УДК 371.7; 372.879.6
Роль учителя в физическом воспитании современных школьников
Лопатин Денис Анатольевич – учитель физической культуры высшей квалификационной категории Классического пансиона Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Аннотация: В данной статье роль учителя в физическом воспитании современных школьников представлена сквозь призму системы организации физического воспитания, применения разных форм организации, методов обучения, личного педагогического опыта; проанализированы противоречия, требующие разрешения в процессе организации физического воспитания школьников; отмечен ряд проблемных задач, от решения которых зависит в целом эффективность деятельности педагога в физическом воспитании современных школьников; сформулированы требования к успешной деятельности учителя.
Ключевые слова: учитель, школьник, физическое воспитание, противоречие, учебный процесс, успешность деятельности.
Невозможным на современном этапе развития социума представить себе системную модернизацию государственного аппарата без участия фундамента творческого потенциала РФ - подрастающего поколения.
Российское общество сегодня нуждается в инициативной, активной личности, которая умеет мыслить творчески, принимать нетривиальные решения, адекватно и оперативно реагировать на сложные ситуации. Это, безусловно, требует направленности современных задач отечественного образования на формирование у учеников необходимых навыков и знаний, одновременно с обеспечением их гармоничного физического развития.
В настоящее время для решения этих задач при планировании и непосредственной организации физического воспитания современных школьников активно используется широкий спектр специальных заданий и упражнений, которые наиболее часто применяются при обучении учащихся. Однако уже сейчас представлены результаты исследований, согласно которым подобный «прямой» перенос традиционно применяемых педагогических средств демонстрирует полную неэффективность, проявляя себя низкими результатами в образовательном процессе [4].
Проблема организации физического воспитания школьников требует разрешения ряда противоречий, в том числе:
- противоречие между традиционными методами обучения и новыми технологиями. Необходимо использовать современные технологии обучения для обеспечения физического развития учащихся;
- противоречие между академической теорией и практическим опытом. Обучение должно сочетать теоретические знания с практическим опытом, чтобы школьники могли применять свои знания на практике;
- противоречие между индивидуальным обучением и коллективной работой. Необходимо сочетать индивидуальное обучение с работой в команде, чтобы учащиеся могли развивать свои физические качества и учитывать потребности и интересы своей команды;
- противоречие между теоретическими знаниями и практическими навыками. Процесс обучения состоять должен из трансляции теоретических и прикладных знаний.
Решение вышеназванных противоречий требует качественно нового, инновационного подхода к организации процесса обучения, основанного на внедрении современных технологий, гармоничном сочетании практики и теории, работе в команде и развитии физических качеств обучаемых. Также важно учитывать индивидуальные потребности и интересы учащихся [2].
Формирование профессиональной компетентности учителя основано на опыте интеллектуальной и эмоционально-ценностной деятельности. В системе образования важно развивать социально-психологическую, профессионально-коммуникативную, общепедагогическую профессиональную, индивидуальную профессиональную, управленческую и рефлексивную компетенции. Это включает готовность решать профессиональные задачи, успешное педагогическое общение, знание основ педагогики и психологии, саморегуляцию, управление деятельностью и умение видеть результаты своей работы.
Значимая роль в процессе организации физического воспитания современных школьников принадлежит применению разных методов и форм организации процесса обучения. Основными среди них являются следующие:
- проекты (кейсы) - методы обучения, позволяющие педагогам применять на практике полученные знания, решая разнообразные реальные задачи;
- практические занятия – занятия, ориентированные на формирование и совершенствование необходимых для эффективной деятельности современного учителя прикладных умений (навыков);
- онлайн-курсы и вебинары. Они представляют собой современные формы обучения, которые позволяют получать знания и навыки в удобное время и месте;
- самостоятельная работа. Это форма обучения, которая позволяет учителям самостоятельно изучать методики физического воспитания современных школьников.
Современная практика подтверждает следующий тезис: чтобы анализируемые компетенции эффективно могли не только формироваться, но и использоваться на практике, важно, чтобы администрация образовательного учреждения координировало деятельность учителей, эффективно управляло процессом образования. Также большая роль отводится самокоординации и взаимодействию всех участников образовательного процесса [4].
Далее рассмотрим задачи, которые сегодня поставлены перед современными учителями:
- формирование и развитие навыков созидательной трудовой деятельности;
- обучение школьников пользоваться свободным временем с пользой (например, знакомство с разнообразными формами спортивной деятельности, ориентированными на раскрытие у ребят способностей);
- формирование благоприятной среды для успешного развития и совершенствования творческой индивидуальности, а также условий для эффективного развития склонностей и способностей у каждого из учеников [3];
- гуманизация образовательной среды, выражение социальной активности (регулярное проведение различных внеучебных мероприятий, основу которых составляет убежденность школьников в их возможностях к успешному самосовершенствованию);
- развитие потребности у учеников в ЗОЖ (устойчивое формирование знаний и навыков сохранения здоровья);
- формирование желания у обучающихся в физическом развитии, обеспечение мотивации и самореализации к физическому совершенствованию, активному участию в коллективном укреплении здоровья.
Личный педагогический опыт, а также его осмысление (анализ) в сочетании с опытом коллег подтверждает, что деятельность школьников должна быть организована с педагогической точки зрения. [1]
Успеху работы учителя содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков и дисциплинированная работа.
От современного учителя требуется следующее:
- совместное с ребятами планирование образовательной деятельности, а также ее совершенствование на разных уровнях (общий, т.е. внутришкольный, внутри групп, специальностей и на индивидуальном уровне);
- регулярный поиск новых направлений (форм) для совершенствования современной системы образовательной деятельности, с опорой на коллективный позитивный опыт и традиции;
- формирование организационной структуры, которая координирует образовательную деятельность, а также определяет ее ключевые направления, несет ответственность (осуществляющей контроль) за полученные результаты [5];
- применение в работе с учениками следующих методологических подходов: гуманистический и личностно-ориентированный, социокультурный и деятельностный, коммуникативный и творческий;
- разработка обеспечивающего стабильное развитие комплексной системы образовательной деятельности информационного, методического, психологического и др. сопровождения.
На наш взгляд, основная цель учебной деятельности современного педагога - это предоставление возможности физического развития (для самореализации) личности ученика. Широкий спектр видов (форм) подобной деятельности способствовать должен раскрытию у ребят творческого потенциала. Это выступает ключевым фактором, обеспечивающим сбалансированность знаний и умений в физическом развитии обучаемых.
Создание условий, необходимых для качественного освоения учениками разнообразных компетенций представляет собой наиболее актуальную задачу образовательной организации и педагогического состава.
Таким образом, именно организация уроков в качестве важнейшего условия для реализации ФГОС среднего образовании выступает неотъемлемой составляющей успешного образовательного процесса в современных реалиях.
Список литературы
- Бронникова Л.М., Курило А.В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. – № 2 (31). – С. 21–24
- Лобанов В.В., Ревякина В.И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца 19 – начала 20 в. / Томский гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 202 с.
- Савина Г.А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: //https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2017. 512 с.
- Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431 с.