УДК 693.157

Реставрация архитектурного наследия

Окольникова Галина Эриковна – кандидат наук, доцент кафедры Инженерной академии департамента Строительства Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Туранова Арина Владиславовна – магистрант Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Аннотация: Актуальность темы обусловлена тем, что здания, обладающие высокой исторической и культурной ценностью, подвергаются естественному старению и разрушению. Для сохранения исторической ценности строения предпринимаются реставрационные проекты. Концепция реставрации, хотя и предназначена для минимального вмешательства архитекторов, представляет собой задачу воссоздания и возрождения пространств с момента их создания. При этом восстановление, реставрация или реконструкция объектов национального и мирового наследия должны проводиться с минимальным повреждением конструкций, будь то ремонт стен и пола или подъем и укрепление фундамента. Цель настоящей статьи – рассмотреть сущность реставрации архитектурного наследия. Использование таких методов исследования как анализ, обобщение и формально-логического метода позволило выявить наиболее эффективные методы и способы реставрации архитектурного наследия.

Ключевые слова: архитектура, архитектурное наследие, реставрация, реконструкция, современные тенденции архитектурной реставрации.

Введение

Усадьбы и дворцы, замки и крепости, церкви и храмы, а также многие другие исторические объекты постепенно стареют, ветшают и разрушаются. Негативное влияние [7] на состояние стен, крыш и перекрытий зданий оказывают непрерывно меняющиеся факторы внешней среды – давление, температура, влажность и загазованность воздуха.

Не менее опасным для исторических объектов может быть и изменение характеристик грунта, на котором построено сооружение. Так, ослабление грунта основания может вызвать просадку пола нижнего этажа или сказаться на стабильности фундамента, а значит и остальных конструктивных элементов здания.

Реставрационные проекты в архитектуре предпринимаются для сохранения исторической ценности строения [11] и сохранения творческой целостности его создателей. Концепция реставрации, хотя и предназначена для минимального вмешательства архитекторов, представляет собой задачу воссоздания и возрождения пространств с момента их создания. Для этого потребовалась бы многопрофильная команда инженеров-строителей, мастеров и архитекторов, которые подробно изучили бы историю и принципы строительства, использовавшиеся тогда, чтобы тщательно воспроизвести физическую ткань и суть конструкции, чтобы она одновременно вписывалась в современные нарративы.

Выдерживая суровые испытания песков времени, следующие исторические постройки дополняют одни из лучших проектов реставрации, реализованных известными архитекторами [5].

Восстановление конструкции поможет продлить срок службы конструкции, а также сделает ее функционально пригодной для использования в будущем. Это можно сделать только с помощью плановых вмешательств.

Внешний фасад исторического здания представляет собой функциональную ценность строения, которую очень важно восстановить для сохранения эстетической целостности сооружения.

Каждое здание наследия имеет свое историческое значение, свой характер. Изучение характера здания заставляет проектировщика включиться в проектирование. Это помогает усилить воображение дизайнера для достижения результатов.

Знание жизни здания необходимо с архитектурной точки зрения [14]. Если жизнь здания изучить внимательно, то можно получить полное представление о его особенностях и проблемах здания.

Внимательно изучив жизнь здания, архитектор хорошо осознает все существующие проблемы [1] со структурой, а также проблемы, которые могут возникнуть при проведении процедуры реставрации.

Решение о проведении реставрации здания является очень деликатным. Все аспекты конструкции должны быть приняты во внимание наряду с художественными и контекстуальными аспектами.

Иногда, в случае конструкций, которые очень древние и износ достиг высшего уровня, предпочтительно оставить конструкцию без вмешательства в ее первоначальную конструктивную систему, поскольку конструкция может не выдержать восстановительной обработки и способна потерять свой внешний вид и значение.

Результаты исследования и их обсуждения

Архитектура восстановления отличается от основной архитектуры только с точки зрения процесса проектирования.

Реставрация – это возрождение старой структуры, тогда как строительная архитектура – это создание новых структур. Методологии обоих отличны друг от друга и, следовательно, не могут быть сравнены. Сравнивать один из них и называть престижным было бы неправильно со стороны архитектора [2].

Однако следует понимать, что архитектура восстановления — это небольшая часть основной архитектуры. Иногда его рассматривают как специализированную область. Все зависит от интересов архитектора.

