УДК 72

Гениальный Гауди: архитектурное искусство Европы XIX – XX века

Коткова Софья Александровна – студент бакалавриата Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: Статья о знаменитом архитекторе Антонио Гауди представляет исчерпывающий обзор жизни и творчества мастера, известного своим уникальным стилем и влиянием на современную архитектуру. В статье рассматриваются ключевые работы Гауди, его вдохновение и методы работы, а также его вклад в испанское искусство. Анализируется эстетика и философия Гауди, его влияние на культуру и наследие, а также перспективы развития архитектурного творчества в контексте его наследия.

Ключевые слова: архитектура, Испания, сооружения, архитектурные стили, ХIХ век, ХХ век, творчество.

Биография

Полное имя архитектора – Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет и родился он 25 июня 1852 года в маленьком городе под названием Реус, который находится возле Каталонии. Он оказался последним ребенком в семье – пятым. Маму потерял еще будучи ребенком, а другие братья скончались еще до его рождения. Отец Антонио был потомственным кузнецом и с малых лет у него получилось приучить сына к рисованию.

В начальной школе Антонио хорошо учился, но не понимал что ему нравится. Его поведение в школе отличалось от успеваемости и пришлось перевести мальчика в другую. В этой школе как раз он понял, что для него очень занимательным предметом является геометрия. И однажды ему предоставилась возможность побыть в роли театрального художника при подготовке школьного спектакля, тогда Антонио понял, что его завораживает различные концепции архитектуры.

В 16 лет мальчик принимает решение уехать в Барселону и пробовать развиваться там. С разрешения отца он покидает родной город и на первое время нашел работу чертежника в городском архитектурном бюро. Затем через 4 года ему удалось поступить в Провинциальную архитектурную школу, где он мог осуществить свою мечту по изучению архитектурного ремесла. Закончил школу в 1878 году и продолжил свой путь самостоятельно.

В Европе тогда активно начал развиваться неоготический стиль. В неоготики архитекторы повторяли особенности средневековой готики, но в другом историческом и культурном контексте. Одними из первых сооруженных проектов в стиле неоготики стали западный фасад церкви Сент-Эсташ (L’église Saint-Eustache) в Париже, это проект Жака Лемерсье (начало строительства 1532г) и капелла Линкольнс-Инн в Лондоне (Lincoln's Inn.) Гауди также наблюдал за идеями известных сторонников неоготического стиля - французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, который также восстанавливал Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Они назначили декларацию "Декоративность - начало архитектуры" и это понятие полностью отражало его мысли и идеи об архитектуре.

Начало творческого пути

Гауди пытался наладить связи в светском обществе, для того, чтобы его идеи не оставались просто выдумкой. Он посещал большое количество тематических клубов, связанные с модой, где Гауди искал сторонников его творчества и готовых сделать невероятные сооружения под его руководством. Все он делал не зря и спустя время смог получить первые заказы. Первый проект в 1885 году стал дом Висенс (Casa Vicens). Заказчиком выступил владелец завода кирпича и черепицы Мануэль Висенс.

Антонио Гауди старался браться за любые проекты и перепробовал большое количество стилей. Он начал с неоготического стиля, затем развивался в модерне и затрагивал псевдобарочный и готический стили.

Затем в его жизни произошло важное знакомство с Эусеби Гуэль. Это один из богатейших магнатов Каталониии, который занимался текстилем. У него были необычные идеи, которые Гауди готов был воплощать в реальность. Поэтому их сотрудничество принесло Испании множество потрясающе красивых архитектурных сооружений. Из самых известных : Парк Гуэль В Барселоне, часовни, винные погреба Гуэля. Данные архитектурные проекты принесли обычному парню из небольшого городка настоящее признание среди существующих на тот момент современных архитекторов.

image1

Рисунок 1. Погреба Гуэля в Барселоне.

image2

Рисунок 2. Парк Гуэля.

За всю свою жизнь архитектор сделал 18 больших проектов. Но есть один самый главный — это Храм Святого Семейства Sagrada Familia.

Строительство храма началось 3 ноября 1883 года и весь процесс шел медленно, так как деньги на его строительство брались из фонда, куда люди делали добровольное пожертвование. Только к 1996 году Гауди завершил гипсовый макет сооружения, который стал отражал концепцию будущего собора.

Работы периодически прекращались и в 1905 году известный поэт Каталонии обратился к гражданам о помощи. Он хотел собрать хоть какое-то количество денежных средств для завершения постройки храма. Откликнулось большое количетво людей, неравнодушных к работам Гауди.

Но в 1914 году выросла большая задолженность по строительству и проект в этот момент мог быть завершен. Строительство Саграды Фамилии успешно продолжилось, в этот раз руку приложила Ассоциация архитекторов Каталонии, которая сподвигла многих художников также собрать средства.

Саграда Фамилиа - это сооружение, которое стало очень значимым для архитектора. По задумке Гауди, все три фасада Саграда Фамилиа должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями. Основой архитектурного решения в данном храме является символико-литературная мысль. В храме представлены христианские мотивы, которые архитектор заимствовал из книги аббата бенедиктинского монастыря. Множество проработанных деталей и различных конструкций, которые до сих пор непонятно как воплощались в реальность. У каждого уголка этого храма есть свой смысл.

После трагической смерти Антонио Гауди, в 1936 году в подземном помещение произошел пожар, который уничтожил макеты готового сооружения, сделанные архитектором при жизни. 

Можно сделать вывод, что большая часть постройки храма велась уже без участия гения. Но Саграда Фамилия стал одним из самых знаменитых архитектурных проектов в Европе и занимает данный титул и по сей день. Строительство планируется завершится к 2026 году.

image3

Рисунок 3. Вид внутри храма Sagrada Familia.

image4

Рисунок 4. Вид снаружи Sagrada Familia.

Своеобразный стиль Гауди был его визитной карточкой. Зодчий наслаждался своими проектами, а значит делал все от души.

Его сооружения отличались всевозможными спиралями, параболообразными арками, гиперболоидами. Данные геометрические элементы в работе в дальнейшем определили архитектуру XIX века и ХХ века.

Художественный взгляд Гауди можно рассмотреть как этап в становлении архитектуры на мировом уровне. Антонио не был как все, он делал невообразимо сложные и интересные работы, это было его талантом. Многие современные искусствоведы считают, что Гауди являлся предшественником экспрессионизма, именно если рассматривать с художественной стороны.

Анализ культурной ситуации в Европе середины XX века позволяет понять причины непонимания современными архитекторами работы Гауди. В те годы мало кто слышал об авторе храма Святого Семейства и усадьбы Гуэль.

В середине ХХ века многие современные художники и архитекторы старались создавать новые принципы, которые могли бы противоречить основным канонам искусства. Поэтому такой интерес начал вызывать у всех именно Антонио Гауди, ведь его сооружения отличались внешней выразительностью и каждая деталь имела определенный смысл.

Антонио Гауди является одним из важнейших и талантливейших мастеров архитектурного дела. Он сделал огромный вклад не только в архитектуру Испании, но в архитектуру целого мира.

Список литературы

  1. Н.Я. Надеждин. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии», 2011
  2. С.А.Хворостухина «Шедевры Гауди», 2003. – 208с.

{socila}