические игры и упражнения для развития коммуникативной культуры слабослышащих дошкольников («Дорисуй лицо», «Подбери лицо», «Составь портрет» и другие).

Цель: развитие связного речевого высказывания и умения распознавать и понимать эмоции.

Задачи:

  • учить связно, последовательно и интонировано передавать содержание литературного произведения;
  • активизировать и обогащать словарный запас;
  • развивать умение грамматически правильно оформлять самостоятельную речь;
  • развивать умение распознавать и понимать эмоции на примере литературных героев.

3 этап — совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми по теме литературного произведения (рисунок (отдельные рисунки, серии рисунков), лепка, аппликация, изготовление книжки-малышки, смешанные виды деятельности).

Цель: закрепление понимания сюжета/фрагмента сюжета прочитанного литературного произведения, закрепление нового речевого материала.

Задачи:

  • закрепить умение последовательно выстраивать фрагменты сюжета;
  • стимулировать собственное намерение ребенка в положительном взаимодействии с другими детьми в процессе режимных моментов, на занятиях;
  • активизировать и обогащать словарный запас.

4 этап — драматизация литературного произведения с использованием собственных поделок, игрушек, игрушек-заместителей, реальных предметов в рамках занятия по развитию речи.

Цель: закрепление нового речевого материала и грамматических конструкций в рамках составления эмоционально-выразительных речевых высказываний.

Задачи:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать позиции активного слушателя и говорящего;
  • закреплять умение связно, последовательно и интонировано произносить слова и фразы.

Таким образом, развивая различные виды деятельности (игровую, продуктивную, коммуникативную, познавательную), предусмотренные федеральной адаптированной образовательной программой, мы можем построить систему коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи.

Читая и пересказывая, пересказывая и драматизируя, дети полноценно понимают смысл текста, знакомятся с новыми словами. Новые слова и фразы педагоги включают в разные виды деятельности детей, чтобы они стали полноценными средствами общения, а самостоятельная речь детей выполняла бы коммуникативную функцию.

Список литературы

  1. Головлева С. М. Развитие представлений о педагогических системах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 62–77.
  2. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С. 11–16
  3. Кулигина Т. Ю., Речицкая Е. Г. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. М.: Книголюб ,2016. 248 с.
  4. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.319 с.