УДК 37
Творческие подходы в педагогике дошкольного образования
Кириллова Ирина Владимировна – заведующий муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 109 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Аляева Екатерина Сергеевна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 109 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Низаметдинова Елена Сергеевна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 109 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Керобян Карине Константиновна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 109 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Панченко Анна Викторовна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 109 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
Аннотация: В данной научной статье рассматриваются основные подходы к изучению проблемы творческого развития детей в дошкольном возрасте. Творческая способность у детей многомерна, и это отражается в дифференциации параметров креативности. Автор анализирует корреляцию между творческим процессом и интеллектуальным развитием, а также между воображением и реальностью. На основе этого рассматриваются компоненты и уровни творческой деятельности. Современный образовательный процесс ориентирован на развитие творческой личности и формирование творческой активности у детей.
Ключевые слова: индивидуальные способности, критическое мышление, творческий потенциал, стимулирование интереса, интеллектуальное развитие.
Введение
В современном образовании все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Особенно важно это в дошкольном возрасте, когда формируются основы личности и интеллектуального развития. В данной статье мы рассмотрим различные подходы к изучению творчества у детей дошкольного возраста.
Важно отметить, что способность к творчеству многомерна и проявляется в разных аспектах. Мы рассмотрим корреляцию между творческим процессом и интеллектуальным развитием, а также взаимосвязь между воображением и реальностью. В результате будут выделены компоненты и уровни творческой деятельности, которые помогут педагогам эффективно развивать творческие способности детей.
Цель данной статьи заключается в анализе основных подходов к изучению творчества у детей дошкольного возраста. Мы рассмотрим, какие методы и подходы используются в исследованиях, как связан процесс творчества с интеллектуальным развитием, а также какие компоненты и уровни творческой деятельности можно выделить. Современное образование стремится к развитию творческой личности и формированию творческой активности у детей.
Результаты исследования:
В контексте дошкольного образования понятие "творческие подходы" означает способы и методы, которые способствуют развитию творческих способностей у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Давайте рассмотрим сущность этого понятия более подробно.
- Творческие способности:
- Творческие способности представляют собой индивидуальные когнитивные и психологические характеристики ребенка, которые позволяют ему проявлять оригинальность, гибкость мышления, воображение и способность находить нестандартные решения.
- Эти способности формируются в процессе обучения и активной деятельности ребенка, а также зависят от его внутренних мотиваций и эмоционального фона [1, c.76].
- Творческое развитие:
- Творческое развитие в дошкольном возрасте связано с усвоением знаний, развитием мышления и формированием черт личности.
- Важными аспектами творческого развития являются:
- Активная деятельность: Ребенок активно исследует окружающий мир, осваивает новые навыки и решает задачи.
- Развитие черт личности: В процессе творческой деятельности формируются такие черты, как ответственность, настойчивость и креативность.
- Поддержка позитивного эмоционального фона: Творчество процветает, когда ребенок чувствует радость и интерес к процессу.
Таким образом, в дошкольном образовании творческие подходы включают в себя создание стимулирующей среды, поддержку индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Творчество – это удивительный мир, где воображение и интеллект взаимодействуют, создавая новые идеи, произведения и концепции. Давайте рассмотрим каждый аспект подробнее:
В период дошкольного детства творческая способность детей проявляется во многих аспектах. Давайте рассмотрим основные параметры креативности, которые дифференцируются в этот период:
- Воображение: Воображение играет ключевую роль в творческом процессе. Дети в этом возрасте обладают богатым воображением, что позволяет им создавать новые идеи и образы.
- Интеллектуальное развитие: Существует корреляция между творческим процессом и интеллектуальным развитием. Дети, которые развивают свой интеллект, часто проявляют большую креативность.
- Компоненты творческой деятельности:
- Генерация идей: Дети могут придумывать новые идеи и решения для задач.
- Ассоциативное мышление: Способность связывать несвязанные вещи и создавать нестандартные ассоциации.
- Эмоциональная выразительность: Дети могут выражать свои чувства и эмоции через творческие проекты [2, c.84].
- Уровни творческой деятельности:
- Экспрессивный уровень: Дети выражают свои мысли и чувства через рисунки, игры и музыку.
- Продуктивный уровень: Дети создают что-то новое, например, рассказы, рисунки или конструкции из пластилина.
Современный образовательный процесс активно ориентирован на развитие творческой личности и формирование творческой активности у детей.
Творчество и умственное развитие — интересная тема, которая привлекает внимание исследователей. Давайте рассмотрим некоторые аспекты этой взаимосвязи:
- Творчество и психические расстройства:
- Многочисленные исследования продемонстрировали корреляции между творчеством и психическими расстройствами. Эта область психопатологии, изучающая связь между творчеством и психическим состоянием, называется эвропатологией.
- Идея связи между биполярным расстройством и творчеством существует давно. Древние греки верили, что творчество — дар богов или муз, и это мифическое олицетворение искусств и наук. Сильные депрессивные состояния часто встречаются среди драматургов, романистов и художников.
- Некоторые творческие люди, страдающие психозом, отмечают, что они видят мир по-новому, что может стать источником вдохновения [3, c.109].
- Интеллект и творчество:
- Исследование психолога Джана Филиппа Раштона показало, что существует корреляция между творчеством и интеллектом.
- Творческий потенциал часто присущ личностям с шизотипическим расстройством, что позволяет им выстраивать новые ассоциативные ряды быстрее.
- Современные точки зрения:
- Сегодня мы продолжаем исследовать взаимосвязь между творчеством и умственным развитием, и это остается интересной областью для исследований.
Анализ компонентов творческой деятельности — это важная область исследований, связанная с пониманием процессов, которые лежат в основе творческой деятельности. Давайте рассмотрим некоторые аспекты этой темы:
- История изучения психологии творчества насчитывает множество подходов и теорий. Исследователи долгое время интересовались творческими процессами, стремясь понять, как возникают новые идеи, произведения и инновации. Давайте рассмотрим некоторые ключевые этапы в этой истории:
А). Психоаналитический подход: Один из первых подходов к изучению творчества был связан с психоанализом. Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что творчество связано с бессознательными процессами и внутренними конфликтами. Он интерпретировал творческие проявления, такие как сновидения и искусство, как выражение скрытых желаний и эмоций.
Б). Гештальт-подход: Представители гештальт-психологии, такие как Макс Вертгеймер, сосредотачивались на структуре восприятия и мышления. Они рассматривали творчество как процесс переосмысления и переформулирования элементов в новые целостные образы.
В). Когнитивный подход: В 20-м веке когнитивные психологи начали изучать творчество с точки зрения когнитивных процессов, таких как ассоциативное мышление, проблемное решение и воображение. Абрахам Маслоу и Михаил Чиксентмихайи исследовали понятие "потока" (flow) и его связь с творческими состояниями.
Г). Современные подходы: Сегодня исследователи изучают творчество с помощью множества методов, включая нейропсихологию, нейробиологию и компьютерное моделирование. Они исследуют, как мозг обрабатывает информацию, какие области активируются при творческих задачах и какие факторы способствуют инновациям.
Творчество остается увлекательной и сложной областью исследования, и каждый новый подход приносит новые понимания и открытия. [4, c.77].
- Подходы к изучению творческой личности могут помочь нам разгадать тайны творческого процесса и понять, что делает творческих людей особенными. Вот несколько подходов, которые помогают нам ближе познакомиться с творческими личностями:
- психологический подход: Изучение внутренних механизмов, мотиваций и психологических черт, которые способствуют творчеству. Этот подход анализирует индивидуальные черты, такие как открытость к новому опыту, гибкость мышления и способность к ассоциативному мышлению.
- социокультурный подход: Рассмотрение влияния общества, культуры и времени на творчество. Какие социокультурные факторы формируют творческий облик личности?
- нейробиологический подход: Исследование мозговой активности и структуры у творческих людей. Нейронаука помогает нам понять, какие области мозга связаны с творчеством.
- интердисциплинарный подход: Совмещение различных методов и подходов для полного понимания творческой личности. Это может включать в себя психологию, искусствоведение, философию и другие дисциплины.
Каждый из этих подходов дает нам уникальный взгляд на творческую личность, и вместе они помогают нам раскрыть ее многогранность и загадочность [5, c.94].
- Способность к творчеству — это драгоценный дар, который расцветает в разных людях по-разному. Некоторые обладают ею в изобилии, словно цветущие сады, другие — лишь нежными почками, готовыми распуститься.
Вдохновение — ключевой ингредиент творчества. Оно может прийти внезапно, как ветер, развевая листья деревьев, или постепенно, словно роса, утром окутывающая траву. Иногда оно скрыто в обыденных вещах: в запахе свежей выпечки, в звуках дождя, в мельчайших деталях окружающего мира.
Имагинация — крылья, позволяющие уноситься в мир фантазий. Она создает мост между реальностью и тем, что еще не существует. Воображение — это кисть, которой мы рисуем свои мечты.
Терпение — неотъемлемый спутник творчества. Оно позволяет нам выжидать, разрабатывать идеи, шлифовать их, как драгоценные камни. Терпеливые руки создают шедевры.
Эксперименты — дорога к новым горизонтам. Творчество — это не только красивые картины и мелодии, но и неукротимое стремление к открытиям. Эксперименты — это путешествие в неизведанные области, где мы находим нечто удивительное.
- Творческая деятельность – это как волшебство, где мы, словно художники, создаем миры из ничего. Давайте погрузимся в этот мир и рассмотрим его через призму нашего воображения:
А). Генерация новых идей:
- Мы – архитекторы мыслей, строящие мосты между реальностью и фантазией. Наши мозги – это лаборатории, где бурлят химические реакции, порождая идеи. Мы вытаскиваем их из воздуха, словно звезды с неба, и превращаем в проекты, картины, музыку или стихи.
Б). Решение проблем:
- Мы – детективы, раскрывающие загадки. Проблемы – это наши головоломки. Мы ищем ключи, открываем двери и находим решения. Иногда они скрыты в самых неожиданных местах – в запахе цветов, в звуке дождя или в мельчайших деталях окружающего мира.
В). Поиск нестандартных решений:
- Мы – искатели сокровищ, путешествующие по лабиринтам своего воображения. Стандартные пути – это скучные дороги, а нестандартные – это тропинки, ведущие к неизведанным мирам. Мы исследуем, экспериментируем и создаем нечто уникальное [6, c.126].
Г). Творческое выражение:
- Мы – поэты, рисующие краски на холсте жизни. Мы используем слова, краски, ноты и коды, чтобы передать свои эмоции, идеи и мечты. Наше творчество – это наша душа, раскрывающаяся в мире.
Д). Характеристики творческого процесса: Это включает в себя этапы, методы и стратегии, которые помогают воплотить творческие идеи в жизнь.
Исследования в этой области помогают лучше понять, как мы можем развивать и поддерживать творческий потенциал у себя и других. Если вас интересует более подробное изучение этой темы, рекомендую обратиться к научным публикациям и диссертациям, таким как диссертация кандидата психологических наук Вероники Алиевны Артемьевой на тему "Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза". Это может предоставить более глубокое понимание данной темы [7, c.59].
Ориентация на развитие творческой личности — это важный аспект в жизни каждого человека. Возможность развивать свои творческие способности и навыки помогает раскрыть индивидуальный потенциал и обогатить жизнь (Рис. 1)
Рисунок 1. Развитие творческой личности
Вот несколько идей, которые могут помочь вам развивать свою творческую личность:
- Исследуйте разные области искусства: Попробуйте себя в разных видах искусства, таких как рисование, музыка, танцы, литература или дизайн. Это поможет вам найти свою страсть и разнообразить свой творческий опыт.
- Учите новое: Чтение книг, изучение истории искусства, посещение выставок и мастер-классов помогут расширить ваш кругозор и вдохновить новые идеи.
- Практикуйте регулярно: Творчество требует усилий и постоянной практики. Найдите время для творческой деятельности каждый день.
- Общайтесь с другими творческими людьми: Общение с единомышленниками поможет вам обменяться опытом, получить обратную связь и найти вдохновение.
- Не бойтесь экспериментировать: Творчество — это процесс поиска и открытия. Не бойтесь делать ошибки и искать нестандартные решения.
Помните, что каждый человек уникален, и ваш путь развития творческой личности будет индивидуальным. Наслаждайтесь процессом и не переставайте искать новые способы самовыражения!
Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их [8, c.72].
Творческими способностями называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального и уникального. Они выражаются в умении находить особый взгляд на привычное и повседневное. Творческие способности включают в себя воображение, образное мышление, интуицию, фантазию, восприятие, инициативность, любопытство и возможность применять теоретические знания на практике.
Чтобы развивать творческие способности у детей, следует учесть следующие условия:
- Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
- Включение ребенка в творческую деятельность с раннего возраста.
- Создание стимулирующей обстановки для творческой активности, включая эмоциональный комфорт в семье или коллективе.
- Поддержка любых начинаний ребенка.
- Игровая форма развития детей дошкольного возраста.
- Разнообразная деятельность для создания новых продуктов.
- Свобода выбора в деятельности, материалах и продолжительности занятий.
- Регулярные и системные занятия.
- Помощь со стороны взрослых при возникновении трудностей и тупиковых ситуаций.
Творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое. Оно способствует развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти и эмоционального интеллекта. Поэтому давайте вдохновлять детей к творчеству, поддерживать их при неудачах и развивать их потенциал [9, c.77].
Заключение
Исследование творческих подходов в педагогике дошкольного образования играет важную роль в развитии детей. Творческие методы способствуют развитию креативного мышления у детей и помогают им осваивать знания более эффективно.
Важно, чтобы педагоги придавали значение собственному обучению детей и учитывали процессные элементы, способствующие развитию их творческого мышления. Поддержка активного обучения, максимальный выбор детей, стимулирование интереса к учению и радость открытий — все это помогает развивать детей в разных областях и повышает эффективность обучения. Такой подход способствует формированию знаний, развитию креативного мышления и обеспечивает равные возможности для всех детей.
Таким образом, творческие методы в педагогике дошкольного образования помогают детям развивать навыки, такие как решение проблем, критическое мышление и сотрудничество. Эти навыки будут полезны им на протяжении всей жизни.
Перспективы дальнейших исследований в данной отрасли могут быть увлекательными и обширными. Вот несколько направлений, которые исследователи могут рассмотреть:
- Исследование в области искусственного интеллекта (ИИ):
- Развитие более эффективных алгоритмов машинного обучения и глубокого обучения.
- Применение ИИ в медицине, автономных транспортных средствах, финансах и других областях (Рис. 2)
Рисунок 2. Искуственный интеллект
- Исследование в области биологии и медицины:
- Разработка новых лекарств и методов лечения.
- Изучение генетических механизмов заболеваний.
- Исследование в области климата и окружающей среды:
- Изучение изменений климата и их влияния на экосистемы.
- Разработка устойчивых методов использования природных ресурсов.
- Исследование в области космоса и астрономии:
- Исследование других планет и галактик.
- Развитие космических технологий (Рис. 3)
Рисунок 3. Исследования в космосе
- Исследование в области социальных наук и гуманитарных наук:
- Изучение общественных процессов, культуры и истории.
- Развитие методов образования и обучения.
Рисунок 4. Исследование гуманитарных наук
Каждое из этих направлений предоставляет уникальные возможности для расширения нашего знания и улучшения нашей жизни.
Список литературы
- "Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет" (Автор: Р.С. Буре, 2016 г., 73-80 с.).
- "Познавательные сказки для детей 4-7 лет" (Автор: Л.Н. Вахрушева, 2018 г., 80-87 с.).
- "Развитие речи в детском саду: подготовительная к школе группа" (Автор: В.В. Гербова, 2016 г., 98-112 с.).
- "Развитие речи в детском саду: средняя группа" (Автор: В.В. Гербова, 2017 г., 74-80 с.).
- "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников: перспективное планирование" (Авторы: Е.П. Горошилова, Е.В. Шлык, 2018 г., 92-96 с.).
- "Игровая деятельность в детском саду: для занятий с детьми 2-7 лет" (Автор: Н.Ф. Губанова, 2016 г., 123-128 с.).
- "244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника" (Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г., 57-61 с.)
- "Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей" (М.В. Голубева, 2015 г., 69-74 с.)
- "Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному" (В.Г. Дмитриева, 2006 г., 75-78 с.)