УДК 004.5

VR и AR: анализ популярности и возможности использования

Иванов Кирилл Николаевич – студент Российского технологического университета – МИРЭА.

Трушин Степан Михайлович – ассистент кафедры математического обеспечения и стандартизации информационных технологий Российского технологического университета – МИРЭА.

Аннотация: Применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в сферах здравоохранения, военной промышленности и образовании. Различие между VR и AR, погружение пользователя в виртуальный мир, расширение реального мира цифровыми элементами. Перспективы развития технологий и их интеграцию в будущем, включая новые устройства и интерфейсы для связи с человеческим мозгом.

Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, индустрия 4.0, будущие технологии, возможности дополненной реальности, военная промышленность, медицина, образование.

Введение

В современном мире системы, содержащие виртуальную реальность (далее VR) и дополненную реальность (далее AR), применяются во многих областях и обладает безграничным потенциалом использования этой технологии в будущем во всех сферах деятельности человека, где применяются информационные технологии. Данные системы, изменяя способы визуализации данных, побуждают все отрасли к более эффективной работе и как следствие, дают конкурентное преимущество. Они объединяют виртуальную среду и реальное окружение или полностью погружают в трехмерное информационное пространство, что предоставляет широкий спектр возможностей для существования, изменения, взаимодействия с созданной реальностью.

Различия, принцип работы AR и VR

Самыми распространёнными системами являются AR и VR, все остальные разновидности этих технологий представляют собой производные от них.

Основные различия между ними приведены на рисунке 1.

Рисунок9

Рисунок 1. Различия между VR и AR

Виртуальная реальность (VR)

Данная система обеспечивает полное погружение в виртуальный мир, в отличие от пользовательских интерфейсов, а именно, отделение пользователя от физического мира, посредством шлема, перчаток, наушников и других иммерсивных устройств. Вместо того, чтобы смотреть на экран перед собой, пользователя помещают в высококачественное цифровое пространство, где он может взаимодействовать с созданной реальность, имитируя как можно больше чувств восприятия, таких как зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные. Благодаря этим особенностям этой системы, она активно используется в военной сфере, области образования и «Индустрия 4.0».

Дополненная реальность (AR)

AR, в отличие от VR, не ограничивает пользователя от физического мира. По своей сути это расширение реального мира цифровыми визуальными элементами, звуками и другими сенсорными данными, передаваемыми с помощью мини ПК и другими системами, обладающими необходимой вычислительной мощностью. Данная технология выявляет конкретные особенности физического мира, улучшает восприятие окружения и получение всевозможных сведений об объектах, что используется в маркетинговых компаниях, образовательных областях, в сфере «Интернет-вещей».

Использование технологии сейчас

Сейчас AR/VR активно применяются во всем большем количестве областей, начиная от видеоигр и заканчивая медициной и тяжелой промышленность.

Сферы, где активно применяются AR/VR показаны на рисунке 2:

Рисунок10

Рисунок 2. Сферы применения

Отправной точкой популяризации данных технологий было изобретение компанией Oculus первого потребительского шлема, после чего произошел резкий рост инвестиций в данную сферу. Первоначально первым и основным направление использования данной технологии были видеоигры, оно же является одним из основных и на данное время, давая пользователям уникальный игровой опыт и привлекая все больше потребителей за счет увеличения количества контента.

Затем VR/AR быстро завоевала популярность в сфере здравоохранения. По началу технологию виртуальной реальности использовали для трансляций мероприятий и процесса проведения операций, однако сейчас VR/AR используют студенты медики для обучения и получения навыков, высококвалифицированные хирурги и врачи, занимающиеся диагностикой для планирования операций и постановки диагнозов, также отображения жизненных параметров пациента. Кроме того, данные системы помогают людям реабилитироваться после операций, объединяя физические упражнения и геймификацию, для повышения вовлеченности.

Военная промышленность часто вносит ощутимый вклад в появление и развитие новых технологий и изобретений. Основным инвестором стал военные институт, который и является на данный момент одним из основных заказчиков. Данные системы не только применяются для обучения солдат, симуляции боевых ситуация, но и используются в качестве инструмента ведения боя, а именно: отображения боевой информации, управление боевыми единицами.

Также сейчас остальные сферы интересуются VR/AR и активно применять их на практике. Например, область образования увеличивает заинтересованность обучающихся и предоставляет им на практике применить их знания и проделать в виртуальном мире эксперименты и исследования. Тяжелая и легкая промышленность также готовит будущих специалистов, давая им возможность получения навыков в безопасной среде, таким образом, усваивание информации увеличивается во много раз. Кино и сериалы, просмотр мероприятий в прямом эфире, дают пользователям совершенно новый опыт восприятия, перенося их в фильм или на концерт любимого исполнителя.

За последние 10 лет VR/AR технологии сильно укоренились в нашу жизнь и продолжают развиваться во всех направлениях, за счет повышенного интереса общества, так как за последнее годы технологии сильно скакнули вверх и стали более доступными, взаимодействовать с технологиями можно с помощью планшетов и телефоном, VR/AR сильно развили технически и адаптировали под множества сфер деятельности человека. Появились новые аксессуары для VR и улучшились алгоритмы для определения объектов для AR.

В будущем планируется стереть границу между физическим и виртуальным миром, вероятно, способы взаимодействия с AR/VR сильно изменятся и технологии станут частью нас. Сейчас активно ведется разработка AR-линз, костюмов, покрывающих все тело и передающих ощущения, и нейроинтерфейсов, которые будут связующим между иммерсионными устройствами и человеческим мозгом.

Вывод

Новые возможности VR/AR технологий приблизят человечество к моменту, когда грань между физической и цифровой средой будет стерта, люди начнут взаимодействовать друг с другом и обучаться совсем на ином уровне, так как данные технологии войдут в повседневную жизнь людей, однако, стоит ли это того, если мы перестанем различать, где реальность, а где вымысел?

Список литературы

  1. Для чего военные используют технологии AR/VR. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/lanit/articles/554596/ (дата обращения: 01.11.2023).
  2. Как технологии VR и AR применяют в производстве, науке и образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/221427/2022-08-01/2022-w31/kak-tekhnologii-vr-i-ar-primenyayut-proizvodstve-nauke-i-obrazovanii (дата обращения: 03.11.2023).
  3. Understanding Virtual Reality and Augmented Reality. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gcfglobal.org/en/thenow/understanding-virtual-reality-and-augmented-reality/1/ (дата обращения: 05.11.2023).
  4. AR/VR in healthcare. [Электронный ресурс]. URL: https://www.softeq.com/blog/ar-and-vr-in-healthcare-areas-of-application-and-real-life-examples (дата обращения: 06.11.2023).
  5. Applications of AR/VR in Military training. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ediiie.com/blog/ar-vr-in-military-training/ (дата обращения: 07.11.2023)