УДК 004

Проблемы и возможности развёртывания искусственного интеллекта внутри компании: анализ современных тенденций и перспективы

Вахрушев Андрей Валерьевич – магистрант Физико-технологический института кафедры информатики и информационных технологий Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с перспективами и сложностями использования современными компаниями технологий искусственного интеллекта.

Ключевые слова: компания, искусственный интеллект, данные, доход.

Стремительные темы цифровизации привели к проникновению технологий, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), во все области общественной жизни и, соответственно, возможности и перспективы этих инновационных решений вышли за пределы исключительно технической сферы. ИИ представляет собой ключевой фактор Четвертой промышленной революции, который получает широкое распространение в предпринимательской сфере, обществе и публичном секторе. Руководители современных компаний все чаще обращаются к технологиям ИИ как к средству совершенствования функций бизнеса и возможности остаться конкурентными на постоянно меняющемся рынке [1].

Применение ИИ в управлении современными компаниями облегчает процесс обработки больших объемов данных, уменьшает риск ошибочных действий в организации производственного процесса, помогает в управлении конкурентоспособностью, принятии решений и выявлении возможностей для оптимизации. Также ИИ дает возможность автоматизировать бизнес-процессы, а именно, рутинные и затратные задачи, что позволяет руководителям высшего уровня сосредотачивать внимание на стратегических приоритетах.

По оценкам глобального института McKinsey, ИИ потенциально может генерировать стоимость, эквивалентную 2,6–4,4 триллиона долларов глобальной корпоративной прибыли ежегодно. Экспертами было выделено 63 варианта использования, в которых ИИ способен повысить производительность, включая обеспечение взаимодействия с клиентами, создание креативного контента для маркетинга и продаж, разработку программного кода на основе подсказок на естественном языке и многие другие задачи. Это позволяет увеличить ценность от ИИ и аналитики на 15–40% по сравнению с предыдущими поколениями технологий [2].

В тоже время, внедрение ИИ влечет за собой значительное количество неопределенностей, дискуссий и неоднозначных вопросов, требующих решения уже сегодня. Кроме того, такие трансформации предполагают наличие значительных капиталовложений, что не во всех случаях может быть экономически обоснованным. Таким образом, успешное внедрение ИИ является непростой задачей, требующей стратегического планирования, адекватных ресурсов и приверженности инновациям, что и предопределяет выбор темы данной статьи.

Отдельным проблемам развития, разработки, внедрения и использования технологий ИИ современными предприятиями посвящены работы Полянской А.А., Борискиной Т.Б., Евсеевой А.Д., Семейко С.А., Атакузиева С.А., Mengfan Li, Yongping Xie, Yuge Gao, Yanan Zhao.

Перспективы применения ИИ для управления инновационными процессами в цепочках создания стоимости раскрывают в своих публикациях Аржанова К.А., Писклакова Л.Д., Болтенков И.Д., Ефремова Л.Б., Christoph Thon, Benedikt Finke, Arno Kwade, Carsten Schilde.

В тоже время, сложный и междисциплинарный характер проблемы применения инструментов ИИ в системе менеджмента субъектов хозяйствования в современных условиях, динамичность изменений в сфере цифровых технологий, изменчивость бизнес-среды требует дальнейших, более углубленных исследований в данной предметной плоскости.

С учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении проблем и возможностей развёртывания ИИ компаниями.

Стратегическое внедрение и использование ИИ на предприятиях означает интеграцию технологий ИИ в бизнес-модель таким образом, чтобы она соответствовала общим бизнес-целям и стратегии. В данном случае необходимо сделать акцент на том, что речь идет не о внедрении ИИ ради ИИ, а об использовании ИИ для достижения конкретных, измеримых результатов, которые способствуют успеху бизнеса.

Спектр применения ИИ в компаниях различных отраслей промышленности очень широк и разнообразен. Например, во всех секторах экономики около трех четвертей стоимости и отдачи от технологий ИИ приходится на четыре сферы бизнеса: операции с клиентами, маркетинг и продажи, разработка программного обеспечения, а также исследования и разработки [3]. В некоторых случаях технология ИИ может работать как виртуальный эксперт, предоставляя информацию и предлагая, например, ответы на вопросы розничных клиентов или разработку креативного контента для маркетинговых целей. В других вариантах ИИ может представлять собой виртуального сотрудника, создающего молекулы-кандидаты для команд, работающих над созданием новых лекарств, или приводящего в порядок код, помогая тем самым инженеру-программисту.

В таблице 1 представлена систематизация возможностей ИИ в различных сферах предпринимательской деятельности.

Таблица 1. Возможности применения ИИ в современных компаниях

Функциональная сфера

Способ использования ИИ

Продажи

Предсказание спроса - ИИ позволяет создавать автоматизированные точные прогнозы продаж на основе всех взаимодействий с клиентами и историй продаж

Оценка потенциальных контактов с клиентами - ИИ позволяет оценить приоритетных клиентов на основе вероятности конверсии

Чат-боты / e-mail-боты - в среднем улучшают продажи на 67%, отправляя специальное сообщение, чтобы клиенты имели возможность начать взаимодействие или вернуться позже. Алгоритмы ИИ могут создавать персонализированные электронные письма

Маркетинг

Улучшение конверсии и индивидуальный подход к веб-сайту. ИИ помогает во взаимодействии посетителей и веб-сайта благодаря интеллектуальной персонализации:

- уникальные предложения для посетителей с учетом их характеристик (места нахождения, устройства, предыдущего взаимодействия с сайтом, демографических характеристик и т.д.);

- индивидуальные push-уведомления;

- анализ изображений в социальных сетях и определение, как и где используются продукты или услуги позволяет измерять проникновение на рынок и оценивать узнаваемость бренда.

Клиентская поддержка

Чат-боты и голосовые боты как сервисные агенты, помогающие в обслуживании клиентов 24/7 без привлечения персонала

Учет

Выполнение повторяющихся задач - запись данных, категоризация транзакций, проверка счетов, ввод данных из сканированных документов, оценка отчетов

Полуавтоматизированные сложные процессы, такие как начисление заработной платы, где ИИ может анализировать данные, учиться на ошибках и стратегически решать проблемы

Управление персоналом

Анализ профиля кандидатов при найме на работу

Анализ организационной сети для определения формальных и неформальных связей, отношений в бизнесе.

Операции

Совершенствование ИТ-процессов - автоматизация задач кибербезопасности и обслуживание программного обеспечения

Цифровая трансформация операций

На основании вышеизложенного можно выделить следующие ключевые преимущества использования компаниями технологий ИИ:

  • повышенная эффективность - ИИ может автоматизировать рутинные задачи, позволяя сотрудникам сосредоточиться на более важных приоритетах;
  • улучшенная точность - алгоритмы ИИ могут анализировать большие объемы данных с большей точностью и скоростью, чем люди;
  • расширенная персонализация – может помочь компаниям предоставлять своим клиентам более персонализированный опыт с учетом их предпочтений и особенностей поведения;
  • улучшение принятия решений - инструменты на базе ИИ могут предоставить предприятиям информацию, которая позволит принимать более обоснованные решения;
  • экономия затрат – ИИ помогает предприятиям экономить на затратах на рабочую силу за счет автоматизации некоторых задач [4].

В тоже время, хотя инструменты ИИ предназначены для повышения эффективности бизнеса, в процессе их внедрения компании сталкиваются с рядом проблем. Основными из них являются следующие.

  1. Отсутствие собственного опыта. Серьезным препятствием для внедрения ИИ является отсутствие специалистов, работающих в компании. Чтобы преодолеть эту проблему необходимо инвестировать в обучение, сотрудничать с экспертами, нанимать специалистов в области ИИ.
  2. Неопределенность относительно того, в какой сегмент бизнес-процессов, задач или технологической цепочки целесообразно внедрять ИИ. Чтоб не ошибиться со сферой внедрения почти в каждом случае ИИ следует использовать для облегчения задач сотрудника, а не замены его роли.
  3. Отсутствие обновленной информационной инфраструктуры с возможностями обработки больших объемов данных за минимальное время.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что стратегическое внедрение ИИ современными компаниями требует комплексного подхода, выходящего за рамки просто технологий. Это предполагает тщательное планирование, наличие многопрофильной команды, сосредоточенность на бизнес-целях и постоянное обучение.

Список литературы

  1. Левашов А. Исследование: проникновение решений на базе искусственного интеллекта в российских компаниях // Автоматизация и IT в энергетике. 2021. № 2 (139). С. 4-17.
  2. Журавлев И.А. Переход на искусственный интеллект и его влияние на сотрудников компании // Наука и бизнес: пути развития. 2021. № 1. С. 60-63.
  3. Цыганов П.О. Использование искусственного интеллекта российскими компаниями // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 9. С. 204-208.
  4. Дубовая К.А. Алгоритмы внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы компаний в эпоху гик-экономики // Финансовый менеджмент. 2023. № 1-2. С. 15-23.