УДК 069

Корпоративный музей в контексте мировой модной индустрии

Милушкина Екатерина Сергеевна – студент программы «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Научный руководитель Соловьева Валерия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории, археологии и краеведения, Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация: В статье рассматриваются особенности корпоративный музеев Домов Моды: взаимосвязь создания цельного образа модного бренда с организацией корпоративного музея или иного выставочного пространства при корпорации, существующей в индустрии моды. Анализируется корпоративный музей «Кристальные миры Swarovski» и мобильного выставочного павильона Chanel. 

Ключевые слова: корпоративный музей, Chanel, Swarovski, бренд.

Корпоративные музеи – значительная часть музейной сферы всего мира.

Корпоративные музеи – это музеи корпораций. Они создаются собственными силами на собственные средства компаний, фирм, предприятий, учреждений для реализации целей и задач прежде всего работников и руководителей самих этих организаций, возможно, с учетом интересов внешних субъектов. Корпоративный музей сосредотачивает в себе ценности, являющиеся важной составляющей культурного капитала компании [1]. Такие музеи выступают хранителями и трансляторами корпоративной культуры организации, индустриального культурного наследия, благодаря чему можно проследить ход развития техники, технологий и прогресса компании в целом. Следует отличать отраслевые корпоративные музеи, рассказывающие непосредственно о деятельности компании, от корпоративных музеев, представляющих собой художественные коллекции.

Корпоративный музей – одно из «лиц» компании или бренда, наглядно демонстрирующее то, как организация позиционирует себя для своих сотрудников и окружающего мира; место, где демонстрируется история и достижения организации, или же место демонстрации искусства и поддержки направлений, близких по философии бренду.

Музеи корпораций не обязательно посвящены истории и продукции компании, а могут являться отражением их ценностей, как вспомогательная часть в создании цельного образа бренда. Именно такой способ организации корпоративного музеи выбирают модные бренды, создавая таким образом выставочные пространства для современного искусства.

Современная модная индустрия – самостоятельный сектор экономики, включающий в себя производство модных товаров – одежды, обуви, аксессуаров. Отличительная черта этого креативного сектора – динамизм, быстрая скорость изменения всех процессов, а также жесткая конкуренция между брендами.

При всей жёсткой конкуренции в модной индустрии, создание корпоративного музея или иного выставочного пространства – удачный маркетинговый ход и способ обозначить ценностные приоритеты бренда, сформировать его цельный образ.

В индустрии моды позиционирование бренда является наиболее важным: оно формирует ключевое сообщение, отражающее общую идею и философию модного дома, что позволяет отстроиться от конкурентов.

Фонд LOUIS VUITTON – музей в Булонском лесу, в Париже, построенный в 2014 году – это одна из достопримечательностей французской столицы, культурный центр и музей современного искусства. Музей сразу же встречает потенциального посетителя неординарной архитектурой: здание похоже на огромную белую льдину среди моря зелени. Здание имеет два этажа, а по всей его поверхности размещены 12 светоотражающих стеклянных «парусов». Под сложной конструкцией скрыты три открытые террасы, с которых открываются виды на Эйфелеву башню, Булонский лес, башни Ла-Дефанс. Дизайнер Фрэнк Гери, работавший над этим музеем с 2001 года, стремился к обилию света и белого цвета во внутренней организации. Помещения позволяют организовывать самые разнообразные выставки и презентации. [2]

Яркий выставочный павильон был создан брендом Chanel – «Chanel Mobil Art), объединивший в себе моду, коммерцию, искусство и архитектуру. Выполненный в виде дамской сумочки, передвижной павильон создан для популяризации бренда и, в частности, рекламы сумочки Коко Шанель «2.55». Архитектор Захи Хадид спроектировала футуристическую оболочку и плавно переходящие один в другой интерьеры. Павильон знакомит с работами двух десятков художников и фотографов из Европы, Азии и Америки, включая сатирические видеоинсталляции российской арт-группы «Синие носы». [3]

Говоря о позиционировании бренда, Модный Дом Chanel делает упор на вековую историю: Габриэль Шанель в XIX в. создала уникальный стиль, прошедший через годы и не утративший актуальности. Центральная идея бренда – свобода женщины. Когда креативным директором бренда стал Карл Лагерфельд, основная идея бренда сохранилась, но модельер вместо классики, которой придерживалась Шанель до этого, стремился к актуальности продукции и её востребованности в современных реалиях [4]. Выставочный павильон объединяет себе классику и продукцию бренда с современным искусством, интересным людям.

Выделяется своими выставочными пространствами и Swarovski Crystal Worlds – уникальное место, построенное в 1995 году к столетнему юбилею компании Swarovski (австрийской компании, специализирующейся на производстве разных кристаллов, украшений, кристальных фигурок и огранке синтетических и природных драгоценных камней). Пространство было спроектировано художником Андре Хеллером и привлекло более чем 16 миллионов посетителей со всего мира.

Тематическим центром проекта стала история Великана, который отправился познавать мир и всего его сокровища и чудеса. Получив их, он поселился в Ваттенсе, где с тех пор и охраняет свои Палаты чудес [5] Выставочное пространство построено по аналогии Камеры чудес в замке Амбрас, которая была попыткой собрать универсальную коллекцию всех знаний в XVI веке. В царстве Великана собрана богатая коллекция драгоценностей и размещена в 18 Палатах чудес. В мире фантазий посетители могут поверить в чудес.

Начинается экспозиция с Синего зала – подземного мира Великана: наклонные стены окрашены в цвет «International Klein Blue» - оттенок специально разработан художником Ивам Кляйном и напоминает внутреннюю часть пещеры. Зал дает посетителю первоначальное представление об очаровании хрусталя и демонстрирует такие шедевры, как «Постоянство времени» Сальвадора Дали, «Хрустальная Нана» Ники де Сен-Фалль и «Драгоценные камни» Энди Уорхола. Кроме того, Синий зал включает в себя Сентенар, вороного жеребца «Четак» и Хрустальную стену.

Вечное царство зимы увидит посетитель в следующей Палате Великана – «Бесшумный свет». В 2020 году в экспозиции появилось необычное хрустальное дерево Silent Light, порождение творческого сотрудничество Торд Бунье и Александра Маккуина. Поэтическая снежная инсталляция, температура в которой может опускаться до -10 по Цельсию, ставит перед посетителями вопросы о быстротечности и хрупкости природы [5]

Swarovski Crystal Worlds удивляет своих гостей в каждой из 18 Палат чудес Великана, преображая кристаллы в самых необычных инсталляциях и поднимая неожиданные вопросы. Это и Хрустальный купол из 595 зеркал, и Дворец любви, и Люстра скорби. Помимо тесного взаимодействия с художниками с мировой известностью, преображающими пространство в самых поражающих формах, в Хрустальном мире есть и зона, посвящённая истории бренда Swarovski и хрусталя во всех исторических аспектах – пространство Timeless (Несвоевременный) [5]. Содержание выставочного пространства отражает период от основания компании до волшебных моментов на сцене, экране и подиуме, сочетает в себе диковинки и роскошь с ностальгией, историей и технологиями. Название зала связано с его концепцией – забыть о собственном времени и полностью погрузиться в стремительно изменяющуюся эпоху с 1895 года до наших дней, проследить развитие компании и возникновение захватывающих дух предметов. Создан зал был в сотрудничество корпоративного архива бренда с архитектурном бюро HG Merz.

Помимо Палат Чудес, в Swarovski Crystal Worlds был создан Сад Великана: на территории 7,5 гектар вокруг, силами архитекторов и художников со всего мира был создан парковый ландшафт с беспрецедентными художественными инсталляциями и новейшими сооружениями [5]. В Саду Великана представлено и современное искусство, и древняя история – это место, где хрусталь становится целостным опытом в истории.

Весь музей компании Swarovski гармонично работает вокруг основной составляющей их продукции – драгоценных камней, демонстрируя их разносторонность. Слоган Swarovski – «Ignite your dreams» («Освещай свои мечты») – и просторные залы, украшенные множеством огней, объединённые концепцией романтичной сказки.

Список литературы

  1. Национальная премия «Корпоративный музей». Официальный сайт. [Электронный ресурс] – URL: https://corporate-museum.ru/.
  2. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля – начало ХХI века. М.: Прогресс-Традиция, 2022. – 580 с., ил.
  3. Владимир Белоголовский. «Увидеть мир из дамской сумочки» [Электронный ресурс] – URL: https://archi.ru/world/13197/uvidet-mir-iz-damskoi-sumochki.
  4. Конюхова Екатерина Евгеньевна, Кузнецова Евгения Алексеевна Особенности позиционирования брендов в индустрии моды // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pozitsionirovaniya-brendov-v-industrii-mody.
  5. Swarovski Crystal Worlds. Официальный сайт [Электронный ресурс] – URL: https://kristallwelten.swarovski.com/Content.Node/wattens/index.en.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: