УДК 796

Особенности индивидуализации физического воспитания студентов с разным уровнем здоровья и её влияние на показатели физической подготовленности

Меженская Марина Ивановна – старший преподаватель Севастопольского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются особенности индивидуализации физического воспитания студентов с разным уровнем здоровья и её влияние на показатели физической подготовленности. Рассматриваются понятие и сущность индивидуализации учебного процесса. Выявляются факторы, которые необходимо учитывать при проектировании образовательных программ и разработке тестовых испытаний в рамках индивидуализированного физического воспитания. Отмечается роль новых технологий в индивидуализации учебного процесса.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, состояние здоровья, индивидуализация учебного процесса, студенты.

В последние десятилетия уровень физического развития и функциональной подготовленности студенческой молодёжи не соответствует оптимальным параметрам [1]. По данным исследований, порядка половины студентов по результатам медицинского осмотра направляются в специальные медицинские группы. При этом уровень физического здоровья обучающихся планомерно снижается в процессе обучения: показатели здоровья значительной части студентов при выпуске ниже, чем по приходу в университет. У студентов от курса к курсу снижаются адаптационные возможности функциональных систем, увеличивается частота хронической патологии и развиваются новые морфофункциональные отклонения, что происходит на фоне существенного снижения уровня физического развития и функциональной подготовленности.

Данная ситуация актуализирует потребность в совершенствовании учебного процесса по физическому воспитанию [2]. Значительным потенциалом обладает индивидуализация учебного процесса, требующая выявления индивидуальных особенностей каждого студента и подбора оптимальных методов и средств, которые обеспечивают эффективность учебно-тренировочных воздействий. Индивидуализация учебного процесса позволяет превратить цель физического воспитания – формирование физической культуры личности и способности целенаправленно применять методы и средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, формирования активной социальной позиции, психологической и физической подготовки к будущей профессиональной деятельности – в личные задачи студентов.

Целью работы является изучение особенностей индивидуализации физического воспитания студентов с разным уровнем здоровья и её влияние на показатели физической подготовленности. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Система физического воспитания является смешанной, включающей субъективные и объективные элементы [3]. В данной системе сложные объективные отношения сосуществуют с личностным объектом образовательного процесса, который в процессе образования трансформируется в субъект системы. Искусственная часть смешанной системы относительно проста, поскольку основана на системных связях, иерархической соподчинённости конструкций и нормативных положений, которые регламентируют её деятельность. Однако её естественная часть является чрезвычайно сложной, поскольку субъекты образовательной системы наделены индивидуальными свойствами – возрастными и гендерными особенностями, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, потребностями, интересами и мотивами к деятельности. В связи с этим нормальное функционирование образовательной системы невозможно без реализации индивидуально-личностных предпочтений и потребностей обучающихся.

Под индивидуализацией учебного процесса понимается гибкое формирование содержания образования, его подстройка под индивидуальные потребности и запросы студентов, которые получают возможность проектировать собственный образовательный путь [4]. В итоге образуется открытое образовательное пространство с индивидуальными образовательными программами, которые обучающиеся могут проходить в индивидуальном темпе. Такой подход способствует не только направленному сохранению и укреплению здоровья каждого обучающегося, но и развитию у студентов навыков самостоятельного мышления, самоорганизации, самосовершенствования и саморазвития.

Для переориентации учебного процесса по физическому воспитанию с учётом состояния здоровья, индивидуальных склонностей и интересов обучающихся последним необходимо предоставить право выбора вида двигательной активности, в наибольшей степени соответствующей их индивидуально-типологическим особенностям [5]. В рамках индивидуализации системы физического воспитания каждый студент рассматривается в его индивидуальной неповторимости, которая обуславливает склонность к двигательной деятельности определённой направленности.

Как при проектировании образовательных программ, так и при разработке тестовых испытаний и критериев оценки физической подготовленности студентов необходимо учитывать не столько возраст занимающихся, сколько их антропометрические и физиологические показатели [6]. В число антропометрических показателей, имеющих ключевое значение при индивидуализации тренировочных нагрузок, входят тип телосложения, длина тела и индекс массы тела, физиологических – уровень физической работоспособности, скорость восстановления сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки, частота сердечных сокращений в покое, жизненная ёмкость лёгких, тип вегетативной регуляции и показатели вариабельности сердечного ритма.

При индивидуализации занятий традиционно учитывается соматотип обучающихся, влияющий на темпы физического развития [7]. В то же время особенности телосложения, энергообеспечения мышечной деятельности и преобладающий тип мышечных волокон актуальны в большей степени в профессиональной спортивной деятельности, тогда как у лиц, не занимающихся спортом, соматотип оказывает не настолько большое влияние на индивидуальный моторный профиль. При разработке программ для этих занимающихся на первое место выходит учёт типологических особенностей проявления свойств нервной системы, поскольку для студентов, не занимающихся спортом, успешное решение задач физического воспитания и формирование устойчивой мотивации к регулярной физической активности требует привлекательности выполняемых упражнений и удовлетворения от процесса их выполнения в определённом режиме.

Индивидуализация физического воспитания предполагает организацию учебного процесса на базе учёта устойчивых индивидуальных особенностей обучающихся и их предрасположенности к развитию определённых способностей [8]. Для понимания физиологических основ индивидуальных различий между студентами и избежания описательного подхода при изучении индивидуальности человека необходимо изучение типологических свойств нервной системы, которые являются предпосылками способностей и склонностей. Следовательно, проявление у студента склонности к определённому виду двигательной активности позволяет полагать, что у него присутствуют задатки к развитию способностей, которые требуются для успешной реализации данной деятельности. Данное обстоятельство имеет важное значение при рациональном выборе обучающимися определённого вида двигательной активности в рамках физического воспитания.

Для повышения эффективности индивидуализации образовательного процесса требуется учитывать не только физическую подготовленность, но и психологическое и социальное состояние обучающихся [9]. Комплексный подход к выявлению и учёту индивидуальных особенностей организма помогает студентам достигать максимальных результатов в сохранении и укреплении их здоровья, повышении физической выносливости и жизненной активности.

Для отслеживания влияния индивидуализированных занятий на состояние здоровья обучающихся целесообразно привлечение новых технологий, которые позволяют точно оценивать состояние студентов и их реакцию на физические упражнения. Также технологии могут использоваться для повышения мотивации и вовлечённости студентов в занятия по физической культуре [10]. Так, обучающиеся могут использовать фитнес-браслеты, нагрудные датчики и зональные трекеры, позволяющие устанавливать цели тренировки на основе личных уровней физической подготовки, отслеживающие частоту сердечных сокращений и уровень активности на протяжении занятий и сообщающие пользователям и преподавателю, был ли достигнут уровень оптимальной активности на занятиях.

Таким образом, в гуманистической парадигме, доминирующей в системе образования, в центре внимания находится личность обучающегося, что требует индивидуализации образовательного процесса. Для повышения эффективности системы физического воспитания в вузе требуется переработка программно-нормативной основы так, чтобы формирование внешних развивающих воздействий осуществлялось с учётом возрастных и половых различий, антропометрических и физиологических показателей и индивидуально-типологических особенностей студентов. Рабочая программа по физической культуре должна обеспечивать полноценную системную индивидуализацию образовательного процесса, что требует её дополнения содержанием, методами, средствами и оценочными критериями, соотносящимися с индивидуально-типологическими особенностями, которые влияют на разнообразие и развитие способностей и склонностей студентов.

Список литературы

  1. Каримов Ф. Проблемы физического воспитания студентов и пути их решения // Общество и инновации. – 2021. – № 5 (2). – С. 130-134. – DOI: 10.47689/2181-1415-vol2-iss5-pp130-134
  2. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для вузов / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 450 с.
  3. Савко Э.И. Преемственность физического воспитания в учреждениях образования / Э.И. Савко. – Минск: БГУ, 2020. – 155 с.
  4. Манжелей И.В. Педагогика физического воспитания: учеб. пособие для вузов / И.В. Манжелей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2024. – 182 с.
  5. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Перспективы повышения эффективности физического воспитания на основе индивидуализации образовательного процесса // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 3 (217). – С. 385-390. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p385-391
  6. Степыко Д.Г. Индивидуализация подготовки студентов к выполнению требований комплекса ГТО / Д.Г. Степыко, Д.В. Грачева, Г.В. Лурье, Д.С. Александров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 8. – С. 57-63. – DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-57-63
  7. Ревенко Е.М. Индивидуализация физического воспитания и учёт типологических свойств нервной системы обучающихся // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3 (193). – С. 365-373. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p365-373
  8. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Индивидуализация физического воспитания: проблемы и перспектива реализации // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 359-367. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p359-367
  9. Садовников Е.С. Индивидуализация и персонализация физического воспитания студентов в специальных медицинских группах / Е.С. Садовников, М.Н. Жегалова, В.Я. Кутенков, Н.В. Серединцева // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 5 (219). – С. 342-346. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p342-347
  10. Магомедов Г.Х., Циздоева М.А., Абдулкеримов Ш.М. Информационно-компьютерные технологии в индивидуализации физического воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 174-177.