УДК 37

Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства и ремесел в китайской начальной школе

Ло Вэньхао – магистрант кафедры декоративного искусства и художественных ремесел художественно-графического факультета Московского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются уроки рукоделия которые являются частью предмета изобразительного искусства в начальной школе. Уроки рукоделия развивают практические и эстетические навыки учащихся, помогают выражать свои эмоции, прививают любовь к труду, охране окружающей среды, развивают как чувство соперничества среди учащихся, так и дух солидарности, что может улучшить всесторонние творческие способности учащихся. Однако в реальном преподавании ремесленных классов все еще существует много проблем, которые мы рассмотрим на примере текущей ситуации преподавания декоративного искусства в ремесленных классах.

Ключевые слова: курс декоративного искусства, уроки рукоделия, ремесленный класс, проблемы и контрмеры.

Преподавание искусства в начальной школе играет важную роль в развитии у учащихся любви к искусству, а также основных художественных навыков. Однако в процессе реализации большинства программ преподавания искусства в начальной школе в Китае мы видим, что учебному плану по искусству не уделяется достаточного внимания. Кроме того, с точки зрения учительских ресурсов, многие школы не набирают учителей изобразительного искусства для удовлетворения потребностей учеников в целях экономии педагогических ресурсов. Многие учителя искусства имеют ограниченные навыки преподавания, что в значительной степени ограничивает изучение и усвоение учениками знаний об искусстве. Самое главное, многие учителя искусства сами не уделяют достаточного внимания учебной программе по искусству. Многие учителя редко проводят достаточную подготовку к урокам в художественном классе и небрежно относятся к управлению классом, редко задают ученикам практическую работу, в результате чего они не могут прочно усвоить то, что изучали в течение длительных учебных циклов. Все это приводит к неэффективности на протяжении всего урока [1].

В Китае в соответствии с требованиями реформы учебного плана некоторые начальные и средние школы сделали определенный акцент на предмет искусства, но негативные последствия дискриминации по предметам все еще существуют. Из-за давнего влияния китайского образования, ориентированного на сдачу экзаменов, некоторые руководители и учителя школ по-прежнему считают, что уроки искусства не так важны в преподавании и обучении, как такие предметы, как китайский язык, математика или иностранный язык, и продолжают придавать мало значения художественному образованию. Например, в некоторых школах занятия искусством проводятся только для того, чтобы справиться с проверками вышестоящих инстанций; учителей искусства ущемляют в продвижении по службе, и их мотивация подорвана; хотя уроки искусства проводятся два раза в неделю, они часто заменяются другими предметами. В результате этой тенденции некоторые родители и ученики не придают значения художественному образованию.

С развитием общества ученики подвергаются воздействию новых вещей, информационное поле расширяется каждый день, поэтому трудно привлечь внимание учеников при использовании старых методов преподавания. Многие учителя не хотят изучать новые концепции и методы преподавания, поэтому их навыки и опыт остаются на прежнем уровне, и они не могут преподавать в соответствии с предпочтениями учеников. Как прямой результат, ученики теряют интерес к занятиям изобразительного искусства. Качество художественных и ремесленных работ в начальных школах таково, что существует огромный разрыв между тем, что сделали ученики, и тем, что задал им учитель. Даже когда работа выполнена в соответствии с требованиями учителя, фиксированное мышление учащихся приводит к отсутствию творчества и слабой индивидуализации самой работы [4]. (Рис. 1 и 2)

Screenshot 5

          Рисунок 1. Учебная среда                                                        Рисунок 2. Учебная среда

Недостаток внимания со стороны школы и недостаточные усилия преподавателя приводит к тому, что ученики отказываются от изучения курса ремесел. Ученики не воспринимают уроки ремесла должным образом, так как на них не нужно сдавать экзамены, и они не засчитываются в итоговые экзаменационные оценки [5]. Хотя некоторым ученикам все же нравится заниматься декоративно-прикладным искусством, недостаток внимания к самому предмету приводит к тому, что преподавание остается лишь поверхностным, ученики заучивают то, чему их научил учитель на уроке, и не мотивированы на выполнение какой-либо подготовительной работы вне класса [6].

Причина отсутствия интереса к изучению искусства у студентов кроется не только в методах преподавания и атмосфере в классе, но и в самих студентах. Учащиеся не придают большого значения художественному образованию, а их психология изучения искусства находится под влиянием родителей и учителей, формируя неправильное представление об изучении искусства. Они не понимают и не ценят художественное обучение всесторонне, не прилагают к нему больших усилий. Напротив, они относятся к обучению свысока и не могут сосредоточиться на совершенствовании своих навыков в классе, не способны интегрировать искусство в свою жизнь и развить чувство правильного понимания, что мешает им найти правильное направление для повышения интереса к обучению.

Решение проблем классов декоративно-прикладного искусства начальной школы зависят от восстановление правильной философии преподавания от школы до учителя. Чтобы иметь возможность улучшить качество преподавания в художественных и ремесленных классах, школы и учителя должны сначала установить правильную философию преподавания, разработать правильные методы преподавания в соответствии с реальной ситуацией учащихся, создать хорошую атмосферу для преподавания. В процессе преподавания учителя должны сосредоточиться на участии учеников в процессе обучения, чтобы они могли полностью развивать свое воображение и выдвигать собственные взгляды, испытывать радость от изучения искусства, получать знания и одновременно воспитывать собственные чувства и совершенствовать свои эстетические способности. В то же время, преподаватели должны сосредоточиться на взаимном общении между учениками, что воспитывает в них дух исследования. В преподавании должны присутствовать настоящие эмоции, настоящий смысл, настоящее чувство и настоящий интерес. Учителям необходимо индивидуализировать свое преподавание в соответствии с особенностями каждого ребенка и своевременно общаться с ним. В то же время преподавание должно сочетаться с реальной жизнью, например, чтобы ученики могли использовать некоторые материалы или отходы из дома для создания работ, превращая отходы в произведения искусства, что будет повышать их интерес к обучению [2].

Традиционная модель преподавания не соответствует потребностям современного общественного развития и не привлекает учеников начальной школы. Для того, чтобы уроки искусства соответствовали общественному развитию, они также должны быть взаимосвязаны с другими уроками. В процессе обучения декоративно-прикладному искусству ученики должны быть главной фигурой, а учитель должен направлять их, чтобы добиться развития их самостоятельных способностей. При обучении учитель должен соответствующим образом интегрировать традиционную культуру в преподавание, чтобы учащиеся могли понять культурную ценность ремесел, которые они изготавливают, создавая произведения искусства ручной работы [3]. С учениками, испытывающих трудности в изготовлении поделок, необходимо работать вместе, чтобы повысить мотивацию и уверенность детей в классе. (Рис. 3 и 4)

Screenshot 6

                      Рисунок 3. Ручные работы                                                                     Рисунок 4. Ручные работы

Использование эстетически ценных произведений искусства в качестве учебных пособий чрезвычайно важно. Именно с помощью демонстраций учащиеся могут четко определить свойства материалов, методы работы, этапы производства и эффект от работы, чего они не могут получить при традиционном обучении, просто слушая объяснения. В сетевом режиме обучения сетевой мир предоставляет большое количество текста, графики, изображений, звука, музыки, анимации, цвета, видеоизображений и другой соответствующей информации, собранной в одном месте, обеспечивая реалистичные эффекты для обучения, делая скучный абстрактный учебный материал интересным и привлекательным, значительно обогащая учебный материал для учеников, расширяя их кругозор, стимулируя интерес, оптимизируя процесс обучения. (Рис. 5 и 6)

Screenshot 7

      Рисунок 5. Мультимедийное обучение                                     Рисунок 6. VR-обучение

Научное и рациональное оценивание может способствовать развитию и повышению мотивации учащихся к обучению. Оценка должна позволить учащимся с разными врожденными качествами, разным уровнем интеллекта и индивидуальными особенностями развиваться через художественную деятельность, а также дать возможность каждому ученику почувствовать радость и гордость от успеха, чтобы учащиеся могли укрепить свою уверенность в себе и сознательность в обучении. Учителя не должны смотреть на работы учеников глазами взрослых, использовать такие критерии как "чистота и аккуратность" или "нравится или нет" в качестве стандарта оценки, иначе ученики потеряют интерес к изучению искусства и утратят чувство свободы в творчестве. Оценка должна поощрять исследование и инновации, исключать безвкусицу и повторение, а также подчеркивать развитие индивидуальности. При оценке заданий важно создать в классе непринужденную обстановку, способствующую развитию у учащихся чувства новаторства и творчества, а также поощрять учащихся к самооценке, раскрытию своих талантов и индивидуальному подходу к оценке.

Внимание уделяется заботе и развитию уникальности и интересов каждого человека, а также воспитанию скрупулезного и не боящегося учебы духа. Придавая большое значение преподаванию ремесел в начальной школе, школы должны создать разумный механизм оценки преподавания. Этот механизм оценки включает в себя оценку отношения учащихся к учебе и оценку выполнения работы. Учителя должны изменить единый метод оценки, применявшийся в прошлом, и проводить комплексную оценку отношения учащихся к занятиям, их практических навыков и способности к сотрудничеству и исследованию, что поможет стимулировать инициативу учащихся к участию в уроках рукоделия. Отношение и философия преподавания школ и учителей напрямую влияют на отношение и работу учеников и являются важным мерилом успеха школ и преподавателей в классе.

Заключение

Преподавание хорошего урока декоративно-прикладного искусства – задача не из легких. Некоторые проблемы невозможно решить в одночасье, и учителям необходимо продолжать учиться и самосовершенствоваться, чтобы расширять свои знания, и продолжать исследовать в реальной практике преподавания. Для учащихся начальной школы уроки декоративно-прикладного искусства должны быть увлекательными, с одной стороны, для развития эстетических навыков учащихся, с другой стороны, для развития практических навыков учащихся, для удовлетворения современных потребностей качественного образования, поэтому школы и учителя должны активно изучать способы преподавания, решать текущие проблемы в преподавании и постепенно повышать качество преподавания, чтобы культивировать всестороннее развитие учащихся.

Список литературы

  1. Yin Hedong, Yu Zeyuan, Qiu Defeng. Художественное образование в начальной школе в контексте эстетического воспитания: проблемы, ценности и развитие. Education and Teaching Research,2022. №9. С. 28-40. DOI: 10.13627/j.cnki.cdjy.2022.09.001.
  2. Лу Фан, Юй Юань. Проблемы и меры по улучшению художественного образования в сельских начальных школах. Art Education Research, 2022. С. 158-160.
  3. Guo Xiaoli. Проблемы и решения художественного образования в сельских начальных школах. Art Education Research, 2021(19). С. 172-173.
  4. An Xinhuan. Изучение проблем и решений художественного образования в пасторальных начальных школах [J]. Научное консультирование (наука и техника - управление),202. № 8. С. 247-249.
  5. Yu Liuxiang. Исследование проблем и совершенствование управления художественным образованием в начальной школе [D]. Хунаньский технологический институт, 2021. doi:10.27906/d.cnki.gnghy.2021.000051.
  6. Ву Тибин. Анализ проблем и контрмер художественного образования в начальной школе // Исследовательский центр реформы учебных программ базового образования Министерства образования. 2020 г. Материалы семинара «Исследование интеграции региональных ресурсов качественного образования».