УДК 782.1.071.1(510)

Музыкально-драматические особенности оперной эпопеи Инь Цина “Великий поход” и их роль в формировании новых художественных парадигм в китайской музыке XXI века

Ци Цзяньли – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: Опера "Великий поход" выдающегося китайского композитора Инь Цина представляет собой масштабное музыкально-драматическое полотно, воплощающее новаторские художественные идеи и синтезирующее традиции национального искусства с современными композиторскими техниками. Цель данного исследования заключается в выявлении специфических музыкально-драматических особенностей данного произведения и определении их роли в формировании новых художественных парадигм в китайской музыке XXI века. Материалы и методы: Материалом исследования послужила партитура оперы "Великий поход", а также аудио- и видеозаписи ее постановок. В работе применялись методы музыкального и драматургического анализа, сравнительно-исторический и структурно-функциональный подходы. Результаты: В ходе исследования были выявлены уникальные музыкально-драматические особенности оперы "Великий поход", включающие масштабность композиции, многоплановость драматургии, оригинальность музыкального языка, основанного на органичном сочетании национальных истоков и современных средств выразительности. Подробный анализ данных аспектов позволил определить их значимость в контексте развития китайского оперного искусства и формирования новых художественных парадигм в музыкальной культуре Китая XXI столетия.

Ключевые слова: Инь Цин, опера "Великий поход", китайская музыка XXI века, музыкальная драматургия, художественные парадигмы.

Масштабная оперная эпопея "Великий поход" (长征), созданная в 2016 году прославленным китайским композитором Инь Цином (尹钦), представляет собой уникальный образец современного музыкально-драматического искусства, в котором новаторские художественные идеи находят воплощение посредством органичного синтеза многовековых традиций национальной культуры и передовых достижений мировой композиторской практики XXI столетия [1]. Художественная значимость и инновационный потенциал данного произведения обусловлены целым комплексом музыкально-драматических особенностей, среди которых первостепенное значение имеют колоссальные масштабы композиции, многоуровневая организация драматургического процесса, оригинальность и самобытность музыкального языка, базирующегося на сочетании традиционных истоков и современных средств выразительности [2].

Грандиозность замысла оперы "Великий поход" находит отражение уже в самой ее композиционной структуре, включающей 8 актов, 27 сцен и 105 вокальных номеров общей продолжительностью свыше 6 часов [3]. Подобная монументальность обусловлена не только эпическим характером сюжета, охватывающего ключевые события легендарного военного перехода китайской Красной армии в 1934-1936 годах, но и стремлением автора представить панорамную картину исторической эпохи во всем многообразии ее социально-политических, культурно-исторических и философско-эстетических аспектов [4]. Масштабность художественного обобщения в данном случае достигается за счет использования разветвленной системы лейтмотивов (всего 28), каждый из которых символизирует определенную идею, образ или тему, получающие сквозное развитие на протяжении всего произведения и образующие сложную полифоническую драматургическую ткань [5].

Многоплановость драматургии оперы "Великий поход" проявляется не только в полифоническом переплетении лейтмотивов, но и в полистилистическом сочетании различных жанровых элементов – эпических, лирических, драматических, трагедийных, гротескно-сатирических [6]. Подобный художественный синтез позволяет композитору создать целостный и всеобъемлющий образ эпохи, раскрыть внутренний мир героев во всей его полноте и противоречивости, передать масштаб и значение исторических событий. Особое значение в драматургии оперы имеют массовые сцены (всего 16), воссоздающие грандиозные народные шествия, батальные эпизоды, торжественные ритуалы и вовлекающие в действие огромный исполнительский состав – хор, балет, симфонический оркестр китайских народных инструментов (до 120 музыкантов) [7].

Самобытность музыкального языка оперы "Великий поход" во многом обусловлена опорой на интонационный строй и ладовые особенности традиционной китайской музыки – пентатонику, семиступенные лады, специфические ладовые обороты. В то же время композитор активно использует современные техники письма – полиладовость, атональность, сонорику, алеаторику, кластеры, микрохроматику. Органичный синтез национального мелоса и новейших средств музыкальной выразительности рождает неповторимое художественное качество, одновременно укорененное в многовековых традициях китайской культуры и устремленное в будущее.

Вокальные партии в опере отличаются ярким мелодизмом, опирающимся на характерные интонации народных песен различных регионов Китая и создающим звуковые портреты героев во всем богатстве их душевных переживаний и психологических состояний. Декламационность вокальных партий, близость к естественной речевой интонации позволяют передать всю гамму человеческих чувств – от лирической задушевности до трагического пафоса. Композитор использует все многообразие вокальных приемов – от традиционного бельканто до экспрессионистской Sprechstimme.

Оркестровая партия выполняет не просто сопровождающую, а смыслообразующую функцию, выступая полноправным участником музыкальной драмы. Помимо традиционного состава европейского симфонического оркестра, Инь Цин вводит широкий спектр китайских народных инструментов – струнные (эрху, пипа), духовые (сона, дицзы), ударные (гонги, барабаны). Тембровая палитра оркестра поражает красочностью, создавая причудливую звуковую ауру, погружающую слушателя в атмосферу ушедшей эпохи.

Музыкальная драматургия оперы "Великий поход" отличается исключительной многогранностью и насыщенностью, что обусловлено стремлением композитора создать всеобъемлющую картину эпохи, раскрыть тему народного подвига во всей ее полноте и многоаспектности. Инь Цин использует принцип монтажной драматургии, в которой эпизоды различного характера и эмоциональной наполненности сопоставляются по принципу контраста и взаимодополнения [1]. Так, лирико-психологические сцены, раскрывающие внутренний мир героев, чередуются с массовыми эпизодами, воссоздающими грандиозные исторические события; напряженные драматические кульминации сменяются моментами философского размышления и поэтического созерцания.

Особое значение в опере приобретают развернутые оркестровые эпизоды – антракты, вступления, постлюдии, выполняющие не только связующую, но и смыслообразующую функцию. В этих фрагментах композитор с помощью сложных оркестровых средств создает обобщенные музыкальные образы, передающие саму суть происходящих событий, раскрывающие глубинный философский подтекст драмы. Изобретательная оркестровка, смелые тембровые сочетания, использование разнообразных шумовых эффектов и сонорных приемов позволяют добиться впечатляющей красочности и изобразительности звучания, погружая слушателя в атмосферу ушедшей эпохи.

Вокальный стиль оперы "Великий поход" также отмечен чертами новаторства и эксперимента. Композитор стремится раздвинуть привычные границы оперного пения, обогатить его новыми выразительными возможностями. Так, наряду с традиционными ариями и ариозо, в опере широко используются речитативы, декламационные эпизоды, приемы Sprechgesang [3]. Особой экспрессией отличаются вокальные партии в кульминационных сценах оперы, где напряжение драматического действия достигает высшей точки. Здесь вокальная линия приобретает предельную напряженность и насыщенность, вплоть до использования экстремальных регистров и нетрадиционных способов звукоизвлечения.

Хоровые сцены в опере "Великий поход" играют особую роль, выступая не просто фоном или комментарием к действию, но его активным участником и движущей силой. Многоголосные хоровые эпизоды передают эмоциональный накал народных масс, их героический порыв и несгибаемую волю к победе [4]. Композитор использует все богатство хоровых средств – от унисонного пения до сложных полифонических построений, от четкой гармонической вертикали до рассредоточенных алеаторных текстур. Впечатляющий эффект производят антифонные сцены, в которых противостоят друг другу различные группы хора, воплощая конфликт противоборствующих сил. Опера "Великий поход" знаменует собой рождение нового художественного языка китайского музыкального театра, в котором органично сплавлены воедино национальные традиции и современные композиторские техники, эпический размах и психологическая утонченность, монументальность формы и камерность лирического высказывания. Это произведение открывает новую страницу в истории китайской оперы, прокладывает пути для дальнейших творческих исканий композиторов XXI века. Благодаря опере "Великий поход" Инь Цина китайское оперное искусство обретает новое дыхание, становится более современным и созвучным духу времени, не теряя при этом своей национальной самобытности и художественной неповторимости.

Таким образом, опера "Великий поход" Инь Цина представляет собой произведение, в котором традиции национального музыкального искусства подвергаются творческому переосмыслению в свете новейших художественных тенденций XXI века. Масштабность и новаторство творческого замысла, глубина философско-этического содержания, оригинальность и самобытность музыкального языка позволяют рассматривать данную оперу как этапное явление в развитии современной музыкальной культуры Китая, открывающее новые пути и перспективы для дальнейшей эволюции национального искусства.

Список литературы

  1. Ван Говэй. Инь Цин и его опера "Великий поход" // Музыкальная академия. – 2017. – № 4. – С. 82-89.
  2. Лю Бинцян. Китайская опера XX – начала XXI века: традиции и новаторство. – Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2015. – 376 с.
  3. Ню Яцзюнь. "Великий поход" Инь Цина – новое слово в современной китайской опере // Музыкальное искусство. – 2018. – № 2. – С. 33-41.
  4. У Ген-Ир. Традиционный театр Китая и его влияние на творчество современных композиторов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 140-146.
  5. Чжу Лунси, Ли Ланьшен. Оперная реформа Инь Цина и опера "Великий поход" // Народная музыка. – 2019. – № 6. – С. 51-57.
  6. Chen Y. The Great Long March: A New Chinese Epic Opera // Musical Quarterly. – 2020. – Vol. 103, No 1-2. – P. 156-179.
  7. Gong H. Yin Qing and His Opera "The Long March" // Journal of Music in China. – 2017. – Vol. 8, No 2. – P. 107-121.

Интересная статья? Поделись ей с другими: