УДК 796.071-001:159,9:(378:61)

Стресс, как одна из основных причин травм у спортсменов студентов медицинского университета

Кельина Наталья Вячеславна – ассистент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко

Логунова Наталья Ивановна – ассистент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко

Коротков Андрей Борисович – ассистент кафедры Медицинской профилактики Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко

Аннотация: В статье представлен анализ травматизма в спортивных секциях медицинского университета. Выявили, что возникновение травм значительно варьируется в зависимости от вида спорта и интенсивности физических нагрузок, которые испытывают студенты. Изучили вопрос влияния стрессовых ситуаций на травматизм студентов занимающихся в спортивных секциях. Представили анализ тестирования студентов — спортсменов университета с использованием психологических тестов, способствующих измерению напряженности, тревожности и личностных качеств.

Ключевые слова: спортивные секции, студенты-спортсмены, спортивный травматизм, стресс, психологические тесты, измерение напряженности, тревожность,  личностные качества.

В последние годы все большую популярность приобретают спортивные секции в учебных заведениях, в том числе высших. Несмотря на большую загруженность в процессе обучения студенты активно присоединяются к различным видам спорта, проявляя интерес к здоровому образу жизни и физической активности. Спорт играет важную роль в жизни молодежи, помогая им развиваться физически и эмоционально. Однако, вместе с ростом популярности спортивных секций, неизбежно возрастает и количество сопутствующих травм. Особенно часто подвержены риску получения повреждений студенты, занимающиеся спортивными дисциплинами, требующими высокой физической нагрузки и активных движений. Такими, например, являются футбол, баскетбол, волейбол, теннис и гимнастика.

Одной из причин увеличения числа травм среди студентов является стресс. Когда организм испытывает стресс, он находится в состоянии повышенной напряженности и тревоги. Это приводит к ухудшению координации движений, уменьшению концентрации внимания и медленному принятию решений. В условиях стресса студенты – спортсмены могут совершать ошибки или не замечать опасности, что увеличивает риск получения травмы. У студентов - спортсменов стресс может возникнуть перед соревнованиями. Постоянное ожидание высоких результатов, в том числе окружающими, может вызвать чувство неуверенности и тревоги, что ведет к снижению качества выполнения движений и, в конечном счете, к повышенному риску получения травм. Особенно подвержены стрессу студенты во время экзаменационных сессий и подготовки к зачётным занятиям и тестам.  Психическое напряжение и необходимость запоминать большое количество информации могут привести к сниженной концентрации и утомляемости. В таком состоянии студенты становятся менее сосредоточенными и могут не замечать потенциально опасные ситуации, приводящие к получению травм. При организации надлежащих мер профилактики, спортивные травмы можно свести к минимуму.

Целью данного исследования является анализ статистических данных спортивных травм, имеющих место у студентов, занимающихся в спортивных секциях университета как одна из важных задач для определения и снижения рисков, связанных с активным образом жизни молодежи. Кроме того, определение ведущих факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье студентов  и  определение методов профилактики спортивного травматизма.

Спортивный травматизм, по разным источникам, составляет 2-5% от общего травматизма. Травматизм в различных видах спорта неодинаков. Интенсивный показатель травматичности – число травм на 1000 занимающихся. Рассчитывают количество полученных травм на 1000 тренировок или соревнований с учетом общего количества участников (athlete-exposures), причём одна тренировка или соревнование расценивается как одно "подвержение спортивному воздействию", зарубежные исследователи наиболее часто используют именно этот коэффициент [1, с. 7].

Количество травм на каждые 1000 спортсменов в различных видах спорта [2, с. 311-319]: волейбол – 31, регби – 188, хоккей – 159, футбол – 93, баскетбол – 86, бейсбол – 58, теннис – 25, бег – 46,  бокс – 127, боевые искусства – 102, борьба – 65 и т.д.

Количество травм на каждые 1000 соревнований в различных видах спорта [2, с. 311-319]: волейбол ж – 4,6, баскетбол ж – 7,7, баскетбол м – 9,9, футбол ж – 16,4, футбол м – 18,8, борьба муж – 26,4 и т.д. 

Количество травм на каждые 1000 тренировок в различных видах спорта [2, с. 311-319]: волейбол ж – 4,1, баскетбол ж – 4,  баскетбол м – 4,3, футбол м – 4,3, футбол ж – 5,2, борьба м – 5,7 и т.д.

В ВГМУ им. Н.Н. Бурденко проходят занятия в 17 спортивных секциях разной направленности в которых занимаются 202 студента. Медицинский контроль осуществляется врачом спортивной медицины. Наблюдение за студентами – спортсменами состоит из нескольких этапов и включает: предварительный осмотр всех спортивных команд в начале учебного года (сентябрь), текущие осмотры студентов во время тренировок (в течении всего учебного года), осмотры студентов перед соревнованиями и так далее. 

Таблица 1. Статистика травм среди студентов, занимающихся в спортивных секциях в 2022 - 2023 учебном году.

Вид спорта

Количество травм

 

Количество                   (человек)

Количество травм в %

Волейбол

8

16

Баскетбол

10

20,2

Футбол

36

72,7

Гандбол

5

10,1

Бадминтон

4

8,08

Вольная борьба

4

8,08

Самбо

3

6,06

Гиревой спорт

6

12,1

Дартс

4

8,08

Настольный теннис

3

6,06

Пауэрлифтинг

4

8,08

Плавание

1

0,01

       

В результате анализа полученных данных было выявлено, что возникновение травм значительно варьируется в зависимости от вида спорта и интенсивности физических нагрузок, которые испытывают студенты. Установлено, что наибольшее количество травм наблюдается в спортивных секциях, где агрессивные виды деятельности сочетаются с высоким риском получения повреждений. Как следствие, контактные виды спорта, такие как футбол и баскетбол, несут в себе самую высокую вероятность получения травм.

С целью изучения вопроса влияния стрессовых ситуаций на травматизм студентов, занимающихся в спортивных секциях, при проведении углубленного медицинского осмотра в начале учебного года, во время текущих осмотров и при осмотрах перед соревнованиями, спортсменам было предложено пройти тестирование позволяющих оценить  их напряженность, тревожность и личностные качества. Полученные результаты исследования приведены в таблицах.

Таблица 2. Диагностика состояния стресса ( по А.О. Прохорову)[3, с. 42-43].

 

Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях

Умеренный уро-вень регуляции в стрессовых ситуациях

Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях

Сентябрь 2024 (предварительный осмотр)

          36%

          60%

          4%

Ноябрь 2024 (текущий осмотр)

41%

57%

2%

Декабрь 2024 (зачётно-экзаменационный период)

29%

47%

24%

Таблица 3. Тест на исследование уровня тревожности (опросник Спилберга) [3, с. 75-76].

 

70 - 80 баллов очень высокая тревожность

60 - 69 баллов высокая тревожность

40 - 59 баллов  средняя тревожность

30 - 39 баллов низкая тревожность

0 - 29 баллов очень низкая тревожность

Сентябрь 2024 (предварительный осмотр)

-

-

3%

85%

12%

Ноябрь 2024 (текущий осмотр)

-

-

2%

84%

14%

Декабрь 2024 (зачётный период)

2%

30%

45%

15%

8%

Таблица 4. Шкала нервно-психического напряжения (опросник Т.А. Немчиной)[3, с. 25-30].

Диапазоны нервно – психического напряжения

30 - 50 баллов слабое напряжение

51 - 70 баллов умеренное напряжение

71 - 90 баллов чрезмерное напряжение

Сентябрь 2024 (предварительный осмотр)

56%

42%

2%

Ноябрь 2024 (текущий осмотр)

40%

58%

2%

Декабрь 2024 (зачётный период)

28%

51%

21%

В результате анализа психологического тестирования регуляции в стрессовых ситуациях, уровня тревожности и нервно – психического напряжения у спортсменов – студентов в разные периоды наблюдения было выявлено, что существует значительная вариативность уровней тревожности в данной группе. Одни студенты проявляют низкую тревожность и эмоциональную устойчивость, в то время как другие испытывают высокий уровень тревоги и нервно – психического напряжения. 

Выводы

Таким образом, проанализировав  статистику травм среди студентов, занимающихся в спортивных секциях и возможные причины возникновения травматизма в высших учебных заведениях, можно сделать следующие выводы:

  1. Проведенные исследования позволяют нам утверждать, что статистика травм среди студентов, занимающихся в спортивных секциях, достаточно высока. Это однозначно показывает необходимость усиленного внимания к вопросам безопасности и правильного подхода к тренировочному процессу. Профилактика травм должна быть одним из приоритетов в работе спортивных секций для снижения риска получения повреждений и обеспечения максимальной безопасности для всех студентов, занимающихся спортом.
  2. Психологическое тестирование тревожности у студентов играет важную роль в изучении и понимании их эмоционального состояния. Комплексный подход к оценке и возможности управления у студентов может способствовать повышению их эмоционального благополучия, успешному освоению учебной программы и росту спортивных достижений.
  3. Стресс является одним из основных факторов, который может влиять на возникновение травм у спортсменов - студентов. Понимание этого может помочь снизить риск возникновения травм и повысить эффективность спортивной деятельности.
  4. Для того чтобы снизить влияние стресса как одной из основных причин возникновения травм, спортсмены - студенты должны обращать особое внимание на свое эмоциональное состояние. Регулярные тренировки релаксации, медитации или йоги могут помочь улучшить управление стрессом и сосредоточиться на задаче. Важно также обеспечить достаточное количество отдыха и сна, чтобы организм мог восстановиться и противостоять стрессовым ситуациям.
  5. Необходимо организовать в плановом порядке психологическое сопровождение  студентов, занимающихся в спортивных секциях в виде групповых занятий с психологом и, при необходимости, индивидуальных консультаций. В обязательном порядке ввести психологическое тестирование во всех периодах подготовки спортсменов.
  6. Для снижения влияния стресса, как одной из основных причин возникновения травм, спортсмены - студенты должны обращать особое внимание на свое эмоциональное состояние. Регулярные тренировки релаксации, медитации или йоги могут помочь улучшить управление стрессом и сосредоточиться на поставленной задаче. Важно обеспечить студентам-спортсменам достаточное количество сна и отдыха, чтобы организм мог восстановиться и противостоять стрессовым ситуациям.

Список литературы

  1. Малышева Т.А., Кутасин А.Н., Кононенко П.А., Судариков А.А. // Травматизм в волейболе: Учебно-методическое пособие. 2021. С. 7.
  2. Hootman J.M., Dick R., Agel J. // Epidemiology of Collegiate Injuries for 15 Sports: Summary and Recommendations for Injury Prevention Initiatives J Athl Train. 2007, vol. 42, №. 2. С. 311-
  3. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. // Психодиагностика стресса: Учебно- методическое пособие. 2012. С. 25-30, 42-43, 75-76.

Интересная статья? Поделись ей с другими: