УДК 004

Разработка модулей информационной системы для повышения эффективности производства и реализации мебельной продукции

Лысанов Денис Михайлович – кандидат технических наук, доцент Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета

Валеев Рубин Маратович – магистрант Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета

Чепкасов Михаил Михайлович – магистрант Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация: В данной статье будут рассмотрены вопросы автоматизации мебельного предприятия. В сегодняшних условиях высокой конкуренции автоматизация мебельного предприятия может быть конкурентным преимуществом. При этом необходимо учитывать специфику мебельной промышленности, где в основном идет позаказное производство, то есть производство по индивидуальным размерам.

Ключевые слова: автоматизация мебельного производства, информационные технологии, системы автоматизации, проектирование мебели, управление бизнес-процессами, конкурентоспособность, качество продукции.

Вступление

К особенностям мебельного производства относится проектирование. В первую очередь занимаются его автоматизацией: работы по созданию дизайн-проектов, технологическая подготовка производства. Дизайнеры, конструкторы и технологи остро нуждаются в таком рабочем инструменте, даже если автоматизация касается редко используемых функций. Гораздо проще создавать чертеж, используя готовые формы, чем выполнять каждый элемент с нуля. Под проектированием понимается подборка материалов, наполнения, цвета, расположения, гарнитуры и т.д. Все это должно быть учтено при производстве мебели. После производства и реализации мебели идет установка, послепродажное обслуживание. Для решения всех поставленных задач наиболее подходящими являются комплексные решения. Комплексная автоматизация мебельного производства представляет собой создание единого информационного пространства, которое интегрирует работу дизайнерских, конструкторских, технологических и производственных подразделений. Это достаточно сложный, требующий определенных финансовых затрат, внедренческий проект, который в случае успешной реализации полностью окупает вложенные средства и приносит предприятию реальный бизнес-эффект [6].

Важным достоинством комплексной автоматизации является отсутствие проблем передачи данных между отдельными подсистемами САПР, установленными в разных подразделениях, и их дублирования. Помимо этого резко сокращается количество данных, вводимых вручную, что значительно экономит время и уменьшает количество ошибок. Например, исходные данные для создания карт раскроя или ведомостей на комплектацию заказа, ошибки в которых могут иметь самые серьезные негативные последствия, формируются автоматически, то есть безошибочно, если, конечно, мебельное изделие спроектировано правильно. Для комплексной автоматизации также могут использоваться CRM-системы. CRM-система предназначена для привлечения новых клиентов и одновременного развития существующих отношений с клиентами. Одним из примеров использования CRM является то, что он может отслеживать историю заказов с помощью функции управления контентом и устанавливать контрольные точки для наилучшего способа выполнения последующих действий в CRM. Таким образом, отдел продаж сможет лучше всего прогнозировать будущие продажи и, следовательно, уровни производства. Другими примерами использования CRM могут быть помощь в обеспечении укомплектования соответствующим персоналом или для определения того, достаточно ли сырья на складе или все ли машины работают должным образом в периоды «высокой нагрузки» [9].

Современные CRM-системы помогают автоматизировать не только работу с клиентами, но и автоматизировать все процессы, так как имеют модули интеграции с другими системами, модули отчетности, складского учета и т.д. Благодаря этим инструментам, CRM-система считается универсальным инструментом управления.

CRM – это бизнес-стратегия компании, направленная на построение взаимовыгодных отношений компании со своими клиентами, основанная на использовании передовых управленческих и информационных технологий.

Часто производители обращаются к ERP-системам, чтобы обеспечить функциональность CRM. Хотя в некоторых случаях это может сработать, на самом деле зачастую это не так. Проблема с внедрением ERP с функциональностью CRM заключается в том, что они пытаются применить аналитические дисциплины к процессам, которые интуитивно понятны по своей природе и не структурированы.

ERP-системы создаются с целью повышения эффективности бизнеса за счет улучшения процессов и бесперебойности рабочих процессов. Между тем, CRM стремится к аналогичному результату, но использует другой подход – они фокусируются исключительно на клиенте.

Интегрированная ERP-система может обеспечить качество управления взаимоотношениями с клиентами, поэтому компании полагают, что могут обойтись базой данных записей о продажах в своем модуле управления заказами (включая прошлые/текущие заказы, информацию о доставке и т.д.) или отслеживанием информации о клиентах через список клиентов. Однако использование системы не по назначению может оказаться бесплодным.

Отделу продаж может потребоваться много времени на анализ различных областей системы в поисках информации, необходимой для продаж.

В любом случае, по-прежнему существует необходимость интегрировать информацию, содержащуюся в ERP, чтобы максимально эффективно использовать CRM.

Благодаря широкому функционалу CRM становится гибким инструментом для работы с базами данных, формирования отчетов и проведения сделок.

Но CRM-системы, несмотря на свои преимущества, не имеют функций для проектирования мебели.

Продукция мебельного производства может рассматриваться двояко: как предмет инженерной деятельности и как объект художественного творчества. Эта двойственность и определяет специфику программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов мебельного производства. Существующие универсальные системы программного обеспечения не всегда отвечают требованиям мебельного производства. Даже некоторая доработка готового программного продукта не приблизит его к реалиям предприятия. Наиболее эффективно задачи автоматизации мебельного производства, включающие проектирование, решаются с помощью создания специализированного программного обеспечения, учитывающего требования конкретного предприятия [7].

Основное содержание

Учитывая высокую тенденцию развития информационных технологий в современном мире и их внедрение в различные сферы деятельности, повышается количество организаций, связанных с торговлей и оказания различного рода услуг. Не составляет исключения и мебельная отрасль, нуждающаяся в постоянном повышении эффективности деятельности в борьбе за конкурентоспособность. Все больше и больше компаний стремятся облегчить работу с информацией. Одним из главных средств по достижению такой цели является внедрение информационных систем. Внедрение таких систем на мебельном предприятии позволяет увеличивать количество заказов и скорость их выполнения, за счет быстроты передачи и обработки информации. А это является необходимым в постоянной конкурентной борьбе в мебельной отрасли.

Актуальность выбранной темы обусловлена ростом тенденции использования информационных систем на предприятиях с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности деятельности. В связи с чем, появляется необходимость внедрения, обслуживания и улучшения качества работы информационных систем. Кроме того из-за тяжелой экономической ситуации в России многие компании ищут способ как удержаться на рынке, сэкономить и, конечно, заработать. Внедрение информационных систем помогает компаниям оптимизировать работу бизнес-процессов, что способствует более быстрому и рациональному течению работы.

Бизнес-процессы мебельного предприятия рассмотрим на примере производства кухонной мебели. Производство остальных видов мебели не сильно будет отличаться, так как также требуются замеры, проектирование наполнения, выбор стиля, цвета, монтаж и т.д.

Функциональная структура будет описана с помощью IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling) – методологии функционального моделирования. В основе IDEF0 методологии лежит понятие блока, который отображает некоторую бизнес-функцию [3].

На рисунке 1 приведена контекстная диаграмма деятельности по производству и продаже кухонной мебели.

image001

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процессов.

Как видно из рисунка 1, деятельность регулируется законодательными актами и Уставом предприятия.

Используемые ресурсы – сотрудники на всех этапах деятельности, ПК на этапе приема заказа и формирования отчетности.

Входы процесса – потребности клиента и информация о наличии материалов и комплектующих.

На выходе получаем:

  • договора с клиентами;
  • информация о выполненных заказах;
  • отчеты по продажам.

На рисунке 2 представлен результат декомпозиции контекстной диаграммы, который также выполнен в методологии IDEF0[5].

image002 

Рисунок 2. Декомпозиция модели.

На рисунке видно, что контекстная диаграмма была разбита на четыре блока:

  • выполнение замеров;
  • проектирование кухни;
  • заключение договора;
  • изготовление и установка.

Не все процессы будут рассмотрены подробно, так как в них задействованы другие сотрудники – замерщики, монтажники и т.д. И не все этапы всегда выполняются сотрудниками предприятия. Например, может прийти со своими замерами, отказаться от услуг установки и т.д.

Рассмотрим самый трудоемкий этап, который является обязательным при заказе кухни, - это проектирование. Декомпозиция этого этапа приведена на рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Декомпозиция блока «Проектирование кухни».

Проектирование кухни состоит из следующих процессов:

  • проектирование размеров (длины, ширины, высоты, размера полок и т.д.);
  • подбор стиля и форм (стили – классическая, современная, лофт, хайтек и т.д., формы – прямая, угловая, П-образная, с островом и т.д.);
  • подбор материала (ЛДСП, МДФ, массив и т.д.);
  • выбор фурнитуры;
  • конструирование наполнения – наличие сушилки, мойки, встроенной техники и т.д.

Сейчас многие работы делаются на бумаге. Менеджер чертит на бумаге кухню нужного размера. Формы, стили, цвета показываются на фотографиях, образцах. Наполнение полностью проектируется на бумаге.

Как видно из моделей бизнес-процессов, проектирование кухни – достаточно долгий процесс. Менеджер может ошибиться при расчетах, не учесть какие-то нюансы. Далее менеджер передает полученный проект на производство, где могут выполнить работу с ошибками в расчете.

Другим примером автоматизации узкого места производства может служить передача информации о заказах. Допустим, мебельное предприятие получает заказ из соседнего региона. Не оформлять же заказчикам требования на бумаге. Проблему решит программное обеспечение, позволяющее принимать заказы и передавать информацию на головное предприятие через Интернет.

То же можно сказать о программном модуле, отвечающем за снабжение и поставки, позволяющем не только своевременно обеспечить закупки для выполнения задач производства, но и сократить издержки. Попутно снижается уровень запасов неликвидных позиций. Материалы у поставщиков приобретаются именно в том количестве, в котором они необходимы.

Универсальной платформой комплексной автоматизации всех этапов проектно-производственной части жизненного цикла мебельных изделий является САПР БАЗИС. Система построена по модульному принципу в соответствии с основными этапами конструкторско-технологического проектирования корпусной мебели и включает в себя модули, перечисленные в таблице 1..

Таблица 1. Назначение модулей системы Базис [6].

Наименование

Назначение

БАЗИС-Салон

Прием заказов на мебельные изделия, включая проектирование интерьеров помещений, расстановку мебели, расчет стоимости заказа и подготовку производственного задания.

БАЗИС-Мебельщик

Проектирование произвольных мебельных изделий с моделированием как отдельных элементов их конструкции, так и мебельных ансамблей в целом.

БАЗИС-Шкаф

Параметрическое проектирование широкого класса изделий с возможностью оперативного изменения их характеристик.

БАЗИС-Раскрой

Раскрой листовых и погонажных материалов с оптимизацией по совокупности геометрических и организационно-технологических критериев.

БАЗИС-Смета

Расчет технико-экономических показателей и интеграция с финансово-бухгалтерскими системами и системами материально-технического снабжения.

БАЗИС-Склад

Автоматизация складского учета, интегрированная в общее информационное пространство проектирования и ТПП.

БАЗИС-ЧПУ

Интерактивное проектирование управляющих программ (УП) для обработки деталей на фрезерно-присадочных станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах.

Подход к автоматизации проектирования мебельных изделий, реализованный в системе БАЗИС, характеризуется комплексностью программных решений, реализуемых на единой методологической и информационной платформе. Все модули работают в едином информационном пространстве, автоматизируя все основные этапы жизненного цикла мебельных изделий.

С точки зрения прямого эффекта достигаются следующие цели:

  • сокращение времени обработки и получения данных о выполнении работ;
  • автоматизированное определение и подсчет итоговых показателей деятельности сотрудников отдела;
  • повышение степени достоверности обработки информации о деятельности отдела;
  • повышение производительности труда;
  • снижение рисков потери информации за счет ее хранения в централизованной базе данных;
  • автоматизированное формирование отчетной документации;
  • повышение степени защищенности информации;
  • повышение степени достоверности информации, необходимой для принятия управленческих решений.

С точки зрения косвенного эффекта могут быть достигнуты следующие цели:

  • снижение стоимостных затрат на обработку информации;
  • улучшение качества взаимодействия с другими подразделениями компании;
  • уменьшение времени обработки учета результатов деятельности продавцов и менеджеров;
  • улучшение качества и точности получаемой статистической отчетности, что положительно влияет на принимаемые решения руководством компании.

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств
  2. ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
  3. Методология функционального моделирования IDEF0, Руководящий документ, Госстандарт России
  4. Зинина Л.И., Курганов А.Н. Совершенствование бизнес-процессов в контексте формирования архитектуры предприятия // Вектор экономики. – 2018. – № 5 (23). – С. 107.
  5. Маслаков С.П. CASE-средства разработки информационных систем / С.П. Маслаков. – Диагол-МИФИ, 2018. – 256 с .
  6. Новые технологии автоматизированного раскроя материалов для мебельного производства https://proderevo.net/technology/furniture-tech/novye-tekhnologii-avtomatizirovannogo-raskroya-materialov-dlya-mebelnogo-proizvodstva-glava-2.html.
  7. Особенности автоматизации бизнес-процессов в мебельном производстве https://themascc.com/ru/blog/stories/avtomatizacia_biznes-processov_v_mebelnom_proizvodstve.html?ysclid=lt6jft0rxp665738717.
  8. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: Учебное пособие / В.Ю. Пирогов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2019. – 528 c.
  9. Почему наличие CRM выгодно для производственных компаний? [Электронный ресурс] – URL: https://www.intelegain.com/manufacturing-crm-for-increasing-sales/.
  10. Сланова А.В., Волик М.В. Особенности анализа бизнес-процессов компании для повышения эффективности обслуживания клиентов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. Т. 6. – № 1. – С. 84-89.

Интересная статья? Поделись ей с другими: