УДК 78.036.9

Навыки джазовой импровизации у вокалистов музыкальной эстрады

Галяутдинова Рамиля Алмазовна – солистка Большого концертного зала, г. Казань.

Аннотация: В этой научной статье рассматривается феномен джазовой импровизации, как совокупности навыков и способов работы на сцене, которые используют вокалисты музыкальной эстрады. При этом импровизация признается наиболее эффективным методом обучения джазовому вокалу, совершенствованию индивидуальных способностей артистов. Выявлены основные компоненты, которые помогают вокалистам музыкальной эстрады понять принципы импровизации, овладеть стилистическими особенностями джаза.

Ключевые слова: джазовая импровизация, вокалисты, музыкальная эстрада, развитие навыков импровизации, джаз.

Цель исследования: выполнить теоретико-методологическую оценку, обоснование специфики навыков джазовой импровизации у вокалистов музыкальной эстрады, а также указать важность и актуальность этого направления в современных условиях – для совершенствования артистами своих способностей, в том числе и за счет экспериментальных методов импровизационной, интерпретационной подготовки к выступлениям.

Проблема исследования: необходимость этого исследования подтверждается актуальностью и эффективностью навыков джазовой импровизации для развития вокалистами музыкальных и иных способностей, при этом проблемой является отсутствие подробного анализа указанного феномена (особенно в контексте применения к работе вокалистов музыкальной эстрады).

Метод исследования: для достижения цели этой научной работы были использованы разные подходы к анализу данных, однако в основе оценки феномена джазовой импровизации лежит теоретический метод (изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, исследований по выбранной теме).

Введение

Современную массовую культуру невозможно представить без музыкальной эстрады. При этом популяризация джаза на территории России стала причиной заимствования вокалистами и артистами, выступающими в разных жанрах, навыков джазовой импровизации. По мнению многих исследователей, сейчас можно говорить о формировании культуры эстрадно-джазового исполнительства, как элемента музыкального искусства. Благодаря ранее проведенным экспериментам, педагогическому опыту и творческой деятельности зарубежных вокалистов, легко выделить навыки (компоненты) джазовой импровизации.

Однако важно отметить, что для эстрадных артистов эти приемы могут иметь особое значение (применяться другими методами, с учетом актуальных требований). Джазовый вокал представляет собой уникальное, многогранное явление в музыкальном искусстве. Он обладает редкими элементами, методами работы со звучанием, поведением на сцене, отражением во время выступления конкретных смыслов. Джазовый вокал перевернул художественно-эстетическое восприятие многих вокалистов и ценителей музыки. Это дало толчок к развитию нового стиля, обогащению музыкального языка [1].

В свою очередь джазовая импровизация эстрадных вокалистов – это процесс творческой реализации в моменте исполнения конкретного произведения. Часто применяются средства скет-вокала, раскрывающие сущность создания оригинального замысла музыкального объекта. Ключевой признак и ценность джазовой импровизации заключается в новизне, в особенностях звукоизвлечения и тембрового звучания, наличие свинга, акцентирования, выразительности вокально-слогового интонирования (обязательно с пониманием содержания и контекста выступления).

Понятие джазовой импровизации

Под джазовой импровизацией, как совокупностью навыков и приемов и в контексте работы вокалиста музыкальной эстрады, следует понимать творческий процесс создания художественного образа в момент интонирования музыкального и литературного текста. При этом метод является специфической формой познания, воспроизведения и реализации объективного, субъективного нового использования общепринятых слоговых сочетаний, привнесения оригинального звучания в готовое произведение музыкального искусства. Именно такое определение дает большинстве исследователей джаза, экспериментального вокального исполнения [2].

Однако важно не только представить, чем является джазовая импровизация, а соотнести ее с выступлениями артистов музыкальной эстрады – чтобы сделать их более впечатляющими, завораживающими зрителей.

Обратите внимание, что при использовании разных навыков джазовой импровизации вокалист может разнообразить свое исполнение известных музыкальных композиций (не исключая индивидуальности акцентирования, новой артикуляции, измененных способов звукоизвлечения). Особенностью является применение большого количества разных тембровых красок, звукоподражательных элементов в контексте одной структурной схемы выступления.

Это определение понятия «джазовая импровизация» в полной мере отражает закономерности творческого и в некоторой степени учебного процессов при совершенствовании музыкальных навыков эстрадных вокалистов. В последние несколько лет преподаватели, представители заведений культуры и искусства считают, что современным артистам нужно экспериментировать, выражать свою индивидуальность разными способами. Одним из вариантов является освоение навыков джазовой импровизации. Это работа с сочетанием десятков звуковых компонентов, тембрами, стилем исполнения, взаимодействием с публикой [3].

Структура реализации музыкально-познавательной и творческой деятельности эстрадных вокалистов при изучении импровизации охватывает одновременно теоретическую и практическую задачи. Улучшаются показатели эмоциональной, волевой сфер выражения человеком своих чувств, мыслей, желаний. Все это проявляется через готовность, стремление и новые навыки оригинального решения исполнения известных или новых музыкальных произведений. Импровизационное музицирование в актуальных условиях становится важным компонентом развития вокалистов, как профессионалов своего дела.

Навыки джазовой импровизации вокалистов музыкальной эстрады

В первую очередь стоит отметить, что импровизация рассматривается учеными, как неотъемлемый элемент творческого процесса, формирующийся в результате художественно-эстетического преобразования среды. Однако этот метод следует оценивать и как результат, как средство совершенствования. Отечественные исследователи признают, что главным компонентом в джазовой импровизации эстрадных вокалистов является внезапность творческого импульса. Именно по этой причине такой формат деятельности изучается, как вид художественного творчества – в котором результат достигается непосредственно в процессе выступления, без предварительной подготовки. Спонтанность, умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия, гибкость мышления и творческий посыл представляют собой ключевые навыки джазовой импровизации [4].

По мнению известного ученого Г. Падалка, импровизация, как практический метод художественного обучения (в том числе и музыкальному искусству) должен применяться с целью побуждения личности к творческой деятельности. Также исследователь отмечает важные составляющие импульса к интерпретации выступлений: «активацию творческих склонностей артистов, формирование способности не только воспроизводитель чужой замысел, а создавать что-то новое и уникальное». Также есть позиция, что джазовая импровизация открывает «дверь внутрь души человека». Можно провести параллель с преподавательским подходом освоения рассматриваемых навыков. Так, исследователи указывают следующее педагогическое значение импровизации – необходимость сфокусировать в нужный момент все творческие силы, чтобы максимально активизировать воображение, музыкальные способности и фантазию [5].

Эту позицию легко выразить через известное определение импровизации, используемое педагогами учреждений культуры и искусства: «Импровизация имеет характер такого познания и создания художественных явлений, где экспромт и неожиданность художественного результата оказываются основными способами. Так, привлечение к импровизации помогает ученикам работать с полной отдачей, напряжением творческих возможностей». Этот метод дает возможность наиболее полно раскрыть потенциал вокалиста музыкальной эстрады. При этом уровень создаваемых интерпретаций исполнителя зависит от степени развития эстетического вкуса, его творческого воображения, стилистической меры и должного понимания музыкальных форм. Джазовое искусство и творческая деятельность являются тесно связанными между собой понятиями [6].

Ю. Козырев утверждает, что джаз стал прекрасным трамплином для восстановления искусства импровизации. Говоря о становлении и развитии системы обучения джазовой импровизации, важно отметить, что

систематическое обучение навыкам джазовой импровизации началось только в 60-х годах ХХ столетия. Только с 90-х годов ХХ в. идет активная работа в этом направлении. расцвет джазового обучения в России. В это время музыканты-исполнители, композиторы проявили значительный интерес к джазовому искусству и импровизации. Импровизационный процесс имеет свою логику и последовательность в построении. Механизм импровизации в джазе построен таким образом, что в определенной ситуации вступает в действие «язык», который хранится в памяти музыканта [7]. Таким музыкальным языком исполнитель оперирует при импровизации – развивает, украшает, меняет мелодику и ритмику.

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что в этой научной работе подтверждена гипотеза о ценности джазовой импровизации в творческой деятельности вокалистов музыкальной эстрады – для их профессионального становления. Однако важно учесть одно ключевое условие, которое заключается в необходимости выявления сущности и специфики импровизации и интерпретации джазовых стандартов, использования проблемно-развивающего обучения, индивидуализации обучения за счет моделирования условий, применения методов активизации музыкально-познавательной и художественно-творческой деятельности. Анализ такого интересного явления, как импровизация и интерпретация джазовых стандартов, далеко не исчерпано. Дальнейшая разработка проблемы требует исследования творческой индивидуальности в вокально-джазовом исполнительстве, органичного сочетания авторского замысла, импровизации и творческой интерпретации самого творческого процесса.

Список литературы

  1. Степурко О. Скэт-импровизация. Москва: Камертон, 2007.;
  2. Зайцева A.C. Особенности развития импровизации в музыкальной культуре / A.C. Зайцева // Управление профессиональным образованием в социальной сфере: VI Всероссийская научно-практическая конференция: Сб. статей. - М.: Советский спорт, 2012. - С. 212 - 215.;
  3. Зайцева A.C. Методические основы процесса обучения джазовой импровизации вокалиста / A.C. Зайцева // Управление профессиональным образованием в социальной сфере региона: V Межвузовская научно- практическая конференция / Сб. статей. - М.: Советский спорт, 2011. - С. 124 – 127.;
  4. Кинус Ю. Импровизация в джазе / Ю. Кинус // От фольклора до джаза: сб. науч. ст. – Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2002. – С. 177-197.;
  5. Ригина, Г.С. Вокальная импровизация в первом классе / Г.С. Ригина // Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка, 1978. – Вып. 13. – С. 82-85.;
  6. Чугунов, Ю. Гармония в джазе: учебно-метод. пособие / Ю. Чугунов. – М.: Советский композитор, 1988. – 152 с.;
  7. Обыскалова, JI.P. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.Р. Обыскалова. Липецк, 1996. – 17 с.