УДК 37

Раннее выявление и коррекция нарушений развития у детей: методы ранней диагностики и вмешательства при выявлении отклонений в развитии ребенка

Годун Лариса Юрьевна – врач-педиатр, заведующий Педиатрическим отделением в Поликлинике № 5 Химкинской областной больницы

Аннотация: Данная научная статья посвящена актуальной проблеме медицины – раннему выявлению и коррекции нарушений развития у детей. В научной работе рассматриваются современные методы ранней диагностики и вмешательства при выявлении отклонений в развитии ребенка. Обсуждаются различные аспекты диагностики, такие как неврологические методы, биомаркеры, генетическое тестирование, а также подходы к вмешательствам, включая лекарственную терапию, физическую реабилитацию, психолого-педагогические методики и применение современных технологий. Особое внимание уделяется перспективам развития этой области, включая усовершенствование методов диагностики, персонализированные подходы к лечению, расширение доступности специализированных услуг и применение инновационных технологий. Статья представляет собой обзор современного состояния исследований в данной области, а также выдвигает рекомендации для дальнейших исследований и практической работы в области раннего выявления и коррекции отклонений развития у детей.

Ключевые слова: нарушения развития у детей, методы диагностики отклонений развития, выявления нарушений развития, коррекция нарушений развития у детей.

Исследование проблемы раннего выявления и коррекции нарушений развития у детей представляет собой важную задачу в области медицины, привлекающую внимание ученых уже на протяжении длительного времени. С учетом актуальности этой проблемы в настоящее время, ряд выдающихся научных деятелей представили важные работы, направленные на изучение механизмов развития детских нарушений и разработку действенных методов их диагностики и коррекции.

Одним из ключевых деятелей, чьи исследования оказали заметное влияние на данную область, является И.П. Павлов, выдающийся физиолог, известный своими фундаментальными работами в области психофизиологии, рефлексов и условных рефлексов. Его эксперименты в начале XX века пролили свет на множество аспектов психофизиологии человека и принципы формирования условных рефлексов, что значительно способствовало пониманию процессов развития и функционирования мозга у детей [11].

Другим заметным ученым, который внес весомый вклад в изучение проблем детского развития, является В.М. Бехтерев, известный невролог. Его работы в области неврологии и психиатрии дали новые представления о неврологических расстройствах у детей и стимулировали развитие методов ранней диагностики и вмешательства для улучшения результатов лечения.

Кроме того, современные ученые, такие как А.В. Максимов в области кардиологии, Е.Б. Брынцалова в педиатрии и генетике, И.В. Мацкеев в эндокринологии, Е.В. Шилина в нейрохирургии, и М.Ю. Рудаков в онкологии, продолжают активно вносить свою лепту в исследование и разработку новых методов диагностики и коррекции детских нарушений развития [9].

Раннее выявление и коррекция нарушений развития у детей представляют собой важный аспект в области педиатрии. Этот процесс имеет огромное значение для обеспечения оптимального здоровья и будущего благополучия детей. Основные преимущества данного подхода включают использование максимальной пластичности мозга в раннем возрасте, что способствует более эффективной адаптации и изменениям. Кроме того, раннее вмешательство помогает предотвратить возможные длительные последствия нарушений развития, улучшает качество жизни ребенка и снижает экономические затраты в будущем.

Чтобы успешно реализовать раннее выявление и коррекцию нарушений развития у детей, применяются различные методы ранней диагностики. Сюда включаются скрининговые тесты, которые оценивают различные аспекты развития, наблюдение и оценка развития со стороны специалистов, а также инструментальные методы, позволяющие получить более точное представление о состоянии развития мозга и нервной системы ребенка [5].

При выявлении отклонений в развитии ребенка, важно предпринимать соответствующие вмешательства. Это может включать в себя раннюю реабилитацию, направленную на улучшение функциональных возможностей ребенка, обучение родителей и семьи методам и техникам поддержки развития ребенка в ежедневной жизни, а также, в некоторых случаях, медикаментозную терапию.

Все мероприятия и методы требуют совместных усилий со стороны медицинских специалистов, родителей и общественных организаций.

Раннее обнаружение отклонений в развитии детей имеет фундаментальное значение для результативной коррекции. Оно обеспечивает возможность начать лечение и вмешательство вовремя, что способствует предотвращению дальнейших проблем и повышает шансы на успех. Также позволяет предотвратить осложнения и негативные последствия, обеспечивая оптимальные условия для дальнейшего развития и адаптации ребенка [8].

На рисунке 1 представим схему основных этапов развития детей с соответствующими показателями нормального развития. Каждый этап отражает ключевые аспекты физического, когнитивного и эмоционального развития ребенка на определенном этапе его жизни, что используется для облегчения понимания последовательности и ожидаемых милейных камней в развитии и помогает родителям и специалистам выявлять и анализировать отклонения от нормы [5].

image001

Рисунок 1. Этапы и показатели нормального развития детей.

Наше исследование нацелено на выявление ключевых факторов, способствующих или препятствующих нормальному развитию ребенка на ранних этапах. Определение этих факторов (таблица 1) поможет выявить потенциальные риски нарушений, но и сформирует основу для разработки результативных стратегий ранней диагностики и коррекции [12].

Таблица 1. Факторы развитие детей.

Факторы

Описание

1

Генетические факторы

Наследственность и генетический фон ребенка могут определять его потенциал для различных аспектов развития.

2

Предродовые условия

Здоровье матери и условия, в которых проходит беременность, могут оказать существенное влияние на развитие плода.

3

Перинатальные факторы

События, происходящие во время родов, такие как кислородное голодание или преждевременные роды, влияют на развитие ребенка.

4

Раннее детство

Качество ухода, степень стимуляции и взаимодействия с родителями в раннем детстве влияют на формирование базовых навыков и возможностей детей.

5

Социокультурные факторы

Экономическое положение семьи, доступность здравоохранения и образования, а также культурные практики существенно сказываются на развитие детей.

6

Питание и физическая активность

Правильное питание и достаточная физическая активность необходимы для нормального роста и развития детей.

7

Эмоциональная поддержка и стабильность

Отношения с близкими и уровень эмоциональной поддержки играют важную роль в психосоциальном развитии детей.

8

Раннее вмешательство и поддержка

Доступ к раннему вмешательству и реабилитации для детей с нарушениями развития важен для их адаптации и формирования.

*Создана автором на основе изученных материалов

Понимание основных этапов, факторов и показателей нормального развития детей обеспечивает основу для адекватной оценки и выявления отклонений. Знание того, что является типичным для каждого возрастного периода, позволяет своевременно выявлять аномалии и принимать соответствующие меры.

Медицинские методы диагностики представляют собой комплексный подход, включающий широкий спектр обследований, осуществляемых различными специалистами, чтобы выявить и оценить различные аспекты развития ребенка. Важно отметить, что процесс ранней диагностики включает в себя не только врачей, но и специалистов раннего воспитания, психологов, педагогов и других профессионалов (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Специалисты диагностики развития детей.

Педиатр играет ключевую роль, проводя общий медицинский осмотр и оценивая физическое развитие ребенка. Невролог осуществляет оценку неврологического статуса, включая моторику, рефлексы и координацию движений. Психологическая оценка проводится для выявления психического развития, а генетическая консультация может быть необходима при наследственных факторах риска или врожденных аномалиях. Логопедическое обследование оценивает речевое развитие, а педагог или специалист по раннему развитию анализирует уровень умственного развития и адаптивных навыков. Все специалисты взаимодействуют для комплексной оценки и разработки индивидуализированных стратегий вмешательства, способствующих поддержке здоровья и развития ребенка [15].

Физиологическое обследование, проводимое педиатром, включает в себя ряд процедур, направленных на оценку общего физического состояния ребенка и выявление потенциальных отклонений или аномалий в его развитии (таблица 2).

Таблица 2. Методы физиологического обследования детей и возможные аномалии.

Метод диагностики

Описание

Возможные аномалии и симптомы

1

Измерение артериального давления

Оценка работы сердечно-сосудистой системы

Несоответствие нормальным показателям давления, указывающее на проблемы с сердцем или сосудами.

2

Оценка частоты дыхания

Измерение частоты дыхания

Учащенное или замедленное дыхание, что может быть признаком респираторных расстройств или других заболеваний.

3

Осмотр кожных покровов и слизистых оболочек

Оценка наличия пятен, высыпаний, сыпей или других аномалий

Признаки инфекций или аллергических реакций, такие как пятна, сыпь, зуд и т. д.

4

Пальпация лимфатических узлов

Ощупывание лимфатических узлов для выявления их размеров и консистенции

Увеличенные и болезненные лимфоузлы, что может быть признаком инфекции или воспаления.

5

Оценка физического развития

Оценка физического развития ребенка

Отклонения от нормальных значений параметров развития, что может указывать на различные проблемы в росте и развитии.

6

Выявление рефлексов

Проверка различных рефлексов, присутствующих у здорового ребенка в определенном возрасте

Отсутствие или аномальное проявление рефлексов, что может свидетельствовать о проблемах в нервной системе или развитии.

7

Оценка психомоторного развития

Наблюдение за поведением, реакциями на окружающую среду, общением и другими аспектами

Отклонения в поведении или реакциях, несоответствующие возрасту, что может указывать на различные проблемы в психомоторном развитии.

8

Измерение температуры тела

Температура тела

Повышенная температура, указывающая на наличие инфекции или воспаления.

9

Измерение пульса и дыхания

Частота сердечных сокращений и дыхательный ритм

Несоответствие нормальным показателям, свидетельствующее о проблемах с сердцем или дыхательной системой.

10

Пальпация органов

Органы и участки тела

Отеки, увеличение размеров органов или другие аномалии.

*Создана автором на основе изученных материалов

Неврологические симптомы у детей могут представлять собой различные проявления, указывающие на возможные отклонения в развитии нервной системы. Педиатр направляет пациентов к неврологу или другому специалисту при обнаружении подобных симптомов для более детального обследования и диагностики [19]. Невролог, обладая специализированными знаниями и опытом, проводит разнообразные методы диагностики, направленные на выявление и оценку неврологических расстройств у детей (таблица 3) [16].

Таблица 3. Нейрофизиологические методы диагностики.

Метод диагностики

Описание

Возможные аномалии и симптомы

1

Неврологический осмотр

Обширный клинический осмотр, включая оценку моторики, чувствительности, координации движений, рефлексов и других аспектов нервной системы.

- Задержка в развитии двигательных навыков. - Нарушения речи и коммуникации. - Эпилептические припадки или непроизвольные движения. - Судорожные состояния. - Проблемы с координацией движений или равновесием. - Необычное поведение или реакции на внешние стимулы.

2

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Измерение электрической активности мозга.

- Эпилептические разряды.

3

Ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ мозга)

Оценка структуры и размеров мозга, а также выявление аномалий развития или поражений тканей.

Врожденные пороки развития, кисты, опухоли и другие изменения.

4

Магнитно-резонансная томография (МРТ)

Предоставление детального изображения мозга для выявления различных аномалий.

Опухоли, кровоизлияния, травмы и другие патологии.

5

Компьютерная томография (КТ)

Визуализация мозга и его структур для выявления изменений и патологий.

Кровоизлияния, травмы, опухоли и другие изменения.

6

Дуплексное сканирование сосудов головного мозга

Оценка кровотока в сосудах головного мозга и выявление аномалий в кровоснабжении.

Нарушения кровообращения, стенозы, тромбозы и другие аномалии.

7

Неврологические тесты и шкалы

Использование различных тестов и шкал для оценки уровня развития ребенка и его неврологических функций.

Оценка психомоторного развития, координации и других аспектов.

*Создана автором на основе изученных материаловНачало формы

Важно отметить, что неврологические симптомы могут быть разнообразными и варьировать в зависимости от конкретного расстройства. Некоторые из них могут включать задержку в развитии двигательных навыков, нарушения речи, эпилептические припадки, а также необычное поведение или реакции на внешние стимулы [7].

Генетические консультации проводятся с целью выявления наличия генетических мутаций, оценки риска наследственных заболеваний и разработки индивидуализированных планов лечения и ухода для детей с генетическими расстройствами. Педиатр обращается к генетику в случае, когда у ребенка возникают или подозреваются генетические аномалии или наследственные заболевания. Генетик проводит подробное генетическое консультирование и диагностику, используя различные методы, такие как генетические тесты, кариотипизация и обследовательские методы, чтобы выявить присутствие или риск развития генетических заболеваний у ребенка (таблица 4).

Таблица 4. Методы генетической диагностики и их возможные результаты.

Метод диагностики

Описание

Возможные аномалии и симптомы

1

Генетическое консультирование

Оценка семейной и медицинской истории для выявления факторов риска и вероятности генетических заболеваний.

Наличие генетических заболеваний в семейном анамнезе. Врожденные аномалии развития. Генетические синдромы и наследственные болезни. Необычные физические или психологические черты. Проблемы с ростом и развитием.

2

Генетическое тестирование

Анализ ДНК для выявления генетических вариантов и мутаций, связанных с конкретными заболеваниями.

Обнаружение генетических мутаций и вариантов, связанных с наследственными заболеваниями. Риск развития генетических нарушений у ребенка.

3

Генетический обследовательский метод

Обзор физических, психологических и медицинских параметров для оценки возможных генетических аномалий.

Врожденные аномалии развития. Генетические нарушения и синдромы. Риск развития генетических заболеваний у ребенка.

4

Кариотипизация

Изучение хромосом для выявления числовых и структурных аномалий, связанных с генетическими заболеваниями.

Дисплазия или аномалии хромосом. Синдромы, связанные с аномалиями хромосом.

5

Генетические тесты на наследственные заболевания

Определение наличия конкретных генетических мутаций или вариантов, связанных с наследственными заболеваниями.

Наличие генетических мутаций, связанных с наследственными заболеваниями. Риск передачи генетических нарушений потомству.

*Создана автором на основе изученных материалов

Генетик помогает педиатру определить причины и механизмы возникновения генетических нарушений у детей, а также разрабатывает стратегии лечения, рекомендации по уходу и мониторингу здоровья для детей с генетическими заболеваниями.

Помимо педиатров, неврологов и генетиков, специалисты в области психологии, логопедии и педагогики также играют неотъемлемую роль в ранней диагностике нарушений развития. Психологи проводят оценку психического развития и поведения, логопеды занимаются диагностикой и коррекцией речевых нарушений, а педагоги или специалисты по раннему развитию оценивают уровень обучаемости и помогают в адаптации ребенка [1, 6]. Обращение к этим специалистам рекомендуется при выявлении различных аспектов нарушений в развитии детей (таблица 5).

Таблица 5. Специалисты и методы ранней диагностики.

Специалист

Описание

Возможные аномалии и симптомы

Когда следует обратиться

1

Психолог

Проводит психологическую оценку развития ребенка с использованием специальных тестов и методик.

Отклонения в поведении, эмоциональные или психологические расстройства, задержка в развитии речи или социальных навыков и др.

При подозрении на психологические или эмоциональные проблемы, а также при задержке в развитии речи или социальных навыков.

2

Логопед

Оценивает речевое развитие и коммуникативные навыки ребенка, проводя специальные тесты и анализируя его речевую активность.

Задержка в развитии речи, дислексия, дисграфия, нарушения артикуляции, аутизм и др.

При отставании в развитии речи, проблемах с письменной или устной речью, а также при подозрении на аутизм или другие речевые нарушения.

3

Педагог или специалист по раннему развитию

Оценивает общий уровень развития ребенка, в том числе моторику, внимание, память, а также социальные и коммуникативные навыки.

Задержка в обучении, нарушения в поведении, недостаточное развитие социальных навыков, проблемы с вниманием и концентрацией внимания и др.

При наблюдении за отставанием в обучении, проблемами с поведением или социальной адаптацией, а также при подозрении на нарушения в развитии обучаемости или внимания.

*Создана автором на основе изученных материалов

Психологи, логопеды и педагоги специализируются на различных аспектах развития ребенка и могут помочь выявить потенциальные проблемы в раннем возрасте. Важно обращаться к ним при первых признаках отклонений от нормы в развитии, чтобы предоставить детям поддержку и помощь в их дальнейшем развитии [2].

Медицинские вмешательства для коррекции развития у детей включают лекарственную терапию и реабилитацию с физической терапией. Лекарственная терапия предполагает использование различных препаратов для улучшения состояния и смягчения симптомов развития, включая психостимуляторы для улучшения внимания, антиконвульсанты для контроля эпилептических приступов, антидепрессанты и анксиолитики для уменьшения симптомов депрессии и тревожности, а также препараты для коррекции нейрохимических нарушений. Реабилитация и физическая терапия направлены на улучшение физического и моторного развития, включая упражнения, массаж, физические игры и ортопедическое лечение. Эти методы также способствуют увеличению самооценки и уверенности ребенка, его социальной адаптации и включают родителей в процесс для поддержания прогресса дома [3, 4].

Психолого-педагогические вмешательства, такие как индивидуальные занятия с ребенком предоставляют возможность настройки на его потребности и уникальные особенности развития, позволяя работать над конкретными навыками и преодолевать проблемы. Специализированные образовательные программы разрабатываются с учетом индивидуальных потребностей и способностей каждого ребенка, обеспечивая наиболее результативное обучение и поддержку его развития. Помощь и консультирование семьи являются не менее важными компонентами, так как помогают родителям лучше понять особенности развития своего ребенка, обучают результативным методам взаимодействия и поддерживают их в процессе воспитания и восприятия потребностей своего ребенка. Все эти вмешательства совместно способствуют оптимизации развития детей и создают благоприятные условия для их полноценной социализации и адаптации [13].

Препятствия и ограничения в области раннего выявления проблем у детей, такие как недостаточная информированность общества, ограниченный доступ к специализированным услугам и этические и моральные дилеммы, занимают существенную роль в действенной реализации программ и методов этого процесса. Недостаточная неосведомленность общества о важности и методах раннего выявления и коррекции нарушений развития может привести к недооценке проблемы и недостаточному вниманию к необходимости медицинского наблюдения в раннем возрасте. Ограниченный доступ к специализированным услугам вызван финансовыми ограничениями, географической удаленностью или недостаточным количеством квалифицированных специалистов. Этические и моральные дилеммы могут возникать при принятии решений о начале лечения, выборе методов коррекции и учете индивидуальных прав и свобод ребенка и его семьи. Преодоление этих препятствий требует комплексного подхода и сотрудничества различных заинтересованных сторон, включая медицинских специалистов, образовательные учреждения, правительственные и неправительственные организации, а также активное участие общества в образовательных программах и информационных кампаниях [14, 18].

Перспективы развития и дальнейшие исследования обещают значительный прогресс и улучшение результатов. Одним из ключевых направлений является совершенствование методов ранней диагностики, в том числе разработка более точных и эффективных скрининговых тестов, а также применение новых технологий, таких как нейроимиджинг и биомаркеры, для раннего выявления отклонений в развитии [17].

Дальнейшие исследования также должны быть направлены на оптимизацию вмешательств при выявлении отклонений в развитии ребенка. Это включает в себя разработку более индивидуализированных программ реабилитации, учет особенностей каждого ребенка и его семьи, а также исследование новых подходов, таких как телемедицина и использование виртуальной реальности.

Другим важным аспектом является расширение доступности специализированных услуг и повышение осведомленности общества о значимости раннего выявления и коррекции нарушений развития. Для этого необходимо проведение информационных кампаний, образовательных программ и сотрудничество с различными общественными и профессиональными организациями [10].

Одним из вызовов, стоящих перед дальнейшими исследованиями, является сбор большего количества данных о долгосрочных результатах и эффективности различных методов раннего выявления патологий у детей. Это поможет уточнить рекомендации и улучшить практику в данной области.

Одной из перспективных областей развития в данной области является применение новейших технологий, которые могут значительно улучшить точность диагностики, результативность вмешательств и доступность специализированных услуг. Рассмотрим несколько примеров таких технологий и их перспективы (табл. 6) [18].

Таблица 6. Технологии и инновации в раннем выявлении и коррекции нарушений развития у детей.

Технология

Описание

Перспективы

Искусственный интеллект и машинное обучение

Разработка компьютерных систем для анализа данных о развитии детей и выявления нарушений развития.

Более точные методы ранней диагностики и персонализированные подходы к вмешательствам.

Нейроимиджинг

Изучение активности мозга и его структуры с использованием технологий, таких как fMRI и EEG.

Выявление нейрофизиологических отклонений и их коррекция в раннем возрасте.

Виртуальная реальность и телемедицина

Создание иммерсивных тренировочных сред для реабилитации детей с нарушениями развития.

Улучшение мотивации и результативности тренировок, расширение доступности специализированных услуг.

Геномная медицина и биомаркеры

Выявление генетических факторов, влияющих на развитие, и разработка персонализированных методов лечения.

Персонализированные подходы к диагностике и лечению, новые методы диагностики и отслеживания действенности лечения.

Сенсорные устройства и носимая техника

Мониторинг различных аспектов здоровья детей с помощью умных браслетов, датчиков и т. д.

Выявление ранних симптомов нарушений развития и предотвращение их прогрессирования.

Технологии дистанционной реабилитации

Предоставление доступа к реабилитационным занятиям из дома с использованием приложений и программ.

Облегчение доступа к реабилитационным услугам в условиях ограничений, связанных с пандемией и удаленным обучением.

Интеграция данных и аналитические системы

Объединение и анализ данных о развитии детей для выявления новых закономерностей и факторов риска.

Оптимизация подходов к диагностике и вмешательствам, более эффективное использование медицинских данных для улучшения здравоохранения.

Образовательные и информационные ресурсы

Повышение осведомленности общества о раннем выявлении и коррекции нарушений развития у детей.

Улучшение качества медицинского обслуживания, повышение здоровья и благополучия детей и их семей через образование и информирование.

*Создана автором на основе изученных материалов

Анализируя таблицу, можно сделать вывод о том, что представленные технологии имеют значительный потенциал для улучшения процесса раннего выявления и коррекции нарушений развития у детей. Каждая из них вносит свой вклад в улучшение диагностики, лечения и реабилитации, обеспечивая более точные, эффективные и доступные методы медицинского вмешательства. Использование современных технологий позволяет не только улучшить качество жизни детей и их семей, но и оптимизировать затраты на здравоохранение за счет более действенного использования ресурсов и предотвращения долгосрочных осложнений.

Заключение

В ходе исследования были рассмотрены различные методы ранней диагностики, начиная от неврологических осмотров и генетических анализов, и заканчивая использованием передовых технологий. Подробно рассмотрели возможные аномалии и симптомы, а также представили специалистов, играющих стержневую роль в диагностике и вмешательстве.

Значительное внимание уделено перспективам развития данной области, включая совершенствование методов диагностики, оптимизацию вмешательств и расширение доступности специализированных услуг. Использование передовых технологий, таких как искусственный интеллект и нейроимиджинг, обещает значительный прогресс в точности диагностики и персонализированных подходах к вмешательствам.

Однако, несмотря на значительные достижения в области раннего выявления и коррекции нарушений развития у детей, остаются вызовы и препятствия. Недостаточная информированность общества, ограниченный доступ к специализированным услугам и этические дилеммы требуют дальнейших исследований и коллективных усилий.

Список литературы

  1. Афонина К. П., Старобина Е. М., Владимирова О. Н., Лорер В. В. Об опыте реализации концепции развития ранней помощи в Российской Федерации//Детская и подростковая реабилитация. 2018, с. 17—20.
  2. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н. Профилактика инвалидности — ведущий приоритет охраны здоровья матери и ребенка//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019, с. 216.
  3. Бенилова С. Ю., Давидович Л. Р. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста. В сб.: Микляева Н. В., ред. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. М.: МГПИ; 2004.
  4. Бутко Г. А., Кательсон Т. А., Олту С. П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения//Вестник Мининского университета. 2019;7.
  5. Долотова Н. В., Филькина О. М., Воробьева Е. А., Кузьменко Г. Н., Назаров С. Б., Ситникова О. Г. Состояние здоровья и отдельные механизмы формирования его нарушений у детей инвалидов в результате последствий перинатальных поражений центральной нервной системы в возрасте до 4 лет//Лечение и профилактика, 2018, 13—8.
  6. Журба Л. Т., Мастюкова Е. А. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина,1981.
  7. Зубова Е. П., Насыбуллина Н. Н., Хузиева Г. М., Садыков М. М. Оценка состояния здоровья детей раннего возраста в рамках абилитации на амбулаторно-поликлиническом этапе //Практическая медицина // электронный ресурс // http://oa.lib.nsmu.ru/files/docs/202012091458.pdf.
  8. Казьмин A. M., Дайхина Л. В. Методика оценки психомоторного развития детей до 12 месяцев жизни//Вопросы охраны материнства и детства,1990, с. 56-62.
  9. Козловская Г. В., Баженова О. В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве//Журнал невропатологии и психиатрии//1995, с. 48—52.
  10. Комплексная помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития, в программе «Тропинка детства» электронный ресурс // https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2023_n3/Yuzhakova.
  11. Кочерова О. Ю., Антышева Е. Н., Чубаровский В. В., Филькина О. М., Воробьева Е. А., Долотова Н. В. Факторы риска и прогнозирование эмоциональных расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины//2019, с. 82-86.
  12. Кустова Т. В., Таранушенко Т. Е., Демьянова И. М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр. Медицинский совет// электронный ресурс // https://www.med-sovet.pro/jour/article/view/2509//.
  13. Лазуренко С. Б. Современные задачи и содержание медикопсихолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях амбулаторно-поликлинического участка //Дефектология //электронный ресурс // https://bibl22.ru/spiskiliter/difectology/rvss.html.
  14. Мирошников С. А., Иванова А. Е., Кравец О. Ю. Методические материалы к программному комплексу для психологических исследований//СПб.: Изд-во «ЛЕМА»//2011.
  15. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение)//Педиатрическая фармакология// электронный ресурс // https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711440925&tld=ru&lang=ru&name=kognitivnye-narusheniya-u-detey-s-cp.pdf&text=14.%20Немкова.
  16. Павлова Н. Н. Выявление особенностей психического развития у детей первого полугодия жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС//Дефектология//2019, с. 3—13.
  17. Ступак В. С., Подворная Е. В., Филькина О. М. Современные подходы в организации междисциплинарной помощи детям первого года жизни с перинатальной патологией//Дальневосточный медицинский журнал// электронный ресурс // https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-organizatsionnye-aspekty-okazaniya-palliativnoy-pomoschi-detyam/viewer.
  18. Тезисы XXII российского конгресса «инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» с международным участием//2023// электронный ресурс // DOI: 10.21508/1027–4065-congress-2023.
  19. Чистович И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID//СПб.: Институт раннего вмешательства//2000, с. 17-21.

Интересная статья? Поделись ей с другими: