УДК 614.2

Важность включения вопросов первой помощи в программы подготовки медицинских специалистов

Свиридова Татьяна Борисовна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Управления сестринской деятельностью Филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации в г. Москва

Половинка Артем Вячеславович – военнослужащий, г. Москва

Константинова Татьяна Алексеевна – преподаватель кафедры Управления сестринской деятельностью Филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации в г. Москва

Аннотация: Новые вызовы и ситуации, с которыми в последнее время приходится сталкиваться медицинским специалистам, требуют внедрения в учебные программы лекций и практических занятий по оказанию первой помощи. Такое обучение становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки медицинских работников и других специалистов, работающих в экстремальных условиях. Специалисты приобретают не только навыки самообороны, но и умение передвигаться в зонах с повышенной опасностью, оказывать первую помощь с минимальными средствами и оборудованием, а также стабилизировать состояние пациента и организовывать его эвакуацию. Развитие этих навыков позволит улучшить качество медицинской помощи в случае чрезвычайных ситуаций и повысить эффективность спасательных операций. Умение быстро и грамотно реагировать в непредвиденных ситуацих является неотъемлемой частью профессионализма медицинских работников, а расширение знаний в оказании первой помощи поможет им решать задачи в экстремальных условиях.

Ключевые слова: оказание первой помощи, подготовка медицинских специалистов, повышение квалификации, само- и взаимопомощь, программы подготовки медицинских специалистов.

Введение

Нельзя недооценивать роль оказания первой помощи в современной медицинской практике. Ведь ситуации, требующие особых навыков и знаний в вопросах оказания первой помощи, могут возникнуть в любой медицинской области. Не секрет, что в экстренных ситуациях, например, при боевых действиях или природных катастрофах, медицинским работникам часто приходится оказывать помощь на грани своих возможностей. Сложность момента требует вмешательства специалистов с особыми профессиональными навыками, которые приобретаются на курсах по оказанию первой помощи.

Именно поэтому вопросы оказания первой помощи должны быть включены в программы подготовки медицинских специалистов на всех уровнях. Врачи, медицинские сестры, фельдшеры и младший медицинский персонал – все они должны уметь работать в условиях повышенной опасности и стресса. Отсутствие готовности к таким ситуациям может привести к непредвиденным последствиям как для медицинского персонала, так и для пострадавших.

Цель: показать роль и значимость включения вопросов первой помощи в программы подготовки медицинских специалистов в системе дополнительного профессионального образования.

Включение лекций и практических занятий по оказанию первой помощи в программы обучения медицинских специалистов может способствовать улучшению качества медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Обучение таким навыкам и приемам поможет медицинскому персоналу принять правильное решение и оказать первую помощь, которая спасет сотни человеческих жизней. Таким образом, интеграция первой помощи в образовательные программы медицинских специалистов является не только актуальной, но и крайне важной для обеспечения безопасности людей в экстремальных ситуациях.

Согласно Федеральному закону ФЗ- 323 цель оказания первой помощи заключается «в поддержании жизненно важных функций пострадавшего путем временного устранения или уменьшения выраженности причин, угрожающих жизни, и в предупреждении развития тяжелых осложнений до прибытия медицинского работника» [1].

В настоящее время появилась острая необходимость обучения всего медицинского персонала вопросам оказания первой помощи, которая возникла во время проведения специальной военной операции и после выхода приказа Министра обороны РФ от 13 июня 2023 г. N 340 «Об утверждении Порядка организации подготовки военнослужащих и медицинских специалистов медицинских (военно-медицинских) организаций и медицинских частей (военно-медицинских) подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации по проведению мероприятий по оказанию первой помощи» [2].

Если обратиться к истории, то первая помощь стала активно развиваться в Советском Союзе в рамках военной медицины, где была разработана и апробирована в ходе учений и боевых действий система этапного лечения, основанная на принципах преемственности и последовательного наращивания мероприятий медицинской помощи [3, 4]. Оказание первой помощи через само- и взаимопомощь стало важным элементом помощи раненым, что укрепило авторитет военной медицины. Данная система была настолько эффективной, что отдельные ее элементы стали использоваться в условиях мирного времени. Некоторые организации даже копировали и внедряли эти методы в своей деятельности без изменений и адаптации к новым условиям.

Важно отметить, что принципы оказания этапной помощи, изначально разработанные для военных целей, были успешно адаптированы и внедрены в систему гражданской обороны и медицины катастроф. Постепенно эти принципы стали применяться и другими ведомствами.

Это привело к созданию большого количества нормативных документов, программ обучения и учебной литературы, которые не всегда соответствовали современным стандартам оказания первой помощи и действующему законодательству. Видимая простота проблемы порой маскирует сложности, связанные с несогласованными подходами и несовпадающими стандартами.

По нашему мнению, необходимо стремиться к единому подходу в области оказания первой помощи, учитывая специфику каждого ведомства и обеспечивая соответствие принципов медицины катастроф с современными стандартами и законодательством. Согласованная работа различных служб и организаций в этой области позволит значительно повысить эффективность и качество предоставляемой помощи в экстренных ситуациях.

Программы подготовки или модули по оказанию первой помощи включают в себя теоретический компонент. В него входят принципы и методы оказания первой помощи при различных состояниях и травмах. Обучаемые знакомятся с классификацией экстренных состояний, учатся распознавать признаки и симптомы критических состояний, таких как остановка дыхания и кровообращения, острая сердечно-сосудистая недостаточность, аллергические реакции, острые болевые синдромы, травмы и ожоги. «Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

  1. Отсутствие сознания.
  2. Остановка дыхания и кровообращения.
  3. Наружные кровотечения.
  4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
  5. Травмы различных областей тела.
  6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
  7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
  8. Отравления» [5].

Практическая часть подготовки предполагает отработку навыков оказания первой помощи с использованием медицинских тренажеров и симуляторов. Симуляционные тренинги позволяют слушателям развить уверенность в своих действиях и научиться быстро принимать решения в условиях, максимально приближенных к реальным. Например, отработка навыков сердечно-легочной реанимации (СЛР), остановки кровотечения, наложения шин на поврежденные конечности при переломах, освобождение дыхательных путей от инородного тела и поддержание жизненно важных функций организма.

Инновационные методы обучения, такие как виртуальная и дополненная реальность, также внедряются в образовательный процесс для подготовки медицинских специалистов. Они позволяют воссоздать сложные медицинские сценарии и приблизить обучение к реальным условиям, тем самым улучшить качество подготовки специалистов и повысить их готовность к эффективному реагированию в экстренных ситуациях.

Особое внимание в программе подготовки уделяется развитию коммуникативных навыков и способности работать в команде. В реальных экстремальных условиях при оказании первой помощи часто требуется совместная работа специалистов различного профиля. Умение быстро и четко координировать свои действия с действиями других членов команды, а также умение управлять стрессом и эмоциональным состоянием являются важными элементами успешного оказания первой помощи.

В рамках программ подготовки проводится также изучение этических и правовых аспектов оказания первой помощи. Медицинские специалисты должны быть осведомлены о своих юридических правах и обязанностях при оказании экстренной медицинской помощи.

Основой качественной подготовки является не просто приобретение знаний и навыков, но и развитие у слушателей готовности к непрерывному обучению и самосовершенствованию. Медицинская наука постоянно развивается, и методы первой помощи, доказавшие свою эффективность сегодня, могут быть улучшены или изменены завтра. Поэтому в процессе обучения акцентируется внимание на важности постоянного профессионального развития, посещения дополнительных курсов, семинаров, изучении научно-медицинской литературы.

В целом, подготовка медицинских специалистов к оказанию первой помощи является многогранным и сложным процессом, требующим комплексного подхода. Она охватывает широкий спектр навыков и знаний, от теоретических основ до практического применения в экстренных ситуациях, а также развитие личностных качеств, необходимых для работы в экстремальных условиях. Одним из основных принципов, которому обучают медицинских специалистов, является принцип «не навреди». Этот принцип подразумевает, что все действия по оказанию первой помощи должны выполняться с максимальной осторожностью, чтобы не усугубить состояние пострадавшего и не причинить ему дополнительного вреда.

В целях стандартизации подходов к оказанию первой помощи разрабатываются и постоянно обновляются международные рекомендации и рекомендации в Российской Федерации, а также в Министерстве обороны разработаны и утверждены учебно-методические материалы (методички, памятки, указания) по оказанию первой помощи [6]. Медицинским специалистам важно быть осведомленными о последних научно-обоснованных подходах в оказании первой медицинской помощи, дабы обеспечить максимальную эффективность действий и минимизацию рисков для пострадавших.

Важной частью образовательной программы является обратная связь, которая помогает слушателям понять свои сильные и слабые стороны. Это способствует более целенаправленному изучению материала и совершенствованию отработки практических навыков [7]. Оценка знаний и умений слушателей происходит на различных этапах обучения и включает в себя тестирование теоретических знаний и проверку практических навыков. Теоретическая часть может быть реализована в виде письменных экзаменов или тестов, в том числе с использованием современных информационных технологий, что позволяет быстро и объективно оценить знания большой группы обучаемых. Контроль отработки практического навыка может проводится в форме ситуационных задач, в ходе которых слушатели должны продемонстрировать умение быстро проанализировать ситуацию и принять адекватное решение и продемонстрировать выполнение необходимых практических навыков оказания первой помощи, а также умение работать в команде.

Таким образом, роль первой помощи в программе подготовки медицинских специалистов глубоко интегрирована в общую структуру дополнительного медицинского образования и играет ключевую роль в сохранении жизни и здоровья пациентов на всех этапах медицинской помощи.

В итоге, каждый медицинский работник должен выйти из учебного заведения не только с глубокими теоретическими знаниями, но и с надежно закрепленными умениями быстрого реагирования и эффективного проведения мероприятий по оказанию первой помощи, которые будут спасать жизни пострадавших до прибытия специализированной медицинской помощи.

Первая помощь является критическим навыком для медицинских специалистов всех уровней, так как она часто определяет исход в экстренных ситуациях, когда каждая секунда на счету. Назначение первой помощи не просто в оказании немедленной поддержки, а в предотвращении дальнейшего ущерба для здоровья и жизни больного, а также в стабилизации его состояния до прибытия профессиональной медицинской помощи или до транспортировки в медицинскую организацию.

Таким образом, глубокое изучение и постоянное совершенствование навыков в области первой помощи являются неотъемлемой частью программ подготовки медицинских специалистов. Развитие компетенций, эффективное использование современных методов обучения и упор на практическое применение знаний способствуют повышению качества медицинского образования и подготовке высококвалифицированных кадров, способных оказать первую помощь в любой, даже самой сложной, ситуации.

Заключение

В современном мире, где несчастные случаи и чрезвычайные ситуации могут возникнуть в любой момент, знания и умения по оказанию первой помощи становятся не просто важными, но и незаменимыми. Для медицинских специалистов, врачей, медицинских сестер или фельдшеров, умение быстро и эффективно оказать первую помощь не только может спасти жизнь пострадавшего, но и является фундаментальной частью их профессиональных компетенций.

Максимально важно готовиться к таким ситуациям заранее, получать знания и умения для быстрого реагирования. Будь то знания первой помощи, навыки выживания в экстремальных условиях или специальные тренировки – это все может оказаться бесценным в случае столкновения с неожиданной опасностью.

По нашему мнению, в настоящее время обучение по вопросам оказания первой помощи является крайне важным и необходимым, оно позволит медицинским работникам оказывать помощь в экстремальных условиях, включая боевые действия, террористические акты, стихийные бедствия и массовые аварии.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024).
  2. Приказ Министра обороны РФ от 13 июня 2023 г. N 340 «Об утверждении Порядка организации подготовки военнослужащих и медицинских специалистов медицинских (военно-медицинских) организаций и медицинских частей (военно-медицинских) подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации по проведению мероприятий по оказанию первой помощи».
  3. Беркутов А. Н., В. А. Оппель – военный хирург [1872-1932], Вестн. хир., № 11, с. 12, 1972.
  4. Коннова Л.А., Балабанов В.А., Артамонова Г.К. Основы первой помощи: учеб. СПб.: СПб ун-т ГПС МЧС России, 2015. 161 c.
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183).
  6. Медицинское обеспечение Министерства обороны Российской Федерации. https://medicine.mil.ru/.
  7. Аветисов А.П., Золотухин А.В., Гайфуллина О.В. Организация медицинской подготовки слушателей, курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России // Медицина катастроф. С. 48-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими: