УДК 796.071-001:159,9:(378:61)
Стресс, как одна из основных причин травм у спортсменов студентов медицинского университета
Кельина Наталья Вячеславна – ассистент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко
Логунова Наталья Ивановна – ассистент кафедры Физической культуры и медицинской реабилитации Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко
Коротков Андрей Борисович – ассистент кафедры Медицинской профилактики Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко
Аннотация: В статье представлен анализ травматизма в спортивных секциях медицинского университета. Выявили, что возникновение травм значительно варьируется в зависимости от вида спорта и интенсивности физических нагрузок, которые испытывают студенты. Изучили вопрос влияния стрессовых ситуаций на травматизм студентов занимающихся в спортивных секциях. Представили анализ тестирования студентов — спортсменов университета с использованием психологических тестов, способствующих измерению напряженности, тревожности и личностных качеств.
Ключевые слова: спортивные секции, студенты-спортсмены, спортивный травматизм, стресс, психологические тесты, измерение напряженности, тревожность, личностные качества.
В последние годы все большую популярность приобретают спортивные секции в учебных заведениях, в том числе высших. Несмотря на большую загруженность в процессе обучения студенты активно присоединяются к различным видам спорта, проявляя интерес к здоровому образу жизни и физической активности. Спорт играет важную роль в жизни молодежи, помогая им развиваться физически и эмоционально. Однако, вместе с ростом популярности спортивных секций, неизбежно возрастает и количество сопутствующих травм. Особенно часто подвержены риску получения повреждений студенты, занимающиеся спортивными дисциплинами, требующими высокой физической нагрузки и активных движений. Такими, например, являются футбол, баскетбол, волейбол, теннис и гимнастика.
Одной из причин увеличения числа травм среди студентов является стресс. Когда организм испытывает стресс, он находится в состоянии повышенной напряженности и тревоги. Это приводит к ухудшению координации движений, уменьшению концентрации внимания и медленному принятию решений. В условиях стресса студенты – спортсмены могут совершать ошибки или не замечать опасности, что увеличивает риск получения травмы. У студентов - спортсменов стресс может возникнуть перед соревнованиями. Постоянное ожидание высоких результатов, в том числе окружающими, может вызвать чувство неуверенности и тревоги, что ведет к снижению качества выполнения движений и, в конечном счете, к повышенному риску получения травм. Особенно подвержены стрессу студенты во время экзаменационных сессий и подготовки к зачётным занятиям и тестам. Психическое напряжение и необходимость запоминать большое количество информации могут привести к сниженной концентрации и утомляемости. В таком состоянии студенты становятся менее сосредоточенными и могут не замечать потенциально опасные ситуации, приводящие к получению травм. При организации надлежащих мер профилактики, спортивные травмы можно свести к минимуму.
Целью данного исследования является анализ статистических данных спортивных травм, имеющих место у студентов, занимающихся в спортивных секциях университета как одна из важных задач для определения и снижения рисков, связанных с активным образом жизни молодежи. Кроме того, определение ведущих факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье студентов и определение методов профилактики спортивного травматизма.
Спортивный травматизм, по разным источникам, составляет 2-5% от общего травматизма. Травматизм в различных видах спорта неодинаков. Интенсивный показатель травматичности – число травм на 1000 занимающихся. Рассчитывают количество полученных травм на 1000 тренировок или соревнований с учетом общего количества участников (athlete-exposures), причём одна тренировка или соревнование расценивается как одно "подвержение спортивному воздействию", зарубежные исследователи наиболее часто используют именно этот коэффициент [1, с. 7].
Количество травм на каждые 1000 спортсменов в различных видах спорта [2, с. 311-319]: волейбол – 31, регби – 188, хоккей – 159, футбол – 93, баскетбол – 86, бейсбол – 58, теннис – 25, бег – 46, бокс – 127, боевые искусства – 102, борьба – 65 и т.д.
Количество травм на каждые 1000 соревнований в различных видах спорта [2, с. 311-319]: волейбол ж – 4,6, баскетбол ж – 7,7, баскетбол м – 9,9, футбол ж – 16,4, футбол м – 18,8, борьба муж – 26,4 и т.д.
Количество травм на каждые 1000 тренировок в различных видах спорта [2, с. 311-319]: волейбол ж – 4,1, баскетбол ж – 4, баскетбол м – 4,3, футбол м – 4,3, футбол ж – 5,2, борьба м – 5,7 и т.д.
В ВГМУ им. Н.Н. Бурденко проходят занятия в 17 спортивных секциях разной направленности в которых занимаются 202 студента. Медицинский контроль осуществляется врачом спортивной медицины. Наблюдение за студентами – спортсменами состоит из нескольких этапов и включает: предварительный осмотр всех спортивных команд в начале учебного года (сентябрь), текущие осмотры студентов во время тренировок (в течении всего учебного года), осмотры студентов перед соревнованиями и так далее.
Таблица 1. Статистика травм среди студентов, занимающихся в спортивных секциях в 2022 - 2023 учебном году.
Вид спорта |
Количество травм |
||
|
Количество (человек) |
Количество травм в % |
|
Волейбол |
8 |
16 |
|
Баскетбол |
10 |
20,2 |
|
Футбол |
36 |
72,7 |
|
Гандбол |
5 |
10,1 |
|
Бадминтон |
4 |
8,08 |
|
Вольная борьба |
4 |
8,08 |
|
Самбо |
3 |
6,06 |
|
Гиревой спорт |
6 |
12,1 |
|
Дартс |
4 |
8,08 |
|
Настольный теннис |
3 |
6,06 |
|
Пауэрлифтинг |
4 |
8,08 |
|
Плавание |
1 |
0,01 |
|
В результате анализа полученных данных было выявлено, что возникновение травм значительно варьируется в зависимости от вида спорта и интенсивности физических нагрузок, которые испытывают студенты. Установлено, что наибольшее количество травм наблюдается в спортивных секциях, где агрессивные виды деятельности сочетаются с высоким риском получения повреждений. Как следствие, контактные виды спорта, такие как футбол и баскетбол, несут в себе самую высокую вероятность получения травм.
С целью изучения вопроса влияния стрессовых ситуаций на травматизм студентов, занимающихся в спортивных секциях, при проведении углубленного медицинского осмотра в начале учебного года, во время текущих осмотров и при осмотрах перед соревнованиями, спортсменам было предложено пройти тестирование позволяющих оценить их напряженность, тревожность и личностные качества. Полученные результаты исследования приведены в таблицах.
Таблица 2. Диагностика состояния стресса ( по А.О. Прохорову)[3, с. 42-43].
|
Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях |
Умеренный уро-вень регуляции в стрессовых ситуациях |
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях |
Сентябрь 2024 (предварительный осмотр) |
36% |
60% |
4% |
Ноябрь 2024 (текущий осмотр) |
41% |
57% |
2% |
Декабрь 2024 (зачётно-экзаменационный период) |
29% |
47% |
24% |
Таблица 3. Тест на исследование уровня тревожности (опросник Спилберга) [3, с. 75-76].
|
70 - 80 баллов очень высокая тревожность |
60 - 69 баллов высокая тревожность |
40 - 59 баллов средняя тревожность |
30 - 39 баллов низкая тревожность |
0 - 29 баллов очень низкая тревожность |
Сентябрь 2024 (предварительный осмотр) |
- |
- |
3% |
85% |
12% |
Ноябрь 2024 (текущий осмотр) |
- |
- |
2% |
84% |
14% |
Декабрь 2024 (зачётный период) |
2% |
30% |
45% |
15% |
8% |
Таблица 4. Шкала нервно-психического напряжения (опросник Т.А. Немчиной)[3, с. 25-30].
Диапазоны нервно – психического напряжения |
30 - 50 баллов слабое напряжение |
51 - 70 баллов умеренное напряжение |
71 - 90 баллов чрезмерное напряжение |
Сентябрь 2024 (предварительный осмотр) |
56% |
42% |
2% |
Ноябрь 2024 (текущий осмотр) |
40% |
58% |
2% |
Декабрь 2024 (зачётный период) |
28% |
51% |
21% |
В результате анализа психологического тестирования регуляции в стрессовых ситуациях, уровня тревожности и нервно – психического напряжения у спортсменов – студентов в разные периоды наблюдения было выявлено, что существует значительная вариативность уровней тревожности в данной группе. Одни студенты проявляют низкую тревожность и эмоциональную устойчивость, в то время как другие испытывают высокий уровень тревоги и нервно – психического напряжения.
Выводы
Таким образом, проанализировав статистику травм среди студентов, занимающихся в спортивных секциях и возможные причины возникновения травматизма в высших учебных заведениях, можно сделать следующие выводы:
- Проведенные исследования позволяют нам утверждать, что статистика травм среди студентов, занимающихся в спортивных секциях, достаточно высока. Это однозначно показывает необходимость усиленного внимания к вопросам безопасности и правильного подхода к тренировочному процессу. Профилактика травм должна быть одним из приоритетов в работе спортивных секций для снижения риска получения повреждений и обеспечения максимальной безопасности для всех студентов, занимающихся спортом.
- Психологическое тестирование тревожности у студентов играет важную роль в изучении и понимании их эмоционального состояния. Комплексный подход к оценке и возможности управления у студентов может способствовать повышению их эмоционального благополучия, успешному освоению учебной программы и росту спортивных достижений.
- Стресс является одним из основных факторов, который может влиять на возникновение травм у спортсменов - студентов. Понимание этого может помочь снизить риск возникновения травм и повысить эффективность спортивной деятельности.
- Для того чтобы снизить влияние стресса как одной из основных причин возникновения травм, спортсмены - студенты должны обращать особое внимание на свое эмоциональное состояние. Регулярные тренировки релаксации, медитации или йоги могут помочь улучшить управление стрессом и сосредоточиться на задаче. Важно также обеспечить достаточное количество отдыха и сна, чтобы организм мог восстановиться и противостоять стрессовым ситуациям.
- Необходимо организовать в плановом порядке психологическое сопровождение студентов, занимающихся в спортивных секциях в виде групповых занятий с психологом и, при необходимости, индивидуальных консультаций. В обязательном порядке ввести психологическое тестирование во всех периодах подготовки спортсменов.
- Для снижения влияния стресса, как одной из основных причин возникновения травм, спортсмены - студенты должны обращать особое внимание на свое эмоциональное состояние. Регулярные тренировки релаксации, медитации или йоги могут помочь улучшить управление стрессом и сосредоточиться на поставленной задаче. Важно обеспечить студентам-спортсменам достаточное количество сна и отдыха, чтобы организм мог восстановиться и противостоять стрессовым ситуациям.
Список литературы
- Малышева Т.А., Кутасин А.Н., Кононенко П.А., Судариков А.А. // Травматизм в волейболе: Учебно-методическое пособие. 2021. С. 7.
- Hootman J.M., Dick R., Agel J. // Epidemiology of Collegiate Injuries for 15 Sports: Summary and Recommendations for Injury Prevention Initiatives J Athl Train. 2007, vol. 42, №. 2. С. 311-
- Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. // Психодиагностика стресса: Учебно- методическое пособие. 2012. С. 25-30, 42-43, 75-76.