УДК 004:37

Интеграция XR-технологий и онлайн обучения в повышении квалификации врачей

Тарасов Вячеслав Сергеевич – аспирант МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В тексте обсуждается преимущество использования онлайн среды для различных аккредитованных программ, что позволяет улучшить курсы и предоставить индивидуализированный подход к обучению врачей. Особое внимание уделено использованию XR-технологий, которые позволяют врачам погружаться в симуляционную среду для обучения и прямо наблюдать за процедурами и операциями, повышая уровень понимания и навыков. Использование единой онлайн среды также позволяет различным программам обмениваться опытом и материалами, создавая универсальные программы обучения, адаптированные под потребности каждого врача. В целом, интеграция XR-технологий и единой онлайн среды в программы повышения квалификации врачей обещает открыть новые возможности для эффективного и качественного образования медицинского персонала.

Ключевые слова: XR-технологии, профессиональную переподготовку, Unreal, SimLab.

Предложения по созданию единой обучающей среды на примере медицинских Вузов РФ для прохождения профессиональной переподготовки

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей может реализовываться частично (или полностью) с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.[1] Так проведя анализ различных программ большое количество аккредитованных организаций, которые могут осуществлять ПП (профессиональную переподготовку), работают в своей основе в онлайн среде. Что дает возможность без усложнений перенести их уже имеющееся модули в единую онлайн среду что в свою очередь позволит повысить и привести их к единому стандарту тем самым можно улучшить их курсы привнеся в них следующие новшества, которые не встречаются в других обучающих ДОТ. В свою очередь применение XR – технологий позволит врачам не только погрузится в симуляцио́нную среду для обучения, но и на прямую наблюдать за проведением процедур для дальнейшего обучения. Помимо прочего наличие единой базы даст возможность разным обучающим программам дорабатывать и укомплектовывать свои курсы и программы основываясь на общем опыте в единой симуляцио́нной среде. Так, например можно применить универсальную программу обучения, основанную на знаниях у имеющегося кандидата что в свою очередь позволит ему пройти курс более комфортно и продуктивно предоставив ему большее количество вопросов на ту тему, в которой он показал наименьший результат в ходе ранее проведенного тестирования. Представленная ниже реализация основных свойств дает представление об улучшении процедуры выпуска при прохождении ПП.

Такие учебные методики не только делают обучение более интересным и эффективным, но и обеспечивают врачам возможность прямого наблюдения за процедурами и операциями, что значительно повышает уровень понимания и навыков.

Кроме того, благодаря использованию единой онлайн среды для обучения, различные аккредитованные программы могут обмениваться опытом и материалами, что позволяет каждой из них улучшить свои курсы. Единая база дает возможность создать универсальную программу обучения, которая будет адаптироваться под потребности каждого врача и предоставлять ему индивидуализированный подход к обучению. [4]

Таким образом, интеграция XR-технологий и единой онлайн среды в программы повышения квалификации врачей открывает новые возможности для эффективного и качественного образования медицинского персонала, современного и доступного на любом уровне.

1

Рисунок 1. Реализация обучающей среды на примере отдельно взятого курса.

Предложения по внедрении дистанционных систем профессиональной переподготовки применение систем обучения с использований инструментов XR-технологий

При проведении групповых и индивидуальных практических занятий использование XR – технологий даст прикладные навыки. Данные навыки можно будет оценивать как программное выполнения определенных действий в ходе оценки выполненных упражнений и потраченного времени на данные упражнения, так и благодаря оценки стороннего наблюдателя за ходом выполнения программы в VR. AR- технология дополненной реальности даст возможность участнику данной программы в живую наблюдать за ходом процедуры которую выполняет действующий врач в своей практике. Или в ходе выезда в симуляционную среду позволит стороннему наблюдателю оценить правильность выполнения процедур. Использование инструментов VR для симуляции отдельных случаев и задач с помощью аппаратное программных средств на подобии – Unreal, SimLab и т.д. [5]

2

Рисунок 2. Реализация применения VR технологий для обучения врачей.

Одним из преимуществ использования XR-технологий в медицинском образовании является возможность приобретения прикладных навыков. Проведение групповых и индивидуальных практических занятий с использованием этих технологий позволит студентам активно участвовать в процессе обучения и отточить свои навыки безопасно.

К примеру, путем проведения специальных упражнений в виртуальной реальности, можно оценить качество выполнения программы студентом, а также время, затраченное на выполнение упражнений. В то же время, благодаря возможности наблюдения за ходом выполнения программы в VR со стороны преподавателя или другого наблюдателя, можно получить обратную связь и помочь студенту улучшить свои навыки.

AR-технология дополненной реальности также может быть использована для обучения студентов. Благодаря возможности наблюдения за реальными процедурами, проводимыми опытными врачами, студенты смогут получить более полное представление о том, как проходят медицинские процессы в реальной жизни.

Использование инструментов VR для симуляции различных случаев и задач позволит студентам практиковать свои навыки в безопасной и контролируемой среде. При помощи программных средств, таких как Unreal или SimLab, студенты смогут создавать сценарии и симулировать различные ситуации, требующие принятия медицинских решений.

Таким образом, использование XR-технологий в образовании позволит студентам получить более глубокие и практические знания, а также улучшить свои навыки с помощью современных инновационных методов обучения.

В заключение, использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации врачей является важным шагом в современном образовании. [2,3] Такие технологии позволяют улучшить доступность обучения, стандартизировать обучающие программы, обогатить их новыми методами и технологиями, а также улучшить процесс обучения и оценки знаний. Применение XR-технологий также играет важную роль, позволяя врачам более глубоко погружаться в обучающую среду и отслеживать процедуры в реальном времени для улучшения своих навыков.

Единая симуляционная среда и универсальная программа обучения помогут стандартизировать обучающие материалы, облегчить доступ к знаниям, улучшить процесс обучения и поддерживать постоянное повышение квалификации врачей. Все эти изменения могут способствовать улучшению профессиональных навыков и знаний врачей, повышению качества медицинской помощи и, в конечном итоге, благополучию и здоровью пациентов.

Список литературы

  1. Астанина С.Ю. Фундаментальная подготовка врачей в системе требований профессиональных и образовательных стандартов / С. Ю. Астанина // Право и образование. – 2018. - №12. – С.4-14.
  2. Алешина С.А., Заир-Бек Е.С., Иваненко И.А., Ксенофонтова А.Н. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие / С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова
  3. Блинов В. И. Методика преподавания в высшей школе: учебнопрактическое пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 315 с. — (Образовательный процесс). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/412909 (дата обращения: 04.11.2020).
  4. Александрова Л.А., Тумбинская М.В. Модель интерактивной обучающей системы // Программные продукты и системы. 2009. № 2. С. 175–178.
  5. Васильев В.И., Киринюк А.А., Тягунова Т.Н. Требования к программно-дидактическим тесто­вым материалам и технологиям компьютерного тестирования. М.: Изд-во МГУП, 2005. 27 с.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  8. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2024г., № 1092 «Об утверждении ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (далее – ФГОС ВО по специальности 31.08.49 Терапия).
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры».
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Интересная статья? Поделись ей с другими: