УДК 339.54.012

Сохранение и использование средневековой культовой архитектуры: мировой опыт и отечественный опыт

Дворецкая Анастасия Дмитриевна – бакалавр Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

Научный руководитель Соловьева Валерия Владимировна – доцент кафедры Истории, археологии и краеведения Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация: В статье рассмотрены принципы музеефикации памятников культовой архитектуры. Проанализирована методика реставрации средневековой культовой архитектуры в Европе и России в XIX-XX вв. Рассмотрен вопрос использования культовой архитектуры в XXI веке.

Ключевые слова: музеефикация, средневековая культовая архитектура, «стилистическая реставрация».

Музей и храм объединяет их тесная связь со сложившимися ценностями, эти институты культуры осуществляют духовно-нравственное и эстетическое воспитание человека. Одной из самых важных функцией указанных институций, с точки зрения музееведения, можно назвать сбор, сохранение и передача потомкам предметов материальной культуры.

Музеефикация – процесс преобразования историко-культурных и природных объектов в музейные объекты [2]. Она состоит из нескольких этапов: выявление, исследование, консервация, реставрация, экспозиционная интерпретация и использование памятника в качестве объекта музейного показа.

Особенностью музеефикации культовой архитектуры является обязательное раскрытие его ценности, которая содержит религиозно-символические и архитектурно-художественные аспекты, и сохранение памятника настолько, насколько это возможно.

В музееведении существуют две формы музеефикации архитектуры. С одной стороны, главным экспонатом предстает само здание с интерьером, с другой – внутри памятника размещается музейная экспозиция. В первом случае говорят о музеефикации «как музей», во втором – «под музей».

Экспозиция внутри культовой архитектуры может быть представлена в нескольких вариантах:

  • интерьер памятника без дополнительного экспозиционного оборудования;
  • интерьер памятника с дополнительным экспозиционным оборудованием;
  • экспозиция по теме, не связанной с памятником.

Существует несколько форм музеефикации культовой архитектуры:

  • охранительная;
  • ограничительная;
  • «живая».

При охранительной форме музеефикации памятник превращается в самостоятельный объект показа и по первоначальному назначению не используется. Храм консервируют, создают возможности для его осмотра. В экспозиции памятника демонстрируются фрагменты древних росписей, другие реставрационные раскрытия.

При ограничительной форме музеефикации допускается использование культового памятника по его первоначальному назначению, между религиозной организацией и музеем заключается договор о сотрудничестве, регулирующий права и обязанности сторон. Учитывается периодичность проведения богослужений, и устанавливается график работы музея-храма. При данной форме музеефикации ответственность за сохранность культового памятника лежит на музее.

«Живой музей» – средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального культурного наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях сохранения и постоянной актуализации их изначальных функций [2]. Здесь речь идет о культовой архитектуре, которая находится в пользовании церкви. В «живом музее» наряду с его основной – религиозной – деятельностью осуществляются отдельные формы музейной работы. Также проходят мероприятия, связанные с сохранением и популяризацией памятника. При данной форме музеефикации ответственность за сохранность храма несет религиозная организация.

Таким образом, культовая архитектура, являясь объектом историко-культурного наследия, не теряет свое первоначальное –  религиозное – значение. При музеефикации такой архитектуры для ее лучшего восприятия необходимо наиболее полно раскрыть ее смысл.

В Европе вопрос о сохранении памятников наиболее остро возник в годы Великой французской революции. В 1793 году был издан декрет о запрещении сноса памятников. Была создана специальная комиссия памятников, на которую возложили задачу инвентаризации древних сооружений.

С начала XIX века в разных странах все чаще принимались попытки восстановления средневековых сооружений. В первую очередь, это вызывалось их обветшанием. В этот период восстановительные работы уже воспринимались как реставрация, поскольку была признана историческая и художественная ценность средневековых построек. Однако принципы реставрации не были выработаны, и характер работ целиком зависел от случая или от вкусов архитектора [1, с. 14].

Большую роль в развитии теории и практики реставрационных работ в XIX в. сыграл Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк. Как историк архитектуры, реставратор считал средневековое зодчество закономерной системой, а реставрация понималась как восстановление нарушенной системы.

В результате осуществляемых работ Виолле-ле-Дюк пришел к выводу, что реставрация здания представляет собой его восстановление в законченном виде, который, возможно, никогда не существовал. В данном случае под «законченным видом» подразумевается полнота восстановления и стилистическое единство памятника, которое достигается за счет удаления деталей последующих эпох. В результате такой деятельности массово уничтожались позднейшие наслоения.

Следствием идеи Виолле-ле-Дюка является перенос внимания реставратора с реального сооружения на его идеальный образ. Из-за этого сводилась на нет подлинность памятника, и как следствие, все новое маскировалось под старое. Такая концепция получила название «стилистическая реставрация».

Одним из памятников, отреставрированных Виолле-ле-Дюком, является Сент-Шапель – капелла-реликварий. Во время Великой французской революции памятник пострадал – реликвии были разграблены, шпиль сломан. В 1803 году сняты витражи, здание превращено в склад архива. В 1837 году под руководством Виолле-ле-Дюка началась реставрация. Полной реставрации подверглись само здание и сохранившиеся витражи XIII века. Также был создан деревянный шпиль, воссоздающий шпиль XV века; восстановлены росписи стен и сводов.

В настоящее время капелла действующая. Чтобы посетить Сент-Шапель, необходимо приобрести билет.  Главным объектом в интерьере капеллы являются витражи. Они занимают площадь 600 м, две трети из которых заняты подлинным витражным искусством XIII века [3].

Одной из самых значительных работ Виолле-ле-Дюка по праву можно назвать реставрацию Собора Парижской Богоматери, выполненную им совместно с архитектором Лассю. В данном случае реставрация вызывалась не плохой технической сохранностью, а стремлением «восстановить былое великолепие» [1, с. 17].

Реставрация собора заняла 23 года. За это время были восстановлены здание и скульптуры, заменены разбитые статуи, сооружен новый шпиль. Благодаря Виолле-ле-Дюку на верхней площадке у подножия башен установили статуи химер. В это же время были снесены примыкавшие к памятнику постройки, и перед его фасадом образовалась площадь.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христиан – Терновый венец Иисуса Христа. До пожара 2019 года собор был действующим и посещался туристами. В настоящее время собор закрыт на реставрацию. По официальным данным памятник откроет свои двери 8 декабря 2024 года [5].

Таким образом, мы видим, что вышеупомянутые средневековые памятники культовой архитектуры представляют собой «живой музей», с интерьером без дополнительного экспозиционного оборудования. Форма музеефикации – «как музей».

Историческое развитие России, в частности, ее невовлеченность в Возрождение, привели к тому, что интерес к памятникам прошлых эпох проявился в ней позднее, чем в странах Европы.

В первой половине XIX в. утверждается интерес к памятникам средневекового зодчества как выражению русской культуры. С середины XIX века главная роль по вопросам сохранения памятников отводится археологическим обществам и комиссиям.

Становление интереса к памятникам оказывало воздействие на развитие реставрационной деятельности. В ранний период ее существования исследования, предшествующие восстановительным работам либо проводились на поверхностном уровне, либо не проводились вообще. К концу XIX века исследования реставрируемых памятников стали углубляться, требования к достоверности повысились. Для реставрационных работ 1890-х гг. еще характерны многие черты «стилистической реставрации», но уже базирующиеся на серьезном археологическом изучении памятника [1, с. 34].

Большое внимание в свое время привлекли восстановительные работы Успенского собора во Владимире. Они проходили в 1887-1891 гг. Ей руководили члены Московского археологического общества И. Е. Забелин и архитектор Н. В. Никитин. Непосредственно сами работы осуществлялись губернским инженером И. О. Карабутовым и епархиальным архитектором Н. Д. Корицким [4, с. 210]. В ходе работ убрали контрфорсы, луковичные главки заменили шлемовидными, восстановили позакомарное покрытие и растесанные окна. В результате реставрации собор обрел первоначальный архитектурный вид.

Материалы исследования и отчет о реставрации памятника были изданы в трудах Общества, что стало первой публикацией подобного рода в России и привлекло широкое внимание к вопросам реставрационной методики. Очень важным для совершенствования принципов реставрационного исследования было предложение И. О. Карабутова сопоставить данные химического анализа растворов для решения проблемы, возникшей в процессе восстановительных работ. Впервые в русской практике для исследования памятника зодчества были привлечены методы точных наук [1, с. 35].

В настоящее время памятник является кафедральным собором Владимирской и Суздальской митрополии и, одновременно с этим, входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Для его посещения необходимо приобрести билет. То есть, Успенский собор представляет собой объект ограничительной музеефикации, с интерьером без дополнительного экспозиционного оборудования. Форма музеефикации – «как музей».

Интересны восстановительные работы Рождественского собора в Суздале, которые пришлись на 1950-е гг. Ими руководил А. Д. Варганов. Вокруг основного объема памятника были разобраны поздние пристройки XVIII-XIX вв., были отреставрированы притворы и резные порталы, восстановлен аркатурно-колончатый пояс (утерянные фрагменты заменили цементными отливками) [4, с. 325].

В настоящее время памятник принадлежит Владимирской епархии и входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Для его посещения необходимо приобрести билет. То есть, Рождественский собор представляет собой объект ограничительной музеефикации, с интерьером без дополнительного экспозиционного оборудования. Форма музеефикации – «как музей».

Привлекает внимание реставрация Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Реставрационные работы осуществлялись в 1923-1926 гг. Ими руководил архитектор П. Д. Барановский. В результате работ памятник был освобожден от пристроек XVII-XIX вв., благодаря чему было улучшено его техническое состояние и вид [4, с. 348].

В настоящее время памятник принадлежит Александровский епархии и входит в состав Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея. Ежегодно 6 мая в соборе проводится служба. В интерьере размещена экспозиция «Георгиевский собор XIII века». С 7 июля 2023 года памятник закрыт, осмотр возможен только снаружи. То есть, Георгиевский собор представляет собой объект ограничительной музеефикации, с интерьером с дополнительным экспозиционным оборудованием. Форма музеефикации – «под музей».

Таким образом, сохранение средневековой культовой архитектуры в Европе в XIX-XX вв. проходило по принципам «стилистической реставрации», в России наряду со «стилистической реставрацией» применялись археологические исследования.

На сегодняшний день музеефицированные памятники культовой архитектуры в Европе представляют собой «живые музеи» с интерьером без экспозиционного оборудования. В России же такие памятники представлены формами «как музей» и «под музей»; подверглись ограничительной музеефикации; внутри них экспозиционное оборудование в ряде случаев может дополнять интерьер, а может и не присутствовать.

Список литературы

  1. Подъяпольский С. С., Бессонов Г. Б., Беляев Л. А., Постникова Т. М. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 2000. – 228 с.
  2. Российская музейная энциклопедия // URL: http://museum.ru/rme/dictionary.asp.
  3. Сент-Шапель. Официальный сайт // URL: https://www.sainte-chapelle.fr/
  4. Скворцов А. И. Белокаменное зодчество. – Владимир: Транзит-ИКС, 2012. – 360 с.
  5. Собор Парижской Богоматери. Официальный сайт // URL: https://www.notredamedeparis.fr/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: