УДК 376.37
Анализ уровня сформированности навыков пересказа школьников с ОНР
Андреева Ирина Александровна – студент по профилю «Логопедия» направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» Смоленского государственного университета.
Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Смоленского государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения навыков пересказа у школьников с общим недоразвитием речи (ОНР), исследованию уровня владения навыками письменного и устного пересказа, выявлению особенностей устного и письменного пересказа у данной категории детей.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, общее недоразвитие речи, связная речь, письменный пересказ, устный пересказ.
Анализ уровня сформированности навыков пересказа у школьников с тяжелыми нарушениями речи является важным аспектом в процессе обучения и коррекции речевых нарушений. В рамках данного анализа необходимо учитывать различные факторы, такие как возраст учащихся, степень тяжести нарушения, индивидуальные особенности каждого ребенка и т.д.
Целью проведения эксперимента являлось выявление уровня сформированности умений устного и письменного пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР.
У испытуемых экспериментальной группы, принимающих участие в данном эксперименте, общее недоразвитие речи III уровня, а также смешанная дисграфия и дислексия. Всего в эксперименте участвовало 12 учеников 3 класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 6 учеников с нормативным речевым развитием и 6 с нарушениями речи.
Для проведения данного эксперимента использовались адаптированные нами методики В.П. Глухова (пересказ текста) и Л.Н. Ефименковой (письменное изложение текста).
Целью использования адаптированной методики В.П. Глухова было выявление возможностей детей с нормативным речевым развитием, а также с общим недоразвитием речи воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре знакомый ранее литературный текст. Дети школьного возраста с нормативным речевым развитием пересказывали текст В.Г. Сутеева «Три котёнка». [1]
Критериями оценивания устного и письменного пересказа детей школьного возраста в данном анализе являлось наличие:
- грамматических ошибок;
- лексико-стилистических ошибок;
- морфолого-стилистических ошибок;
- синтаксико-стилистических ошибок;
- фактических ошибочных данных.
По результатам эксперимента было выявлено, что у детей с нормативным речевым развитием чаще всего встречаются лексико-стилистические ошибки. Данные ошибки включают в себя повторение одних и тех же слов («Котята поймали рыбку котята»), а также использование просторечных и диалектических слов и выражений («котята брякнулись в банку с мукой»).
У детей же с ОНР чаще встречаются синтаксико-стилистические ошибки. Этот тип ошибок включает в себя нарушения в согласовании, в частности, между сказуемым и подлежащим («Три котёнка – чёрный, серый и белый – увидел мышь»), или неправильный порядок слов в предложении («Три котёнка вынырнули из воды, а рыба уплыла»).
Если за 100% принимать всё количество учеников, то и нарушение в согласовании между подлежащим и сказуемым, и неправильный порядок слов в предложении были выявлены у 33,3% учеников, повторение одних и тех же слов у 33,3%, использование просторечий у 16,7%.
Результаты сравнения типов ошибок в пересказе детей с нормативным речевым развитием и с ОНР представлены в диаграмме (рис. 1). За 100% мы приняли все имеющиеся ошибки у учеников в устном пересказе:
Рисунок 1. Результаты сравнения типов ошибок в пересказе детей с нормативным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (в %)
Целью адаптированной методики Л.Н. Ефименковой было выявление возможностей детей с нормативным речевым развитием, а также с ОНР письменно воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст по готовому плану. Изложение составлялось на основе рассказа В.А. Осеевой «Плохо» для детей с ОНР. [2]
По результатам исследования было выявлено, что у детей с нормативным речевым развитием при написании изложения чаще всего встречались морфолого-стилистические ошибки («животне» вместо «животные»). Данные ошибки включают пропуск морфем.
У детей с ОНР при обследовании навыков письменного пересказа чаще всего встречались лексико-стилистические и синтаксико-стилистические ошибки. К первому виду ошибок относились: неоправданный повтор одного и того же слова («зубы у неё острые зубы»); неправильное или неточное употребление слова («кроткий» вместо «короткий»). К синтаксико-стилистическим ошибкам относились: неправильное согласование и управление слов в предложении («белка была ловкий зверёк»); неправильное образование слова или его формы («зазейка» вместо «лазейка»).
Если за 100% принимать всё количество учеников, то неоправданный повтор одного и того же слова встречался у 33,3%; неточное употребления слова у 33,3%; неправильное согласование слов в предложении у 50%; неправильное образование слова у 50%.
Результаты сравнения типов ошибок в письменном пересказе детей с нормативным речевым развитием и с общим недоразвитием речи представлены в диаграмме (рис. 2). За 100% мы приняли все имеющиеся ошибки у учеников в письменном пересказе:
Рисунок 2. Результаты сравнения типов ошибок в письменном пересказе детей с нормативным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (в %)
Таким образом, в устной речи самыми частыми ошибками были лексико-стилистические (14%) ошибки при нормативном речевом развитии. При ОНР при обследовании навыков пересказа самыми частыми ошибками являлись синтаксико-стилистические ошибки (48%).
При обследовании навыков написания изложений было выявлено, что самыми частыми являются морфолого-стилистические (5%) ошибки у детей с нормативным речевым развитием. У детей же с ОНР чаще встречались синтаксико-стилистические (29%) и лексико-стилистические ошибки (15%).
Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что у школьников чаще всего ошибки встречаются в письменном пересказе (66%), нежели в устном (34%).
Это связано с тем, что в изложении есть правила пунктуации и орфографии, которые необходимо соблюдать, тогда как в пересказе ученик может свободно излагать свои мысли, не заботясь о делении на абзацы или соблюдении грамматических норм. Именно поэтому в устном пересказе чаще возникают ошибки.
Список литературы
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT, 2005. 351 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 176 с.