УДК 3977

Сравнительный анализ свободного и условно-бесплатного программного обеспечения, используемого в сфере подготовки специалистов транспортной инфраструктуры

Кисель Екатерина Сергеевна – доцент кафедры математического моделирования Автомобильно-дорожного института (филиала) Донецкого национального технического университета.

Мамчур Мария Владимировна – магистрант Автомобильно-дорожного института (филиала) Донецкого национального технического университета.

Аннотация: Статья представляет собой сравнительный анализ свободного и условно-бесплатного программного обеспечения, которое может быть использовано в сфере подготовки специалистов транспортной инфраструктуры.

Основное внимание уделяется преимуществам и недостаткам каждого типа ПО, а также их функциональности и полезности для преподавателей.

Ключевые слова: свободное программное обеспечение, условно-бесплатное программное обеспечение, транспортная инфраструктура, организация перевозок, симуляторы, образование.

Введение

Цифровизация транспортного комплекса является одним из приоритетов государственной политики. Её целью является достижение «цифровой зрелости» и развитие новых управленческих технологий [2]. Процесс подготовки специалистов транспортной инфраструктуры включает в себя обязательное использование информационных технологий.

В этой статье мы проводим сравнительный анализ свободного и условно-бесплатного программного обеспечения, используемого в сфере подготовки специалистов транспортной инфраструктуры. Мы рассматриваем преимущества и недостатки каждого типа программного обеспечения, а также их влияние на процесс обучения.

Наша цель – предоставить полезную информацию, которая поможет пользователям принять обоснованное решение при выборе ПО для своих образовательных или профессиональных нужд. Данное исследование актуально для средних и высших образовательных организаций, занимающихся подготовкой специалистов в сфере транспорта.

Мы надеемся, что наши выводы будут полезны как преподавателям, так и студентам, а также всем, кто заинтересован в использовании эффективных инструментов для обучения и развития в области транспортной инфраструктуры.

В 2015 году, в свете сложившейся геополитической ситуации, вопрос использования СПО в госсекторе приобрел первостепенную важность. Был разработан законопроект, который предоставил бы преимущества СПО перед проприетарными продуктами на закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ [1, с. 84]. Поэтому актуальность данной темы возрастает с каждым годом.

Методология. Преимущество отдавалось свободным и условно-свободным лицензиям. Свободное и условно-свободное программное обеспечение (СПО) играет важную роль в современной цифровой экономике. Этот тип ПО предоставляет пользователям право на использование, копирование, изучение, изменение и улучшение его функций [2].

Мы разделили анализируемое программное обеспечение по следующим направлениям подготовки:

  • Организация перевозок и управление на транспорте;
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

При обучении студентов преподаватели могут использовать данное ПО для:

  1. Обработки и анализа больших массивов информации;
  2. Моделирования транспортных потоков и систем;
  3. Построения маршрутов и составление расписания движения транспорта;
  4. Управления транспортными системами;
  5. Обслуживания, ремонта и наладки транспортного оборудования.

В результате отбора ПО, были выбраны следующие программные решения:

В сфере организации перевозок и управления на транспорте:

  • JetLoader
  • Logister
  • SeaRates
  • TransTrade

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта:

  • Electude Simulator Challenge;
  • КОМПАС-3D: Машиностроение;
  • Engine-Simulator;
  • SeaRates Tools;

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:

  • City Car Driving;
  • Simutrans Transport Simulator;
  • AnyLogic;
  • OpenTTD

Предложенное выше ПО было проанализировано и отобрано по следующим критериям:

  • Требованиям к аппаратному обеспечению;
  • Функциональности;
  • Видам лицензий;
  • Применимости в образовательном процессе.

В своем исследовании мы сосредоточились на следующих научных методах: метод кейс-стади, анализ документации программного обеспечения.

Программные решения в сфере организации перевозок и управления на транспорте

Ориентируясь на современные требования к учебным планам, мы определили, что ПО должно иметь следующие функции [4]:

Планирование маршрутов: Это позволяет оптимизировать маршруты для уменьшения времени и стоимости перевозок.

На основе вышеперечисленной функциональности, для анализа были выбраны следующие программы (см. табл. 1):

Таблица 1. Сравнение образовательного ПО в сфере организации перевозок и управления на транспорте

Название ПО

JetLoader

Logister

TransTrade

SeaRates Tools

Разработчик

Курников Д.В.

LOGISTER RU

Бизнес Интерфейсы

SeaRates

Минимальные системные требования

Windows x64,

Linux, BSD;

2 ГБ ОЗУ

15ГБ места на диске

Windows x86/x64;

1 ГБ ОЗУ;

20ГБ места на диске

Windows x86/x64;

1 ГБ ОЗУ;

20ГБ места на диске

Windows x64, Linux, BSD;

1 ГБ ОЗУ;

15 ГБ места на диске

Платформа

Кроссплатформенное, облачное

Windows

Windows

Кроссплатформенное, облачное

Лицензия

Свободная

Условно-свободная (на одного пользователя)

Условно-свободная

Свободная

Базовые возможности программного обеспечения

Построение маршрута

Расчет размещения грузов

Расчет количества транспорта

Формирование отчетов

Учет, формирование документации

API и выгрузка данных в CRM

Приведенное выше ПО может помочь преподавателям эффективно обучать студентов и управлять курсами своих предметов.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Для данного направления подготовки важна визуализация и моделирование сложных автомобильных систем. Студентам будет легче усвоить визуальный материал.

Были рассмотрены программы [3], которые имеют следующую функциональность (см. табл. 2):

  • Визуализация и моделирование: Программы, которые могут визуализировать и моделировать различные автомобильные системы и процессы, могут быть очень полезными для демонстрации сложных концепций и процедур.
  • Диагностические инструменты: Программное обеспечение, которое может симулировать или помочь в диагностике автомобильных проблем, может быть очень полезным для обучения студентов решению реальных проблем.
  • Симуляторы ремонта: Могут помочь студентам применять теоретические знания на практике.

Таблица 2. Сравнение образовательного ПО в сфере организации перевозок и управления на транспорте:

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта:

Название ПО

Electude Simulator Challenge

КОМПАС-3D: Машиностроение

Engine-Simulator

SeaRates Tools

Разработчик

Курников Д.В.

 

 

 

Минимальные системные требования

1 ГБ ОЗУ

Windows 10, Linux

Windows ХР и выше;

1 ГБ ОЗУ

20 ГБ места на диске

Windows x64,

4 ГБ ОЗУ

10 ГБ места на диске

 

Платформа

Кроссплатформенное ПО

Windows

Кроссплатформенное ПО

Кроссплатформенное ПО

Лицензия

Свободная

Условно-свободная

Свободная

Условно-свободная

Базовые возможности программного обеспечения

Проектиро-вание

3D

Обучающий симулятор

Возможность проверки знаний

Данное программное обеспечение предлагает практические сценарии или симуляции и могут помочь студентам применять теоретические знания на практике.

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

При выборе программ уделялось особое внимание симуляторам, среди которых можно особо выделить City Car Driving – продукт отечественного разработчика, основанный на транспортной архитектуре стран СНГ (табл. 3).

Следует отметить, что рассматриваемое ПО полностью применимо к отечественному машиностроению и состоянию транспортерной инфраструктуры России и стран СНГ [5].

Таблица 3. Сравнение образовательного ПО в сфере эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов:

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Название ПО

City Car Driving

Simutrans Transport Simulator

AnyLogic

OpenTTD

Разработчик

Компания “Форвард”

Markus Pristovsek

AnyLogic Company

pelya

Минимальные системные требования

Windows x64,

Intel Pentium Dual Core 3.2 GHz / AMD Athlon II X4 3.1 GHz, AMD Radeon R7 240 / nVidia GeForce GT 740

4 ГБ ОЗУ

10 ГБ места на диске

Windows x86/x64, Linux

512 МБ ГБ ОЗУ;

300 МБ места на диске

Windows x86/x64, Linux

4 ГБ ОЗУ;

1,5 ГБ места на диске

Windows x64, Linux, BSD;

512 МБ ОЗУ;

50 МБ места на диске

Платформа

Windows

Кроссплатформенное

Кроссплатформенное

Кроссплатформенное

Лицензия

Условно-свободная

Свободная

Условно-свободная (на одного пользователя)

Свободная

Базовые возможности программного обеспечения

Обучение эксплуатации

Учебные материалы

Возможность проверки знаний

Данные программы ориентированы на обучение эксплуатации различных автомобильных комплексов и направлены на: адаптивное обучение, тестирование и оценку, доступ к актуальной информации.

Выводы

Мы рассмотрели и провели сравнительный анализ свободного и условно-свободного ПО, которое может быть использовано в подготовке специалистов транспортной инфраструктуры.

Основываясь на полученных данных, мы можем сформулировать рекомендации для образовательных учреждений и организаций, занимающихся подготовкой специалистов. В частности, при выборе ПО следует учитывать не только его стоимость, но и такие параметры, как гибкость, возможности настройки, удобство интерфейса, а также поддержку со стороны сообщества пользователей.

Список литературы

  1. Калюжный, К. А. Свободное программное обеспечение как системообразующий фактор информационной среды науки и общества: состояние и перспективы [Текст] / Калюжный, К. А. // Электронная библиотека КиберЛенинка. – 2014. – № 2. – С. 21-27.
  2. Свободное программное обеспечение (СПО) в госсекторе России / [Электронный ресурс] // : [сайт]. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 18.02.2024).
  3. Best Linux distro of 2024 // TechRadar URL: https://www.techradar.com/best/best-linux-distros (дата обращения: 05.03.2024)
  4. Archiso // wiki.archlinux URL: https://wiki.archlinux.org/title/Archiso (дата обращения: 12.06.2023).].
  5. ArchIso baseline with encryption step by step // bbs.archlinux. URL: https://bbs.archlinux.org/viewtopic.php?id=273452 (дата обращения: 24.06.2023).]