УДК 004, 33

Использование цифровых технологий в государственном управлении

Загрекова Анна Олеговна – магистрант института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье анализируются особенности использования цифровых технологий в государственном управлении. Рассматриваются понятие, сущность и критерии оценки цифровой трансформации государственного управления. Выявляется специфика управленческого подхода «государство как цифровая платформа». Приводятся ключевые цифровые решения, применяемые в системе государственного управления. Отмечается роль технологического развития в поддержании цифрового суверенитета государства.

Ключевые слова: государство, цифровая трансформация, информатизация, цифровые технологии, государственное управление.

Опыт России и зарубежных стран демонстрирует, что внедрение цифровых технологий в систему государственного управления способно оказать значительное воздействие на реализацию многих функций государства [1]. За последние 20 лет информатизация российского общества приобрела системный характер и в настоящее время базируется на проектных и программных методах управления и многоуровневой системе нормативного правового обеспечения. В то же время система нормативного правового регулирования нуждается в непрерывной синхронизации взаимодействия её уровней по содержанию и срокам и существенного ускорения темпов законотворчества, поскольку развитие информационных технологий осуществляется быстрее, чем реализуется традиционный регламентный подход к разработке и принятию законопроектов, вследствие чего законодательные проблемы не получают разрешения с должной оперативностью.

Государственный аппарат переживает структурную трансформацию, требующую адекватных ресурсов [2]. В условиях геополитической нестабильности, последствий кризиса и высокой санкционной нагрузки российскому правительству важно направлять усилия на укрепление государственного управления, ориентируя реформы на стимулирование инклюзивного и устойчивого роста. Цифровизация способна кардинально изменить качество государственного управления, поскольку последнее зависит от успешности использования данных. Для того, чтобы в полной мере использовать возможности, предоставляемые революцией в области работы с данными, правительству необходимо проводить и координировать собственную модернизацию, учитывая уникальный характер государственной службы и внутригосударственную специфику.

Целью работы является изучение особенностей использования цифровых технологий в государственном управлении. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Под цифровой трансформацией государственного управления понимается качественное изменение его содержания, включая отдельные процедуры, государственные функции и стадии управленческого цикла, на основе внедрения цифровых технологий [3]. Качественный характер изменений предполагает увеличение результативности, эффективности и обоснованности государственного управления. Помимо этого, качественный характер изменений предполагает повышение удовлетворённости общества.

Уровень удовлетворённости общества имеет большое значение для процесса цифровой трансформации государственного управления, поскольку суть госуправления заключается в мобилизации и продуктивном использовании имеющихся ресурсов в интересах общества [4]. Современное общество сильно вовлечено в технологии, что привело к изменению способов взаимодействия граждан как друг с другом, так и с органами государственной власти. Увеличение информатизации гражданского общества детерминирует возникновение новых и повышение существующих требований к работе государственных служащих.

Одним из принципиальных управленческих подходов, которых придерживается России при цифровизации госуправления, является подход «государство как цифровая платформа» [5]. Его цель – обеспечить переход от используемых в настоящее время обобщённых индексов и подходов к планированию и контролю по чётким конечным результатам в режиме постоянной связи. Проект предполагает создание прозрачной системы государственного управления, основанной на дата-центричном и процессном подходах, предусматривает осуществление сквозной межведомственнрй цифровизации процессов и формирование комплексной организационно-технической инфраструктуры, используемой для предоставления государственных услуг и обеспечения деятельности системы госуправления.

Использование в системе госуправления современных технологий, методов, форм и цифровых решений формирует новые условия и возможности для взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом и населением [6]. Цифровые технологии активно используются для решения возникающих общественных проблем и принятия управленческих решений. Можно выделить следующие цифровые решения, применяемые в системе госуправления:

  1. Упреждающие общественные услуги. Население в своей повседневной жизни все чаще получает специализированные, бесперебойные и проактивные услуги и ожидает такого же формата предоставления услуг от государственных учреждений. Современные цифровые госуслуги становятся более гибкими, клиентоориентированными и расширяют область распространения. Основное направление их развития – повышение адаптивности к прогнозированию жизненных событий и административных потребностей.
  2. Расширение цифрового управления. Для поддержания сбалансированного цифрового государственного и муниципального управления правительство осуществляет мероприятия в рамках цифрового перехода по трём ключевым направлениям: развитие цифровой инфраструктуры, повышение квалификации сотрудников в области цифровых технологий и инвестиции в связи с общественностью.
  3. Цифровые платежи с использованием банковских и иных платформ. Управление платежами – значительная статья расходов для муниципалитетов, сократить которую при одновременном увеличении оперативности и доступности платежей позволяют системы для автоматизации платежей, инкассации и сверки.
  4. Гибкое администрирование и удалённые рабочие места. Актуальное направление развития системы госуправления – внедрение методов и технологий управления распределённой рабочей силой и удалённого предоставления услуг гражданам. Возможность удалённого взаимодействия не только повышает гибкость госуправления, но и позволяет принимать быстрые решения, особенно во время чрезвычайных ситуаций.
  5. Технологии распределённого реестра. Используются как информационная инфраструктура для обеспечения безопасного обмена информацией между органами государственной власти, бизнесом и гражданами. Они позволяют сформировать прозрачную систему государственных услуг, исключающую вероятность распространения коррупционных схем.
  6. Искусственный интеллект и большие данные. Сочетание данных технологий позволяет оперативно анализировать огромные объёмы данных разного рода и степени структурированности, идентифицировать и диагностировать различные проблемы, формулировать цели и определять направления государственной политики, принимать эффективные управленческие решения, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы, мониторить и объективно оценивать результаты деятельности при минимальном участии человека [7].
  7. Когнитивная автоматизация и цифровой интеллект. Когнитивная автоматизация включает когнитивные технологии, такие как компьютерное зрение, машинное обучение, машинный перевод и распознавание речи, воспроизводящие действия человека. В совокупности с компетенциями цифрового интеллекта когнитивные технологии позволяют существенно расширить автоматизацию системы государственного управления, сделать её самокорректирующейся, повысить адаптивность государственной и муниципальной политики [8].

Основная задача цифровой трансформации системы госуправления – повышение качества предоставляемых гражданам государственных услуг [9]. Цифровизация публичных услуг увеличивает их прозрачность и способствует снижению уровня коррупции за счёт устранения элемента субъективизма из процесса принятия управленческих решений. Помимо этого, активное технологическое развитие способствует поддержанию цифрового суверенитета государства – способности реализовывать внутреннюю и внешнюю политику независимо от внешних поставщиков оборудования, технологий и программного обеспечения, на базе собственного технологического предпринимательства [10].

Таким образом, в настоящее время происходят глобальные процессы цифровой трансформации, охватывающие все сферы общественной жизни. Изменения происходят не только в экономических институтах, но и в механизмах и инструментах государственного управления, которым необходимо соответствовать современному обществу, активно осваивающему новые технологии. Цифровизация государственного управления способствует увеличению эффективности взаимодействия государства и общества, поэтому правительству важно продолжать работу по развитию и внедрению цифровых технологий во всю систему государственного управления.

Список литературы

  1. Алферов О.Л. Цифровые технологии в государственном управлении: правовые аспекты // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. – 2021. – № 3. – С. 220-228. – DOI: 10.31249/rgpravo/2021.03.19
  2. Дохкильгова Д.М., Юшаева Р.С-Э. Стимулирование цифровизации как инструмента государственного управления // Вестник научной мысли. – 2021. – № 6. – С. 367-371.
  3. Гумеров И.Р. Цифровая трансформация государственного управления в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2022. – № 3. – С. 91-99. – DOI: 10.52452/19931778_2022_3_91
  4. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Цифровизация управления как фактор эффективного взаимодействия государства и общества // Социология. – 2021. – № 5. – С. 157-164.
  5. Ирхин Ю.В. Эффекты использования цифровых технологий в модернизации государственного управления в России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием / отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2020. – С. 111-115.
  6. Кравченко Л.А., Троян И.А., Горячих М.В. Цифровые решения в государственном управлении: тренды, возможности и ограничения // Информационное общество. – 2023. – № 2. – С. 54-68.
  7. Катрашова Ю.В., Митяшин Г.Ю. Использование «сквозных» цифровых технологий в сфере государственного управления // Наука Красноярья. – 2020. – Т. 9, № 4. – С. 85-102. – DOI: 10.12731/2070-7568-2020-4-85-102
  8. Грудцына Л.Ю. Управление государственными информационными ресурсами и использование цифровых технологий // Образование и право. – 2021. – № 3. – С. 168-173. – DOI: 10.24412/2076-1503-2021-3-168-173
  9. Холоденко Ю.А. Цифровая трансформация государственного управления: возможности и риски // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2022. – Т. 28, № 3. – С. 28-53. – DOI: 10.24290/1029-3736-2022-28-3-43-78
  10. Кубанцева Е.В. Цифровая трансформация государственного управления как фактор достижения цифрового суверенитета в Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. – 2023. – № 9. – С. 45-52. – DOI: 10.24158/pep.2023.9.5