Принципы реставрации являются основными руководящими принципами, которые определяют подход к сохранению и восстановлению архитектурного наследия. Эти принципы помогают балансировать между сохранением и воссозданием оригинального облика объекта и современными технологическими и социокультурными требованиями. Ниже рассматриваются основные принципы реставрации:

  1. Принцип соответствия: Реставрация должна стремиться к максимальному соответствию первоначальному виду объекта. Это включает в себя восстановление не только внешнего облика, но и оригинальных материалов, технологий и деталей. Соответствие также означает уважение к контексту и исторической среде.
  2. Принцип сохранения: Главная задача реставрации — сохранение аутентичности объекта. Это подразумевает не только сохранение видимых элементов, но и оригинальных структур, строительных решений и даже следов времени. Сохранение предотвращает потерю уникальных исторических характеристик.
  3. Принцип осторожности: Реставрация должна проводиться с минимальным воздействием на оригинальные материалы и структуры объекта. Это означает, что при реставрации следует избегать излишних изменений и вмешательств, сохраняя структурную целостность и старые слои материалов.
  4. Реставрация должна интегрироваться в современный контекст, сохраняя при этом гармонию с окружающей средой. Это включает в себя учет современных стандартов безопасности, технических требований и удобств, но при этом не теряя аутентичности и оригинальности объекта.
  5. Принцип документирования: Весь процесс реставрации должен быть тщательно задокументирован. Это включает в себя фотографии, чертежи, архивные материалы и другие данные, которые могут быть полезными для будущих исследований или реставраций.
  6. Принцип доступности: Реставрированный объект должен оставаться доступным для общества. Это важно с точки зрения образования, культурного развития и туризма. Открытость объекта позволяет людям наслаждаться и изучать историческое наследие.

Все эти принципы образуют основу для ответственной и этичной реставрации, способствуя сохранению культурного наследия для будущих поколений.

Архитектурная реставрация – это отрасль знаний об архитектуре, которая управляет сохранением и повторным использованием архитектурного произведения искусства [4, 6]. На протяжении веков существовало много школ мысли, касающихся метода, который следует использовать, из-за двойного значения восстановления.

Французы в девятнадцатом веке распространили концепцию «стильной реставрации» [8], так что зданию нужно было придать совершенно новый стиль и форму. Английская тенденция строго противостояла самой себе своей « романтической реставрацией» в качестве альтернативного пути, включая сильную заботу о структуре, но также советуя невмешательство в случае, если здание находится в руинах.

В Италии середины XIX века существовало два основных архитектурных течения: «историческая реставрация» – не слишком далекая от упомянутой выше «стильной реставрации» – и «филологическая реставрация», то есть безусловное уважение ко всем чертам архитектуры . здание и в самом деле очень похоже на наш современный образ мышления.

image001

Рисунок 1. Демонтаж восточного фасада храма святителя Николая на Трех горах в г. Москве.

image002

Рисунок 2. Восточный фасад храма святителя Николая на Трех горах в г. Москве после реставрационных работ.

Современные тенденции архитектурной реставрации в основном направлены на сохранение имеющихся черт здания [3, 12], на сохранение истории здания и признание его повторного использования: даже если вы добавляете какие-то новые черты, важно, чтобы они идеально вписывались в интерьер. оригинальный стиль. На рисунках 1 и 2 можно увидеть, что архитекторы решили сохранить контур кокошника в белокаменном стиле, н заменить штукатурки в нише на кирпичную кладку и натуральный камень.

Принцип соблюдения исторической точности является краеугольным камнем реставрации, требующим детального исследования и понимания истории объекта. Этот принцип включает в себя тщательное изучение и анализ источников, связанных с архитектурным наследием, таких как чертежи, фотографии, документы и архивные материалы.

Соблюдение исторической точности предполагает, что реставраторы стремятся воссоздать объект с максимальной точностью [13] и уважением к его первоначальной форме и структуре. Это означает не только внимание к деталям внешнего облика, но и внутренним характеристикам, таким как оригинальная раскраска, декоративные элементы, архитектурные решения и т.д.

Осуществление принципа соблюдения исторической точности включает в себя следующие этапы:

  1. Историческое исследование: Тщательное изучение доступных источников для выявления особенностей времени постройки, архитектурных тенденций и стилевых элементов, характерных для данной эпохи.
  2. Реставрационное проектирование: Разработка детальных планов и проектов, учитывающих исторические особенности объекта. Это включает выбор материалов, методов восстановления и реконструкции.
  3. Использование аутентичных технологий: Применение технологий и методов, близких к тем, которые использовались при строительстве оригинального объекта. Это включает в себя традиционные строительные техники, ручные методы обработки материалов и т.д.
  4. Оптимизация современных технологий: С учетом современных технических возможностей, реставраторы могут использовать современные технологии для более точного воссоздания деталей, но при этом сохраняя их аутентичность.

Соблюдение исторической точности не только сохраняет уникальные черты объекта, но и способствует более глубокому пониманию исторического контекста, придавая объекту не только физическую, но и культурную ценность [9, 10].

Начало формы

По мнению современных архитекторов, занимающихся реставрацией архитектурного наследия, для устранения трещин в полу и стенах, а также для укрепления грунта и подъема фундамента или пола памятника архитектуры гораздо эффективнее использовать технологии инъектирования геополимерными смолами Граундтек. Их применение позволит не только обойтись практически без повреждения исторической и культурной ценности объекта, но и даст возможность значительно сократить бюджет ремонтных и восстановительных процедур.

Для усиления грунта основания под фундаментом исторического объекта, а также для ликвидации просадки пола и фундамента можно использовать два метода геополимерного инъектирования Граундтек – Deep Lifting и Floor Lifting. В первом случае многокомпонентный геополимерный материал для усиления грунта и подъема фундамента инъектируется на значительную глубину в грунт основания сооружения, а во втором геополимер вводится для устранения просадки непосредственно под пол нижнего этажа.

Инъектирование геополимеров осуществляют через специальные трубки диаметром 12-16 мм, которые вставляют в пробуренные в полу нижнего этажа или в поверхности по периметру здания скважины. Диаметр скважин может составлять от 12 мм до 32 мм. Иных технологических повреждений объекта осуществлять не требуется. Оборудование для инъектирования геополимерных смол компактно и мобильно. Его грамотное использование не сказывается на исторической или культурной ценности объекта. Пробуренные технологические отверстия для инъектирования легко заделать.

Все восстановительные процедуры с применением геополимерных смол Граундтек, будь то усиление грунта, укрепление и подъем фундамента или ликвидация просадки пола выполняются предельно быстро. После инъектирования геополимерный материал расширяется, заполоняет все полости в грунте и затвердевает в течение всего 15 минут, формируя вертикально направленное давление. При этом степень подъема фундамента и пола контролируется в реальном времени с использованием лазерных уровней.

Заключение

В данном исследовании мы проанализировали различные аспекты реставрации архитектурного наследия, выявив их важность и сложности. Отмечено, что успешная реставрация требует не только технических навыков, но и чувства исторической ценности объекта, а также учета современных потребностей и стандартов. Эффективная стратегия реставрации включает в себя глубокое изучение исходного состояния памятника, использование передовых технологий и материалов, а также широкое обсуждение с заинтересованными сторонами, включая специалистов и общественность.

Несмотря на то, что реставрация архитектурного наследия представляет собой сложный процесс, обладающий рядом вызовов и контроверзий, наше исследование подчеркивает важность его продолжения и совершенствования. Поддержание и восстановление исторических памятников не только сохраняет культурное наследие человечества, но и способствует развитию туризма, стимулирует экономический рост и укрепляет социокультурную идентичность общества.

Для будущих исследований в этой области рекомендуется углубленное изучение методов и технологий реставрации, а также разработка более эффективных стратегий взаимодействия с различными заинтересованными сторонами. Только через совместные усилия и соблюдение высоких стандартов можно обеспечить сохранение и передачу будущим поколениям богатства нашего архитектурного наследия.Начало формы

Список литературы

  1. Альфажр Мохамад Абдул Карим, Осама Эльсерви Проблемы реконструкции памятников архитектуры. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-rekonstruktsii-pamyatnikov-arhitektury (дата обращения 29.05.2023) - 154 с.
  2. Архитектурное наследие и реставрация / ред. В. Дворяшин. – М.: Росреставрация, 2019. – 356 c.
  3. Щенков, А.С. Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / А.С. Щенков. – М.: Терра, 2002. – 887 c.
  4. Шабашов, В. (2015). "Теория и практика реставрации памятников архитектуры". Москва: Издательство "Стройиздат". – 82 с.
  5. Булатов, А. (2012). "Реставрация архитектурного наследия: проблемы и перспективы". Санкт-Петербург: Издательство "Культурная среда". – 203 с.
  6. Лихачев, Д. (2008). "Реставрация памятников культуры: теория и практика". Москва: Издательство "Искусство". – 73 с.
  7. Государственный комитет по сохранению культурного наследия Российской Федерации. (2020). "Методические рекомендации по реставрации памятников архитектуры". – 32 с.
  8. Карпов, В. (2013). "Искусство реставрации: традиции и инновации". Москва: Издательство "Прогресс-Традиция". – 66 с.
  9. Иванов, П. (2019). "Реставрация архитектурных памятников: опыт и перспективы". Санкт-Петербург: Издательство "Наука и искусство". – 122 с.
  10. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". – 63 с.
  11. Руководство по реставрации архитектурных памятников. (2017). Москва: Федеральное агентство по культуре. – 95 с.
  12. Верещагина, И. (2016). "Современные тенденции в реставрации зданий и памятников истории и культуры". Москва: Издательство "Градостроительное издательство". – 59 с.
  13. Кострикин, В. (2011). "Охрана и реставрация архитектурного наследия". Санкт-Петербург: Издательство "Колос". – 40 с.
  14. Колесова М. А. Композиция и особенности формообразования фасадов зданий Санкт-Петербурга (на примере фасадов зданий А. И. Штакеншнейдера, М. Е. Месмахера и М. М. Перетятковича) – 2024. – № 3 (48). – С. 219 – 224.

Интересная статья? Поделись ей с другими: