УДК 7

Эстетические особенности классической китайской музыки

Ду Лихуа  аспирант Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.

Аннотация: Классическая китайская музыка является важной частью традиционной китайской культуры, история которой восходит к древнему Китаю и включает в себя различные формы придворной, народной и театральной музыки. Как форма искусства, китайская классическая музыка имеет основные эстетические характеристики, такие как ритм, гармония и форма, что делает китайскую классическую музыку уникальной. В данной статье подробно рассмотрены эстетические особенности китайской классической музыки.

Ключевые слова: китайская музыка, традиционная музыка, Китай, музыкальное искусство.

Классическая китайская музыка является неотъемлемой частью традиционной китайской культуры, она имеет уникальные эстетические характеристики и философскую коннотацию. В классической китайской музыке мелодия, ритм, гармония и другие аспекты выражения отличаются от западной музыки. В то же время классическая китайская музыка фокусируется на изображении и выражении человеческих эмоций и природных пейзажей, эмоциональном резонансе с аудиторией через музыкальный язык, чтобы достичь духовного очищения и сублимации.

Происхождение и развитие классической китайской музыки

 Классическая китайская музыка является древней и уникальной формой музыки в мире, которая несет в себе суть традиционной китайской культуры и отпечаток исторического развития страны. В последние годы люди уделяют все больше внимания классической китайской музыке, поэтому важно изучить ее происхождение и историю развития.

Происхождение древней китайской музыки восходит к периоду династии Шан более 4000 лет назад. В то время музыка уже считалась неотъемлемой частью культуры и этикета и использовалась для различных общественных мероприятий, религиозных обрядов, придворных танцев и т.д. Музыка делится на два основных сегмента: элитную и простую, где первая считается исключительной прерогативой аристократов и литераторов и обычно исполняется при дворе или храме; обычная музыка широко распространена в народе, включая пение и танцы, праздничную музыку и т.д.

С течением времени форма и содержание музыки менялись. В период Сражающихся царств роль музыки больше не ограничивалась церемониями и развлечениями, а взяла на себя больше функций политической и идеологической пропаганды. В то же время форма музыки также постепенно диверсифицировалась, появились некоторые популярные знаменитые песни, такие как «Высокие горы и потоки».

Китайская классическая музыка достигла своего пика в период династии Тан. В данный период выделились различные музыкальные формы, такие как народная музыка, придворная музыка, даосская музыка и буддийская музыка. В период династии Тан люди любили массовые музыкальные концертные мероприятия, в том числе яркую музыку, танцы, оперу и т.д. В данный период также появилось много музыкантов и композиторов, таких как Ван Вэй, Ли Бай и Бай Цзюйи.

Китайская классическая музыка вступила в период упадка в период династии Сун. По мере того, как государственные и местные органы власти вводили ограничения на музыку, музыкальная деятельность постепенно сокращалась, и музыканты начали переключаться на другие профессии. К началу периода династии Юань, благодаря монгольскому господству и влиянию западной культуры, китайская культура и искусство были поражены и искажены, музыка не является исключением, вместе с тем появилось много новых музыкальных стилей, таких как южная песня, жанровая драма и др.[1]

В наше время китайская классическая музыка пережила превратности жизни и, несмотря на многие вызовы, все еще может быть унаследована. После основания Китайской Народной Республики, с развитием общества и науки и техники, китайская классическая музыка была улучшена во всех аспектах и стала неотъемлемой частью мирового культурного наследия.

Ритм

Ритм является важной частью классической китайской музыкальной эстетики. Музыкальный ритм – это способ организации и распределения музыки во времени, который играет решающую роль в выразительности музыки. В классической китайской музыке ритм основан на «восьмиминутных нотах» в качестве основной единицы, формируя измененный ритмический режим через различные длины, комбинации и расположения. Во-первых, китайская классическая музыка фокусируется на ритмической эстетике «жесткости и гибкости». Благодаря жесткой и мощной мелодии, соединенной с мягкими и плавными нотами, создается уникальный и очаровательный ритмический эффект. Во-вторых, китайская классическая музыка преследует ритмическую эстетику подражания. Например, некоторые музыкальные произведения выражают звук дождя, стучащего в окно с помощью быстрых ритмов и коротких нот или выражают картину спокойного озера с медленным ритмом и удлиненными нотами, создавая ощущение погружения. Наконец, классическая китайская музыка фокусируется на ритмической эстетике «изменения ритма». Ритм в музыке часто меняется, создавая разнообразные ритмические эффекты через быстрые, медленные или неровные ритмические рисунки [3].

Гармония

Гармоническая эстетика классической китайской музыки демонстрирует уникальные особенности в музыкальном тоне и звуке, подчеркивая полную, естественную плавность и разнообразие стилей.

В основе гармонического строя китайской классической традиционной музыки лежит пять полных тонов (пентатоника). Каждая мелодия имеет свой уникальный тембр и эмоциональное выражение, что делает музыкальные произведения уникальными. Китайская классическая музыка подчеркивает естественную плавность тона. Традиционная китайская музыка фокусируется на градиенте и переходе высоты звука, чтобы подчеркнуть гибкость и последовательность музыки. Во время исполнения музыкальных произведений изменения высоты звука часто плавны и постепенны, без скачков на большие интервалы. 

В классической китайской музыке гармония обычно состоит из основной темы и аккомпанирующих нот, формируя богатую музыкальную ткань и гармоничные эффекты. Аккорд – это не только поддержка мелодии, но и выражение эмоций, которые должны быть переданы музыкальным произведением с помощью различных комбинаций нот. Например, использование мягких, гармоничных аккордов может выражать спокойные, теплые эмоции; использование горячих, напряженных аккордов может выражать страсть и сложные эмоции. Это делает китайскую музыку более заразительной и эмоциональной. В тоже время гармония часто меняется, создавая различные гармонические эффекты. Изменяя способ исполнения аккорда, сочетание и изменение аккордов, музыкальные произведения могут представлять различные формы и уровни аккорда, делая музыку более изменчивой и неожиданной.[4]

Форма

Форма является важным аспектом китайской классической музыкальной эстетики, который включает в себя как структуру музыки, так и выразительные средства. Музыкальная структура стремится к целостности и симметричному равновесию. С одной стороны, музыкальная структура относится к организационным отношениям и развитию азличных частей музыкального произведения. В классической китайской музыке общая музыкальная структура включает прелюдии, темы и вариации, сонаты и движения. 

О основе классической китайской музыки лежит целостность музыкальной структуры. Существует внутренняя связь и связь между различными частями музыкального произведения, которые составляют полное музыкальное произведение. Например, соната обычно включает в себя быструю первую часть, медленную вторую, танцевальную третью и веселую четвертую. Каждая часть имеет свои уникальные музыкальные особенности и эмоциональное выражение, но они взаимосвязаны друг с другом, образуя целостное музыкальное произведение. Во-вторых, китайская классическая музыка преследует «симметричный баланс» музыкальной структуры. В музыкальных произведениях часто существуют симметричные структуры, то есть между первой и второй частями существует какое-то соответствие или зеркальное отношение, которое может быть достигнуто с помощью повторяющихся мелодий, контрастных движений и т.д. Например, в темах и вариациях обычно сначала появляется тема, затем тема развивается и изменяется путем вариации и, в конечном итоге, возвращается к первоначальному виду. 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что китайская классическая музыка олицетворяет тысячелетнюю мудрость и эмоции китайской нации и демонстрирует уникальные эстетические характеристики. Она возникла в древнем Китае и пережила долгую историческую эволюцию и развитие. Ритм, гармония и форма как эстетические характеристики китайской классической музыки демонстрируют красочный стиль музыки и ее неповторимость, разнообразные формы музыки и глубокие эмоции, что делает китайскую классическую музыку уникальной.

Список литературы

  1. Сяо Манью. Исследование эстетической мысли древней китайской классической музыки. Просмотр искусства, 2022. №9. С. 24 - 26.
  2. Сюй Нин слушает. Происхождение визуализма классической китайской музыки. 100 Art, 2015. №2. С. 52 - 54.
  3. Ван Ян. Попробуйте эстетические характеристики китайской классической музыки. Народная литература и искусство, 2014. №6. 135 с.
  4. Ян Чан. О двух уровнях эстетики классической китайской поэзии и музыки. Журнал Южно-Китайского университета (социальные науки), 2009. №10 (03). С. 86 - 89.
  5. Чэнь Ябин. Исследование и анализ эстетической ценности пения китайской классической музыки и поэзии. Языковое строительство, 2013. №3. С.61 - 62.