УДК 796

Характеристика основных показателей качества здоровья детей дошкольного возраста

Унашхотлов Анзор Джабраилович – аспирант Ульяновского государственного университета.

Вальцев Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Ульяновского государственного университета.

Аннотация. В статье подчеркивается значимость и актуальность сохранения качества здоровья детей дошкольного возраста. На основе анализа понятий «здоровье», «качество» разработано авторская дефиниция понятия «качество здоровья». Выделены составляющие здоровья дошкольников: физическое, социальное, психическое и духовное. На основе характеристики показателей качества физической составляющей здоровья сделаны выводы о направлениях развития физического здоровья детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, качество здоровья, физическое здоровье, показатели качества здоровья.

В современной России происходят важные изменения условий формирования личности детей. Ежедневный поток информации, полученной из телевидения, компьютерных игр, интернета, фильмов, не всегда оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка. Кроме того, некачественное питание, малоподвижный образ жизни, наличие вредных для здоровья привычек, рост нервно-психического напряжения, неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, обуславливают необходимость обратить самое пристальное внимание на сохранение здоровья детей и повышения его качества, начиная с дошкольного детства.

Сохранение и укрепление здоровья детей в соответствии с Законом РФ «Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования [1].

Большое количество исследований проблемы формирования здоровья детей (Е. С. Богомягкова, Э.Н. Вайнер, Н.К. Крепская, Я.Л. Мархоцкий, А.А. Шабунова, В.А. Шишкина и др.) указывают на ее актуальность. Но несмотря на большое количество исследований по проблеме формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников, отметим, что, как правило, педагогами и практиками недооценивается характеристика здоровья, основанная на выделении основных показателей качества здоровья детей дошкольного возраста.

Качество рассматривается как основополагающая категория в учении о сущности индивидуального и популяционного здоровья. В литературе рассматривается большое число определений «состояние здоровья», в то же время не уделяется внимание его качеству.

При формулировании определения «качество здоровья» нами учитывалось содержание официальных определений состояния здоровья. Наиболее полным и универсальным определением здоровья в настоящее время следует признать вариант Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая еще в 1946 г. ввела и зафиксировала определение здоровья в преамбуле к Уставу этой организации: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [2]. 

Анализируя данное понятие, мы пришли к выводу, что здоровье ребенка, прежде всего, это гармоничное развитие его организма при оптимальных условиях, адаптированность к разным условиям жизнедеятельности, развитие физических, социальных, психических и духовных составляющих в соответствии, гармонии друг к другу. Таком образом, следует выделить следующие составляющие здоровья дошкольника: физическое, социальное, психическое и духовное здоровье. 

Признаками физического составляющей здоровья является хорошее функционирование всех органов, нормальное развитие и отсутствие болезней. Признаками социального здоровья являются доброжелательные отношения между людьми, хорошие бытовые условия, способствующие усилению здоровья. Духовная составляющая здоровья – чувство ребенком окружающего мира, жизнь с чувством любви, сочувствие и ответственности, стремление стать лучше. Психическая составляющая здоровья заключается в положительном оценивании себя и других, умение преодолевать неудачи и т.п. Следует отметить, что все составляющие здоровья связаны между собой, а их интегрированное влияние определяет состояние здоровья человека как целостного сложного феномена.

Понятие качество здоровья недостаточно полно рассмотрено в научной педагогической литературе. В настоящее время международная организация по стандартизации ИСО ((International Organization for Standardization) дает следующее определение: «Качество – это соответствие присущих характеристик требованиям» [3].

Е.С. Богомягкова указывает, что большинство исследовательских организаций включает показатели здоровья в оценку качества жизни населения [4]. Кроме того, мнения исследователей в области здравоохранения также сходятся на том, что понятие качество жизни, связано со здоровьем. В педагогических исследованиях качество жизни рассматривается как узко специализированный подход, в рамках которого за основу берется такой показатель как здоровье [5].

Итак, нами предлагается следующее определение качества здоровья дошкольников – полное психологическое, физическое здоровье, душевное благополучие и безопасность среды обитания, не создающей риски для здоровья.

Особый интерес для нашего исследования представляет характеристика качества физического здоровья дошкольников. Учитывая, что факторами сохранения качества физического здоровья являются рациональное питание, соблюдение личной гигиены, двигательная активность, чередование активных и малоподвижных видов деятельности [6], считаем целесообразным рассмотреть следующие показатели качества физического здоровья дошкольников:

  • рациональное питание;
  • оптимальная двигательная активность;
  • сформированность санитарно-гигиенических навыков;
  • систематическое соблюдение режима деятельности и отдыха.

Рассмотрим данные показатели подробнее.

Рациональное (ratio – умный) питание представляет физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их возраста, пола, характера труда и других факторов. Такое питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Вышеуказанное подчеркивает необходимость обучения детей с дошкольного возраста соблюдению режима питания, которое состоит в умении соблюдать пищевой рацион, определять и сохранять высокое качество пищевых продуктов, иметь сформированное сознательное отношение к питанию.

Важную роль в процессе сохранения и укрепления здоровья играет формирование у дошкольников них двигательных умений и навыков, что способствует не только развитию опорно-двигательного аппарата, мышц тела, но и активизации деятельности коры главного мозга, легких, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрительных нервов.

Двигательная активность является естественной биологической потребностью человека. Поэтому формирование у дошкольников навыков двигательной активности через выполнение утренней гимнастики, регулярные занятия физической культурой, подвижными игры и т.д. чрезвычайно актуальны. Благодаря оптимальной двигательной активности эффективно формируются двигательные качества: скорости, гибкость, сила, выносливость, ловкость и умение рационально их использовать в повседневной жизни. При дети овладевают основными двигательными навыками и умениями: лазание, ходьба, бег, прыжки, метание и др.

Качество здоровья дошкольников в значительной степени зависит и от того, насколько сформированы у них санитарно-гигиенические навыки, которые предполагают эффективное соблюдение элементарных норм гигиены. В дошкольной педагогике воспитание санитарно-гигиенических навыков рассматривается в единстве с задачами физического воспитания.

Главным условием их формирования является рационально организованная жизнь детей в дошкольном учебном заведении, четкий режим дня, постоянство требований к поведению ребенка со стороны взрослых. Так, младшие дошкольники должны иметь привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны самостоятельно мыть руки с мылом, насухо вытирать их, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи держались в чистоте.

Малоподвижный образ жизни (гиподинамия) является причиной существенного повышения вероятности сердечно-сосудистых заболеваний, появления чрезмерной массы тела, нарушения осанки дошкольников, в то же время и избыточная активность приводит к переутомлению, снижению концентрации внимания, раздражительности, что при систематическом злоупотреблении, негативно сказывается на физическом здоровье ребенка, снижая его качество. Педагоги указывают на то, что ритм жизнедеятельности, к которому привык и соблюдает дошкольник в детском саду не должен нарушаться даже в выходные дни [7]. 

Опыт показывает, что неукоснительное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его, непременно приводит к повышению качества здоровья.

Таким образом, повышение качества здоровья детей дошкольного возраста способствует эффективному развитию и сохранению всех его компонентов. Для нормального развития, усовершенствования, адаптации к различным факторам среды, нормального функционирования организма, как в целом, так и окружающей средой, нужно: активно двигаться, заниматься физической культурой, соблюдать принципы рационального питания, питьевого режима и соблюдения правил чистоты и чистоплотности.

Качество физического здоровья ребенка предусматривает соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса дошкольных учебных заведениях, а именно:

  • ознакомление детей с особенностями полезной и качественной пищи и ее влияние на здоровье и самочувствие, важностью соблюдения режима питания; обучение определять качество пищевых продуктов, ознакомление с правилами их сохранности.
  • воспитание у дошкольников положительного отношения к личной гигиене, формирование санитарно-гигиенических навыков, умение подбирать соответствующие средства гигиены;
  • формирование знаний о целесообразности ежедневного выполнения утренней гимнастики, активного участия детей в занятиях по физической культуре и подвижных играх, стимулирование двигательной активности детей;
  • формирование представлений о необходимости чередования разных видов деятельности, их влияние на состояние здоровья ребенка, формирование навыка чередовать умственную и физическую активность.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск. № 5976 (303) URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.03.2024)
  2. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Основные документы. 40-е изд. Женева, 1995. С. 5–26
  3. Национальный стандарт РФ «Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 9001:2011»// http://www.novsu.ru/file/1027870(дата обращения: 12.03.2024)
  4. Богомягкова Е. С., Орех Е. А. Современные концепции здоровья: от качества жизни к ее наполненности // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-zdorovya-ot-kachestva-zhizni-k-ee-napolnennosti (дата обращения: 12.03.2024).
  5. Грязнова Е. В., Агеева Е. Л., Батракова Н. В., Воронцов Д. А. Качество жизни как категория педагогической науки: к вопросу определения // АНИ: педагогика и психология. 2020. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-kak-kategoriya-pedagogicheskoy-nauki-k-voprosu-opredeleniya (дата обращения: 12.03.2024).
  6. ФГОС ДОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (с дополнениями и изменениями). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения 28.02.2024).
  7. Шабунова А. А., Короленко А. В., Нацун Л. Н., Разварина И. Н. Сохранение здоровья детей: поиск путей решения актуальных проблем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-zdorovya-detey-poisk-putey-resheniya-aktualnyh-problem (дата обращения: 12.03.2024)
  8. Алешина А. А., Назарова А. В. Распорядок дня в детском саду и его влияние на развитие детей // Science Time. 2022. №11 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasporyadok-dnya-v-detskom-sadu-i-ego-vliyanie-na-razvitie-detey (дата обращения: 13.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: