УДК 004

Удобство использования беспилотных автомобилей компании Яндекс в сфере такси

Петрунин Максим Александрович – студент МИРЭА – Российского технологического университета.

Верещагин Артём Анатольевич – старший преподаватель кафедры Телекоммуникаций МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В современном мире транспорт переживает революцию благодаря автономным технологиям, предлагая новые возможности для улучшения мобильности и комфорта пассажиров. В статье рассматривается перспективное направление использования беспилотных автомобилей компании Яндекс в качестве транспортного средства для сферы такси.

Ключевые слова: беспилотные автомобили, такси, таксомоторные перевозки, информационные технологии, ИТ, Яндекс, сенсоры.

Совершенствование пассажирской транспортной системы является одним из главных приоритетов городских властей. Развитие и модернизация транспортной отрасли поддерживаются усилиями не только городской администрации, но и коммерческих и общественных организаций. Развитие информационных технологий открывает новые возможности для обеспечения безопасных и комфортных пассажирских перевозок.

Таксомоторный транспорт – важная часть современного общества. В Москве популярность такси растет: за первые 6 месяцев 2023 года совершено 189 млн поездок (+7% к 2022 году). Число ДТП с участием такси сократилось на 13% – до 850 случаев против 971 в 2022 году. Власти Москвы и ГИБДД повышают безопасность такси. Комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ») отсеивает водителей-новичков и нарушителей, делая сервис надежнее по поручению мэра Сергея Семёновича Собянина.

image1

Рисунок 1. Статистика развития такси в Москве за 6 месяцев 2023 года.

Согласно исследованию Международного Евразийского форума «Такси» [2], рынок услуг такси ступает в новый, третий этап развития, характеризующийся «мобильностью по требованию», когда все транспортные операторы объединяются для предоставления услуги перевозки по мобильному приложению.

В предстоящий период будут внедряться инновации: контроль состояния здоровья водителя, создание его цифрового профиля, отслеживание маршрута в реальном времени. Переход к использованию беспилотных автономных транспортных средств позволит удержать высокое качество.

Значительную долю рынка такси занимает такая ведущая компания как «Яндекс.Такси» [3]. На Рисунке 2 можно увидеть диаграмму с позициями московских диспетчерских служб легковых такси.

image2

Рисунок 2. Аналитическая информация по доле заказов легковых такси через мобильное приложение на июль 2022.

Компания активно развивает свой сервис, постоянно выделяя ресурсы на цифровизацию бизнеса [4]. Одним из новых витков развития компании стала презентация беспилотного автомобиля на выставке Consumer Electronics Show (CES). В 2019 году впервые были представлены «беспилотники» Яндекс, затем, по прошествии года, в январе 2020 года они также присутствовали на данной выставке, но уже в новом, усовершенствованном, обличии. Однако развитие направления беспилотных автомобилей компании началось гораздо раньше, в 2017 году. В феврале 2018 года Яндекс показал тесты, проведённые на улицах Москвы после снегопада, а уже в июне была осуществлена первая междугородняя поездка длиною в 780 километров. Следующим этапом стал запуск «беспилотников» в Иннополисе [5] в качестве автомобилей сферы такси. В конце 2018 от Министерства транспорта Израиля компания получила разрешение на испытания своих продуктов на дорогах общего пользования [6]. В 2019 году компании «Яндекс» и «Hyundai Mobis» заключили соглашение о сотрудничестве [7], договорившись объединять усилия в разработке беспилотных автомобилей.

По приходе очередной партии моделей, каждому автомобилю присваивается имя и VIN-код для учета во внутренних системах. База данных хранит информацию о каждой машине и событиях с ней, тщательно фиксируя каждую поездку. Оборудование для автомобилей подготавливается заранее. Большинство комплектующих разрабатывается самостоятельно компанией и проходит серию тестов перед серийным производством. В автомобиле находится множество электронных устройств для обеспечения безопасности.

Вычислительное устройство в багажнике обрабатывает данные, используя базу примеров поведения из десятков тысяч тестирований. Каждое электронное устройство имеет два независимых источника питания для обеспечения безопасности.

Основой «зрения» автомобиля является сенсор-бокс (от анг. sensor-box – «коробка датчиков»), установленный на крыше транспортного средства. К сенсор-боксу подходит большая часть проводов от сенсоров, вся дальнейшая информация проходит по соединительному оптическому кабелю в вычислитель. Сенсор-бокс включает в себя один лидар, четыре радара и четыре камеры. Помимо этого, во фронтальной части располагаются ещё один лидар и одна камера, а также ещё три камеры под лобовым стеклом; на крыльях размещаются два лидара, два радара и две камеры [8]. Расположение всех сенсоров на машине показано на Рисунке 3.

image3

Рисунок 3. Расположение сенсоров на машине.

Датчики размещены в оптимальных местах для распознавания окружения на 360 градусов с хорошими горизонтальным и вертикальным полями зрения. Камеры оснащены технологией HDR+ для объединения кадров с разной освещенностью, обеспечивая высокое качество изображения.

Радары играют важную роль, имея небольшой угол обзора, но хорошую дальность. Фронтальные радары мониторят ситуацию впереди, задние – используются при маневрах. Боковые радары необходимы на сложных перекрестках для дополнительной информации.

Лидар – важный сенсор, данные с которого используются для различения объектов: пешеходов, автомобилей, ограждений, края дороги. Полученная информация преобразуется в графику с помощью алгоритмов и отображается на мониторе. Передний лидар имеет складную конструкцию для защиты от механических воздействий.

Для обеспечения работы сенсоров в любых погодных условиях разработана система их очистки, использующая подачу воздуха и воды в нужной пропорции. Компрессор, резервуар для воды, баллон со сжатым воздухом, гидравлическую и пневматическую трассы удалось уместить в сенсор-боксе на крыше автомобиля.

Основным источником локализации транспортного средства являются карты высокой чёткости. В каждый момент времени беспилотный автомобиль сопоставляет данные с лидаров с этими картами. С помощью такого сравнения беспилотник получает свое место в пространстве с сантиметровой точностью. Во внимание стоит принять тот факт, что в городских условиях всё осложняется наличием отражений от зданий, помех, шумов, перекрытиями сигналов. Исходя из этого, компания Яндекс использует высокоточные карты, которые составляются самими же беспилотными автомобилями. Для этого применяется специальная технология Realtime kinematic (с анг. «кинематика в реальном времени») [9].

После установки датчиков автомобиль проходит калибровку, затем сертификацию на соответствие стандартам безопасности в «НАМИ-Фонд», разрешающим эксплуатировать их на дорогах общего пользования. После установки операционной системы проводится контрольное тестирование, по завершении которого беспилотник готов к езде в автономном режиме.

Таким образом, в условиях активного развития сферы беспилотных автомобилей, использование разработок Яндекса в такси может значительно повысить качество услуг и прибыль поставщиков. Беспилотники Яндекса демонстрируют высокую безопасность и комфорт. При надлежащем регулировании, внедрение таких автопарков обеспечит максимальную доступность услуг такси и рост спроса на таксомоторные перевозки.

Список литературы

  1. За 6 месяцев 2023 года вы совершили 189 млн поездок на такси. [Электронный ресурс] – URL: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/115701 (дата обращения 24.03.2024).
  2. Analysis of taxi driving behavior and driving risk based on trajectory data. [Электронный ресурс] – URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8813887 (дата обращения 24.03.2024).
  3. «Яндекс.Такси» стал самым популярным агрегатором в Москве в июле 2022 года. [Электронный ресурс] – URL: https://csn-tv.ru/posts/id101606-yandeks-taksi-stal-samym-populyarnym-agregatorom-v-moskve-v-iyule-2022-goda (дата обращения 24.03.2024).
  4. Международная конференция студентов и молодых ученых «Весенние дни науки»: сборник докладов (Екатеринбург, 21 – 23 апреля 2022 г.). Развитие сервиса такси в условиях цифровизации (на примере Яндекс.Такси). [Электронный ресурс] – URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/116257 (дата обращения 24.03.2024).
  5. «Яндекс» запустил тестирование бесплатного такси на беспилотных машинах в Иннополисе. [Электронный ресурс] – URL: https://vc.ru/transport/44499 (дата обращения 24.03.2024).
  6. The Russians are coming! Yandex-built smart cars to be tested in Tel Aviv. [Электронный ресурс] – URL: https://www.jpost.com/Israel-News/The-Russians-are-coming-Yandex-built-smart-cars-to-be-tested-in-Tel-Aviv-575406 (дата обращения 24.03.2024).
  7. Яндекс и Hyundai Mobis подписали соглашение о разработке беспилотных автомобилей. [Электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/company/press_releases/2019/2019-03-19 (дата обращения 24.03.2024).
  8. Как Яндекс делает обычные автомобили беспилотными. [Электронный ресурс] – URL: https://habr.com/ru/company/yandex/blog/585444/ (дата обращения 24.03.2024).
  9. Беспилотный автомобиль: оживляем алгоритмы. Доклад Яндекса. [Электронный ресурс] – URL: https://habr.com/ru/company/yandex/blog/471636/ (дата обращения 24.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: