УДК 78

Практическое исследование интеграции увлекательного преподавания в музыкальном классе

Сяо Вэнь – магистр Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье представлены основные способы внедрения увлекательного обучения в музыкальном классе. Рассматриваются практические аспекты использования современных методов и форм деятельности в области музыкального просвещения, а также возможность приобретения опыта при наличии разнообразного контента с образовательными и развлекательными элементами.

Ключевые слова: музыкальный класс, увлекательное преподавание, технология увлекательного обучения, эдьютейминг.

Одной из современных проблем, с которой сталкиваются педагоги, является необходимость нахождения более эффективных методов управления учебным процессом. Стандартная система образования не может полностью удовлетворить потребности современного общества из-за его быстрого развития и прогресса технологий. Кроме того, современные учащиеся предпочитают осваивать информацию в ином формате, не таком, как прежде, и стремятся к получению практически полезных знаний. Эти изменения способствовали появлению концепции edutainment.

Различные авторы-исследователи, как Киршанова М.В., О.Л. Гнатюк, О.М. Железнякова, Н.А. Кобзева и другие, занимались изучением проблемы эдъютейминга. В их работах представлена информация, направленная на решение проблем интерактивного обучения в школах и высших учебных заведениях; обсуждаются различные аспекты, связанные с целями, задачами и организацией развлекательной и игровой учебной деятельности обучающихся.

Под термином «эдьютейнмент» автор Киршанова М.Р. понимает метод обучения, объединяющий в себе современные технологии и педагогические приемы, которые основаны на идее обучения через развлечения. Основная идея заключается в том, что передача знаний должна быть простой, понятной и увлекательной, а также происходить в комфортной обстановке [3].

О.Л. Гнатюк говоря об эдьютейнменте, подчеркивает, что это относится к цифровому контенту, который объединяет образовательные и развлекательные аспекты, и в то же время обеспечивает информирование аудитории путем упрощенного анализа событий [1]. При этом содержание обучения представляется обучающимся средством использования современных технических, мультимедийных и коммуникационных форматов.

Эдьютейнмент, согласно О.М. Железняковой и О.О. Дьяконовой, представляет собой специфический способ обучения, основанный на использовании развлечений для стимуляции первоначального интереса к учебному материалу, последующем привлечении учащихся к процессу обучения через приятные ощущения и вызывание у них удовольствия от учебы, что приводит к устойчивому увлечению и интересу к учебному процессу. [2]. По мнению Н.А. Шаленкова, эдьютейнмент представляет собой форму образования и воспитания, при которой обучение происходит через игру или с добавлением развлекательных элементов. Суть этого подхода заключается в том, что учебный процесс должен быть увлекательным и занимательным для обучающихся [5].

Согласно Н.А. Кобзевой, основное внимание в данной технологии уделяется пониманию методики игры и использования интернет-ресурсов с целью стимулирования познавательной активности и развития навыков применения усвоенных знаний на практике [4].

Изучение публикаций, посвященных теме эффективности применения эдьютейнмента, показывает, что этот метод можно применять и в профессиональном обучении музыкантов.

В педагогической работе в музыкальном классе использование подхода эдьютейнмента может проявляться через предложение задач, связанных с реальными ситуациями, то есть через создание игровых уроков, целью которых является развитие у учеников познавательной деятельности.

Преимущество использования игровых занятий в учебном процессе заключается в их эффективности по сравнению с традиционными методами обучения. Решение задач, связанных с реальными ситуациями, позволяет ученикам применять полученные знания, навыки и умения в комплексе, а также развивает творческий подход к решению проблемных ситуаций.

Игровые элементы в обучении способствуют увеличению интенсивности учебного процесса и помогают учащимся лучше познать себя, определить свои способности и выявить наличие или отсутствие важных качеств, необходимых для успешного занятия музыкой. Считаем, что интеграция увлекательных игровых занятий в учебную программу способствует формированию у обучающихся мотивации к осуществлению просветительской работы, понимаемой как проявление индивидуальных и профессиональных черт в процессе культурно-воспитательной работы с детьми и молодежью.

Рассмотрим примерные увлекательные игровые задания, применяемые в музыкальном классе в педагогической практике.

Ситуация-иллюстрация заключает в себе пример из профессиональной практики (как позитивный, так и негативный), и обучающемуся следует предложить способ ее решения. Примеры таких заданий:

  1. Представьте музыкальную композицию, используя мотив из известной классической пьесы, но в стиле современной поп. Например, можно взять мотив из «Лебединого озера» П.И. Чайковского и аранжировать его в стиле поп-рока.
  2. Используя любую музыкальную тему известного композитора, создайте вариацию в стиле джаза. Покажите сочетание классической музыки и джазовых аранжировок.
  3. Используя музыку из оперы или балета, создайте собственное музыкальное сопровождение к какому-либо литературному произведению. Например, можно сочинить саундтрек к любому сценическому куску из Гоголя или Шекспира.

Ситуация оценки требует анализа определенной обстановки с учетом ее эффективности и законности. Для ясного и понятного представления определенной аудитории, важно выбрать текст, который наилучшим образом соответствует интересам и пониманию данного возрастного сегмента. Из предложенных вариантов текстов о музыке (статья из энциклопедии, заметка популярного музыкального журналиста в газете и рассказ о музыке из книги Д. Кабалевского «Беседы о музыке»), для преподнесения слушателям определенного возраста мог бы быть наиболее подходящим рассказ о музыке из книги Д. Кабалевского «Беседы о музыке».

Следующая ситуация, которая используется как упражнение, называется «Музыкальные дебаты». Это пример организации учебных заданий. После прослушивания видеолекции от Анны Виленской под названием «От барокко до Моргенштерна», необходимо подготовиться к выступлению от лица композитора или слушателя музыки эпохи барокко и наших дней. Участники читают свои тексты поочередно в течение 2 минут. После каждого выступления каждый из участников отвечает на вопросы аудитории. Противник имеет право задавать первым вопросы. Затем этот же противник выступает в том же формате, также в течение 2 минут. По завершении обоих выступлений аудитория голосует за каждого участника и выбирает победителя.

Во всех описанных случаях основной чертой является имитация будущей работы в профессии. Через увлекательное обучение, учитывая существующие потребности и предоставляя сценарии для их решения, обучающиеся могут приобрести мотивацию к профессиональной деятельности.

Таким образом, интеграция увлекательного преподавания в музыкальном классе, позволяет формировать у обучающихся установку на музыкально-просветительскую деятельность, понимаемой как проявление индивидуальных и профессиональных черт в процессе культурно-воспитательной работы с детьми и молодежью.

Список литературы

  1. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 256 с.
  2. Железнякова, О. М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке / О. М. Железнякова, О. О. Дьяконова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2013. – № 2. – С. 67-70.
  3. Киршанова, М. Р. Технология «edutaiment» и её связь с игровыми технологиями / М. Р. Киршанова, Ю. И. Смирнова // Мой профессиональный стартап : Сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 24 марта 2022 года. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», 2022. – С. 82-85.
  4. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения. Ярославский педагогический вестник, 2012. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 192-195.
  5. Шаленков, Н. А. Подходы к изучению эдьютеймента как технологии обучения в отечественной и зарубежной психологии / Н. А. Шаленков // Экономика в социокультурном пространстве современности: проблемы, решения, прогнозы: материалы II международной молодежной научно-практической конференции, Владимир, 24 ноября 2016 года. – Владимир: Российский университет кооперации, Владимирский филиал, 2016. – С. 306.

Интересная статья? Поделись ей с другими: