УДК 796.011.1

Мотивация студентов для занятий спортом

Матвеенко Алина Алексеевна – студент факультета экономики Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Комарова Ирина Геннадиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению мотивации студентов для занятий спортом. Актуальность обусловлена значением физической культуры в формировании личности студентов, а также немаловажной проблемой их мотивации для занятий спортом. В данной статье рассматриваются факторы, которые влияют на мотивацию у студентов к занятиям спортом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, мотивация, студенты, молодёжь, формирование личности, дисциплина, физическая активность, физическое развитие.

Введение

Одним из главных инструментов формирования и воспитания физической активности в вузах и школах является дисциплина «физическая культура». Её главная цель - привить студентам не только информацию о человеческом здоровье его принципах, но и навыки, необходимые для его укрепления и поддержания. Однако, вопрос формирования у студентов мотивации к данной дисциплине является довольно сложным. [1]

Мотивация к физическим занятиям – это такой вид побуждения, при котором человек стремится к получению определенных физических результатов. В последнее время студенты не проявляют достаточной мотивации к занятиям спортом и физкультурой, что закономерно приводит к ухудшению их общего состояния и здоровья. В связи с чем вопрос формирования мотивации к занятием физической культурой является актуальной задачей.[2]

Состояние здоровья молодых людей ухудшается от года к году, причём не только по каким-то личным вопросам, но и в следствие появления в обществе новых социальных и экологических проблем. Молодые люди сталкиваются со стрессом и проблемами, и у них сокращается время на физическую активность, что влияет на их здоровье.[3] Включение физической культуры и спорта в учебные программы образовательных учреждений является одним из методов борьбы с этими проблемами. Однако, не все студенты осознают необходимость этих занятий, поэтому необходимо формировать интерес к физической культуре и общую работоспособность.[4]

Для изучения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом был проведён опрос, в котором участвовали 100 студентов вузов и колледжей г.Белгорода.

Рисунок4

Рисунок 1. Вопрос анкеты: «Занимаетесь ли вы спортом?».

В ходе опроса студентам был задан вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?». Вяснилось, что 49% опрошенных занимаются спортом только на занятиях по физической культуре в учебном заведении, 21% - не занимаются спортом совсем, 30% - занимаются самостоятельно. (Рис.1.)

Рисунок5

Рисунок 2. Вопрос анкеты: «Что вас мотивирует для занятий спортом?»

Также студентам был задан вопрос: «Что вас мотивирует для занятий спортом?». Большинство опрошенных ответили, что их мотивирует красивое тело - 32%. Поддержание формы служит мотивацией для 27%, похудение для 12% студентов. Поддержание здоровья, к сожалению, мотивирует только 21% опрошенных студентов.(Рис.2.)

Рисунок6

Рисунок 3. Вопрос анкеты: «Вы удовлетворены занятиями по физической культуре в ВУЗе/колледже?».

Результаты показали, что многие студенты не удовлетворены занятиями по физической культуре. На вопрос: «Вы удовлетворены занятиями по физической культуре в ВУЗе/колледже?», 42% отпрошенных ответили - не совсем, 19% не удовлетворены занятиями, а 39% ответили - да.

Опрос показал, что они мотивируют себя прежде всего личными целями, такими как достижение красивого тела или поддержание формы. На вопрос «Что вас мотивирует для занятий спортом?» (Рис.2.) многие учащиеся ответили «красивое тело», «поддержание формы», и лишь меньшее количество - «поддержание здоровья» или «похудение».

Ответы также указывают на необходимость включения в уроки физической культуры различных фитнес-занятий, тренировок в тренажерном зале и соревновательных игр.

Некоторые студенты предлагают отменить оценку по нормативным показателям, чтобы учесть разные физические способности студентов.

Поскольку студентов нелегко мотивировать к самостоятельным занятиям физической культурой в условиях значительных нагрузок, преподаватели должны обладать не только способностью формировать уверенность учеников, но и большой эмпатией. Важно также учитывать индивидуальные физические способности студентов и различные типы мотивации.[5]

Список литературы

  1. Жеребцова, И.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Жеребцова, Т.А. Кошурина // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. — 2018. — № 1. — С. 76-81.
  2. Стриханов, М. Н. Физическая культура и спорт в вузах: Учебное пособие / М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
  3. Манжелей, И. В. Педагогика физического воспитания: Учебное пособие для вузов / И. В. Манжелей. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 182 с.
  4. Ахмедова, Т. И. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие / Т. И. Ахмедова, Е. Э. Грибанская, В. Н. Еремин. – Москва: Российская академия правосудия, 2017. – 312 с.
  5. Кузнецова, В.Е., Кистерева, А.В. Реализация дисциплины “Элективные дисциплины по физической культуре и спорту” как фактор привлечения молодёжи и ЗОЖ//В сборнике: Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава и студентов Российских научно-образовательных учреждений Берлин. – 2020. – С. 188-193.