УДК 796

Формирование у студентов способности самоорганизации в процессе физического воспитания

Меженская Марина Ивановна – старший преподаватель Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются особенности формирования у студентов способности самоорганизации в процессе физического воспитания. Рассматриваются понятие, сущность и особенности формирования культуры самоорганизации личности. Выявляются компоненты динамической структуры готовности к самоорганизации. Приводятся уровни самоорганизации, зависящие от долей участия студентов и преподавателя в организации учебного процесса. Рассматриваются подходы к формированию способности к самоорганизации обучающихся в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, самоорганизация, студенты, мотивация.

Физическая культура объединяет совокупность культурных ценностей и знаний, нацеленных на социальную адаптацию, физическое и интеллектуальное развитие человека средствами физического воспитания [1]. Физические нагрузки благоприятно влияют на нервную систему, увеличивают общую работоспособность организма, стабилизируют эмоциональное состояние, снижают риск развития психологических проблем, связанных со стрессом, способствуют эффективному освоению студентами профессиональных знаний и умений. Процесс физического воспитания непосредственно воздействует на внутренний мир человека, его сознание и поведение. Один из важных компонентов поведения – способность самостоятельно организовывать собственную учебную и профессиональную деятельность [2]. Самоорганизация является ключевым понятием в культуре личности, условием эффективности и продуктивности достижения результатов деятельности, оказывает непосредственное влияние на эмоциональное благополучие и мотивацию к достижению успеха. Значимость самоорганизации в учебной, личной и профессиональной жизни студентов обуславливает актуальность её исследования во взаимосвязи с физическим воспитанием.

Целью работы является изучение особенностей формирования у студентов способности самоорганизации в процессе физического воспитания. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Самоорганизация представляет собой один из ключевых компонентов организации учебного процесса и фактор, обуславливающий качество подготовки студентов [3]. Она является залогом творческого саморазвития и самореализации специалиста, успешного становления его профессиональной культуры. Процесс развития способности к самоорганизации связан с самостоятельностью, умением планировать и организовать собственную деятельность и быстро принимать решения.

Культура самоорганизации личности формируется в течение всей жизни, но с различной интенсивностью в разных периодах онтогенеза [4]. В студенческом возрасте интенсивность наиболее высока, что обусловлено повышением уровня осознанности и процессом самоопределения. Для формирования и развития способности к самоорганизации необходимы вовлечение обучающихся в самостоятельный поиск решения учебных проблем и активизация их творческих возможностей, превращение студентов из объекта образовательного процесса в субъект самоорганизации собственных желаний, мыслей и действий.

Психологической основой для формирования способности к самоорганизации является готовность – комплексная характеристика, означающая осознание обучающимся потребности в реализации собственных способностей и возможностей в практической деятельности [5]. Готовность к самоорганизации является личностным настроем и установкой на активные действия по самостоятельному планированию, организации и выполнению определённых задач. Динамическая структура готовности к самоорганизации включает ряд взаимосвязанных компонентов:

  • осознание собственных потребностей, требований социума, коллектива или задачи, поставленной другими;
  • осознание целей, которых необходимо достигнуть для удовлетворения потребности или выполнения задачи;
  • осмысление условий осуществления предстоящих действий, актуализация опыта, связанного с решением аналогичных задач;
  • определение основных и вспомогательных способов выполнения требований или решения задач на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности;
  • прогнозирование проявления собственных интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и волевых процессов;
  • мобилизация сил согласно условиям и задаче, установка на достижение цели.

Процесс формирования способности к самоорганизации в процессе физического воспитания подразумевает периодическое проведение диагностики, позволяющей определить текущий уровень развития её функциональных компонентов [6]. В зависимости от долей участия обучающихся и преподавателя в организации учебного процесса можно выделить три уровня способности к самоорганизации:

  1. Низкий. В этом случае аудиторная работа полностью выполняется под руководством преподавателя. Студенты осваивают базовые знания и умения самоорганизации, наблюдая за действиями педагога и выполняя его указания. Параметры самостоятельной учебной деятельности также задаёт преподаватель, а от обучающихся требуется выполнение задач по аналогии с аудиторной работой.
  2. Средний. На этом уровне студенты совместно с преподавателем организуют аудиторную и самостоятельную учебную деятельность. Преподаватель вместе с обучающимися вырабатывает общие решения по организации учебной деятельности, используя такие приёмы, как образец деятельности, наводящие вопросы, проблемная ситуация прочие.
  3. Высокий. В этом случае студенты полностью самостоятельно организуют аудиторную и самостоятельную работу, а преподавателю отводится роль наблюдателя или консультанта.

Одним из ключевых факторов самоорганизации деятельности в процессе физического воспитания является мотивация – система целей, потребностей, идеалов и ценностей обучающихся [7]. Основным препятствием к самостоятельной организации физической активности и деятельности вообще является несформированность, недостаточность либо нестабильность мотивации. Для возникновения активного интереса к самостоятельному выполнению упражнений или задач необходима внутренняя мотивация, которая формируется в результате удовлетворения от процесса деятельности и поддержания благоприятной атмосферы на занятиях.

Для повышения мотивации студентов к самостоятельной организации физической активности им нужно предоставить достаточный объём информации о методах использования средств физической культуры для формирования личностных качеств, способствующих дальнейшему профессиональному росту. Преподавателю необходимо создавать на каждом занятии эмоциональные и технико-тактические ситуации успеха при помощи игровых ситуаций, способствующих осознанию занимающимися правильности выбора траектории физического развития [8]. Также от преподавателя требуется поощрять возникший у обучающихся интерес к здоровому образу жизни и развивать нацеленность на самоорганизацию деятельности. Это позволит студентам с низкой мотивацией повышать уровень дисциплинированности не через принуждение, а благодаря видению собственного развития, то есть через придание ценностям физического развития личностного смысла.

Чтобы самоорганизация физической активности приобрела для студентов личностный смысл, преподавателю необходимо сформировать у студентов правильное представление о здоровьесбережении [9]. В рамках формирования мотивации преподавателю важно выстроить коммуникацию со студентами, учитывая их личностные характеристики и представления о спортивных идеалах. Для поддержания интереса к занятиям обучающимся необходимо помочь определить дальнейшую жизненную и профессиональную перспективу, выработать у них потребность в ведении здорового образа жизни и организации здорового режима повседневной жизни. Студентам нужно предоставить возможности сотрудничества, ответственности, творчества и свободу выбора при планировании и организации собственного физического развития [10].

Повышение мотивации к физической активности – это длительный планомерный процесс, требующий от студентов самостоятельного анализа различных способов укрепления здоровья, наблюдения и фиксации положительных результатов от их использования [11]. При этом у обучающихся повышается уровень самопознания, формируется способность управлять текущими событиями и самосовершенствоваться в процессе физического развития, учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, самоорганизация – важный профессиональный навык, связанный с умением ставить цели и достигать их, самооценкой и мотивацией к саморазвитию. Средства физической культуры и спорта благоприятно влияют на способность студентов к самостоятельной организации учебной и профессиональной деятельности. В основе формирования способности к самоорганизации студентов лежит изучение способов регулирования физической нагрузки, развитие культуры здорового образа жизни и интереса к здоровьесберегающим технологиям, что является частью общей физической культуры.

Список литературы

  1. Журавлев А.В., Иванова В.И. Влияние физической культуры на повседневную жизнь студентов // Наука-2020. – 2022. – № 4 (58). – С. 33-38.
  2. Мощенков А.Д. Регулярность занятий спортом как основа самодисциплины студентов / А.Д. Мощенков, В.Б. Харитонов, Т.Н. Акулова, Н.В. Плаксина // Успехи в химии и химической технологии. – 2020. – Т. 34, № 10 (233). – С. 45-47.
  3. Пичугина Г.А. Развитие самоорганизации студентов в период педагогической практики // Гуманитарные балканские исследования. – 2020. – Т. 4, № 4 (10). – С. 14-17. – DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0404.0003
  4. Султаналиева Ш.К., Бектурова Э.О. Развитие навыков самоорганизации студентов в образовательном пространстве // Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8, № 5. – С. 657-664. – DOI: 10.33619/2414-2948/78
  5. Артюхова Т.Ю. Психология и педагогика саморазвития студентов высшей школы: учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Артюхова, О.А. Козырева. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 230 с.
  6. Галеева Н.А. Разработка методики оценки уровня сформированности способности к самоорганизации обучающихся вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3 (94). – С. 23-25. – DOI: DOI: 10.24412/1991-5497-2022-394-23-25
  7. Меженская М.И., Нагорная Т.В. Формирование способностей самоорганизации студентов в процессе физического воспитания // Столыпинский вестник. – 2023. – Т. 5, № 4. – С. 1968-1975.
  8. Синельникова Н.А. Средства формирования дисциплинированности студента в рамках элективного курса «физическая культура» // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2020. – С. 124-126.
  9. Балаченков Д.А. Развитие направленности студентов, обучающихся по специальности «физическая культура», на достижение формирования самоорганизации учебной деятельности / Д.А. Балаченков, Л.И. Савва, Т.Ю. Залавина, Е.А. Гасаненко // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 104-106. – DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00891
  10. Зайцева Л.В. Мотивационно-личностная сфера студентов в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9, № 1 (30). – С. 53-56. – DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0012
  11. Ракитин В.В., Васильева А.Г. Развитие способности самосовершенствования в процессе спортивно-физкультурных занятий студентов технических вузов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 2. – 10 с.