УДК 615.825+376.37

Направления лечебной физической культуры для детей с задержкой речевого развития

Алексеева Ольга Петровна – инструктор по физической культуре Нижневартовской средней школы № 3

Железняк Полина Александровна – инструктор по физической культуре Нижневартовского детского сада «Родничок»

Аннотация: Рост распространенности задержки речевого развития требует использования коррекционных мероприятий, особая роль среди которых отводится лечебной физической культуре. Цель статьи – раскрыть основные направления лечебной физической культуры для детей с задержкой речевого развития. Большое внимание уделяется речевому дыханию и расходованию воздушной струи в фазе выдоха, которые определяют особенности образования голоса и артикуляции звуков. Согласно одному из направлений нормализации речевого дыхания целесообразно включение в игровой форме общеразвивающих и дыхательных упражнений на суше, обеспечивающих плавное расходование воздушной струи в фазе выдоха после быстрого и бесшумного производства вдоха. Другим направлением является включение дыхательных упражнений в плавание в теплой воде, которое содействует согласованности дыхания с движением и тренирует диафрагму в игровом пространстве. К следующему направлению, предполагающему коррекционные мероприятия на суше и в воде, относят психогимнастику, пальчиковую гимнастику и динамические паузы. Выделенные направления лечебной физической культуры способны не только корректировать речевые нарушения у детей с задержкой речевого развития, но и оказывать оздоровительный эффект на весь детский организм.

Ключевые слова: речевые нарушения, коррекционные мероприятия, дыхательные упражнения, плавание, игра.

Введение

Основным результатом формирования личности детей выступает индивидуальное становление их физического, когнитивного, эмоционального, социального и адаптивного видов развития, которые рассматриваются в системе. Соответственно нарушение одного вида развития сказывается на функциональности другого. В последнее время наблюдается «рост распространенности задержки речевого развития» [5, с. 106] (далее – ЗРР) у детей, которая в свою очередь ведет к расстройству моторных функций [4], недостаточному развитию таких сфер личности, как психическая, интеллектуальная, сенсорная и волевая [6]. ЗРР подразумевает наличие речевых нарушений у детей, которые, как утверждает Л. О. Бадалян, могут возникать из-за органического поражения центральной нервной системы, анатомических дефектов строения артикуляционного аппарата или иметь другие источники происхождения [1].

С целью лечения и реабилитации детей с ЗРР целесообразно использование коррекционных мероприятий, которые могут носить различный характер: начиная с гигиены и закаливания [4] и заканчивая логоритмикой и арттерапией [6]. Особая роль отводится проведению лечебной физической культуры (далее – ЛФК), которая предполагает выполнение физических (общеразвивающих и дыхательных) упражнений на суше и в воде под присмотром инструктора. Для эффективного использования средств ЛФК необходимо определить, какие коррекционные мероприятия в большей степени будут воздействовать на детей с ЗРР. Цель статьи – раскрыть основные направления ЛФК для детей с ЗРР.

В системе ЛФК для детей с ЗРР дыхательные упражнения играют существенную роль, поскольку «в воспроизводстве речи участвует дыхательный отдел периферического речевого аппарата» [4, с. 71]. В процессе речевого высказывания внимание уделяется речевому дыханию как «одному из основных компонентов произносительной стороны речи» [3, с. 121] и расходованию воздушной струи в фазе выдоха, так как в это время образуется голос и обеспечивается артикуляция звуков. У детей с ЗРР отмечается слабый речевой вдох, сниженная продуктивность внеречевого выдоха вследствие отсутствия целенаправленной воздушной струи.

Дыхательные упражнения на суше

Для нормализации речевого дыхания, в частности улучшения показателей длительности и силы внеречевого выдоха, рекомендуется выстраивать занятие ЛФК на суше с учетом подготовительной, основной и заключительной частей. Целесообразно включить в первую часть общеразвивающие упражнения, во вторую и третью – дыхательные упражнения. Детей необходимо научить рационально и плавно расходовать воздушную струю в фазе выдоха после быстрого и бесшумного производства вдоха, в связи с чем в основной части уместны элементы дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой [7]. Такая гимнастика насыщает кору головного мозга кислородом, улучшая работу всего детского организма. В заключительной части необходимы упражнения на расслабление, которое может быть достигнуто в процессе выработки удлиненного выхода средствами игр по развитию дыхания.

Проведение дыхательных упражнений эффективно в игровой форме, которая позволяет детям не сосредотачиваться на процессах вдоха и выдоха, а дает им возможность непроизвольно их совершать с требуемой длительностью и силой. Также подключается произнесение согласных и гласных звуков на выдохе для контроля речевого дыхания. При этом часто задействуются руки, предполагающие движение из стороны вперед или сверху вниз, и корпус, когда совершаются наклоны вниз или в стороны [3].

Дыхательные упражнения в воде

На развитие речевого дыхания плавание оказывает особое влияние, поскольку способствует достижению координации и ритмичности движения детей, а также воздействию на их дыхательную мускулатуру, тем самым обеспечивая «отличную согласованность дыхания с движением» [2, с. 101]. Для получения данного результата необходимо проведение занятий ЛФК в теплой воде, которая успокаивает детей, расслабляя их мышцы. Так упрощается работа над речевым дыханием, обеспечивающим голосообразование и артикуляцию звуков. Улучшению речевых навыков способствует и тренировка диафрагмы вследствие «гидростатического давления воды на уровне грудной клетки» [2, с. 102].

Бассейн воспринимается детьми как игровое пространство, в котором инструктор может достигнуть поставленных задач по коррекции речевых нарушений в благоприятных для них условиях. Снижается повышенный тонус мышц лица и шеи, возрастает амплитуда движения, необходимые для осуществления продуктивного речевого дыхания. Тренируется дыхательный аппарат вследствие повышенной нагрузки на дыхательные мышцы. Игры, в том числе подвижные, должны завершаться мышечным расслаблением, чтобы успокоить нервную систему.

Дополнительные упражнения на суше и в воде

К другим коррекционным мероприятиям, проводимым как на суше, так и в воде, можно отнести психогимнастику, которая используется для развития различных сторон психики детей с ЗРР. Она позволяет бороться с их излишней утомляемостью, вспыльчивостью, замкнутостью средствами мимики и пантомимики. Широко применима пальчиковая гимнастика, которая уменьшает напряжение пальцев рук и снижает мышечный тонус, тем самым увеличивая объем активных движений. С этой целью часто используются средства народного фольклора (например, потешки и прибаутки). Динамические паузы как одно из дополнительных упражнений позволяют переключать детей на активный отдых, повышая функциональную деятельность головного мозга. Они также связаны с необходимостью осуществления расслабления детского организма.

Заключение

Выделенные направления ЛФК способствуют не только коррекции речевых нарушений детей с ЗРР, но и оказывают оздоровительный эффект на их организм в целом в виду того, что «побочным» результатом является и последующее восстановление других функций. Необходимо осуществление всех направлений ЛФК в совокупности для достижения оптимального результата лечения и реабилитации детей с ЗРР.

Список литературы

  1. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1987. 317 с.
  2. Иванцова А. С., Власенко В. С. Роль плавания в речевом развитии ребенка с общим недоразвитием речи // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2022. С. 100-105.
  3. Маринич Т. В., Сачковская В. В. Применение средств лечебной физической культуры у детей 5-6 лет с нарушением речи // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения: сб. мат-лов VII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию дисциплины «Социальная гигиена». Киров: МЦИТО, 2021. С. 121-125.
  4. Пилосян Н. А., Карпов В. Ю., Скоросов К. К. Физическая реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 10-1. С. 71-73.
  5. Фрисман Д. М., Гвозденко Т. А. Распространенность задержки речевого развития у детей преддошкольного и дошкольного возраста // Мат-лы XXIII Конгресса физиотерапевтов, курортологов и педиатров Республики Крым «Актуальные вопросы организации курортного дела, курортной политики, медицинской реабилитации и физиотерапии». Евпатория, 2023. С. 106.
  6. Хомякова О. В., Семенюта А. С. Коррекция психосоматического здоровья детей с задержкой развития речи // Современные проблемы курортной реабилитации и двигательной рекреации: сб. науч. труд. по мат-лам Крымской регион. науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию образования кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, физической реабилитации и оздоровительных технологий Таврической академии. Симферополь, 2016. С. 238-244.
  7. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М.: Метафора, 2012. 152 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: