УДК 712.766

Влияние тренировок на формирование вестибулярной устойчивости у юных футболистов

Уздинов Роберт Ильдарович – аспирант Ульяновского государственного университета.

Унашхотлов Анзор Джабраилович – аспирант Ульяновского государственного университета.

Аннотация: Изучено влияние тренировок на формирование вестибулярной устойчивости у юных футболистов. Вестибулярная система играет важную роль в поддержании равновесия и координации организма, что критически важно для высокой производительности на футбольном поле. В статье рассматривается роль тренировок в развитии вестибулярной системы, а также предлагаются эффективные упражнения и игры, специально разработанные для укрепления вестибулярной устойчивости футболистов.

Ключевые слова: тренировки, влияние тренировок, футбол, юные футболисты, вестибулярная устойчивость.

Введение

Сегодня футбол является тем видом спорта, где к игрокам предъявляются особенно высокие требования по проявлению координационных возможностей. Эта высокоинтенсивная игра отличается широким набором применяемых игровых приемов в защите и атаке, взрывными перестроениями, силовым противоборством по всему периметру поля. У успешного футболиста должны быть выдающиеся физические качества, которые он умеет проявлять в непростой игровой обстановке. Командный успех напрямую зависит от того, как точно и уверенно футболист может выполнять технические приемы в каждом моменте игры.

В работах Р. Майера можно найти упоминание о том, что развитие двигательных качеств на начальном этапе специализации базируется на использовании способностей организма к так называемой накопительной адаптации, то есть формированию основных элементов движений путем повторяющихся воздействий. То есть, на начальной стадии обучения необходима вариативность упражнений, охватывающая больший объем и все разнообразие средств тренировки [1;2;3]. Актуальность исследования заключается в поиске самых эффективных средств и способов развития координационных возможностей у футболистов на первых этапах их спортивной подготовки.

Цель исследования – изучение влияния тренировочного процесса на формирование устойчивость вестибулярного аппарата у юных спортсменов-футболистов

Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ информации из специальной научно-методической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оптимизации координационных возможностей у юных спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки в экспериментальной группе (ЭГ) использовались разнообразные виды упражнений. Они применялись на протяжении всего тренировочного занятия на базе разработанной нами модели.

Для максимально эффективного протекания процесса улучшения различных видов координационных возможностей необходимо придерживаться сложности движений в диапазоне от 75 до 90% того уровня, при превышении которого спортсмен не сможет выполнить задание. Указанный коридор координационной сложности упражнений дает достаточно высокую нагрузку на адаптационные системы и обеспечивает быстрый и эффективный прирост координационных возможностей. Он не приводит к быстрому утомлению анализаторов и позволяет спортсмену результативно работать на протяжении долгого времени.

Экспериментальная методика заключается в решении ряда задач:

  • повышение требований ко всем видам подготовки;
  • увеличение объема и интенсивности и разнообразия тренировочных нагрузок;
  • максимальная реализация индивидуальных способностей;
  • повышение важности внедрения научно-методического сопровождения и научно- исследовательских разработок, инновационных технологий;
  • совершенствование всех видов обеспечения тренировочного процесса.

Упражнения, которые включаются в подготовительную часть тренировки

  • всевозможные беговые упражнения;
  • комплекс прыжков и подскоков для развития общей и специальной выносливости;
  • система различных прыжков с перемещениями для развития быстроты, ловкости, мышечной силы;
  • комплекс прыжков по разметке с ориентацией на зрение и без ориентации на зрения для отработки точности приземления;
  • упражнения динамического и статического характера;
  • ритмическая гимнастика.

Чтобы обучить юных спортсменов технике отталкивания в прыжках, необходимо:

  1. Использовать упражнения, которые повышают координацию движения опорно-двигательного аппарата в момент отталкивания.
  2. Применять средства и методы силовой и скоростной подготовки, которые моделируют действия спортсмена в момент отталкивания.

Чтобы обучить юных спортсменов технике выполнения прыжков с вращением, необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Прыжки на месте с поворотами на 90°,180°, 270°, 360°.
  • Повороты в движении на заданное количество градусов.
  • Прыжки с поворотами в комбинации с различными видами шагов.
  • Повороты перед ритмичными шагами.
  • Прыжки после ритмичных шагов.
  • Прыжки с вращением из разных исходных позиций.
  • Комбинации из несколько поворотов и шагов в различных сочетаниях.

Также важно тренировать способность создавать, развивать, сохранять, тормозить вращения вне зависимости от исходного положения.

Путем эксперимента доказано, что следующая одна за другой нагрузка разной направленности на вестибулярный аппарат быстро нормализует статодинамическую устойчивость. Оптимальным временным режимом следования одной такой нагрузки за другой для повышения эффективности обучения считается интервал в 2-3 минуты.

Мы включили в нашу экспериментальную методику упражнения, которые повышают устойчивость:

  • упражнения с элементами статики (стойки на одной ноге, на носках, на одной ноге, с закрытыми глазами, с различным положением рук);
  • упражнения на удержание равновесия после выполнения сложных координационных движений;
  • упражнения, которые выполняются на возвышенностях разной высоты;
  • упражнения на зеркальное выполнение движений;
  • упражнения на сохранение статодинамической устойчивости;
  • упражнения на удержание равновесия и определенного положения на снарядах с круглой, наклонной и другой поверхностью;
  • упражнения с использованием различных тренажеров и снарядов (для тренировки ориентации в пространстве, чувств баланса и равновесия);
  • упражнения на подкидных мостиках, мини-батутах, в автокамере;
  • упражнения на тренировку мышечно-суставной и пространственно-временной точности.

Упражнения, которые включаются в основную часть тренировочного занятия

При составлении плана нагрузок для развития координационных возможностей мы учитывали базовые компоненты тренировочного процесса. Во внимание были взяты координационная сложность упражнения и характеристики его выполнения: интенсивность, продолжительность, длительность пауз для отдыха и т. д. 

На этапе стартовой спортивной подготовки ключевое внимание важно уделять вопросу совершенствования и закрепления навыков выполнения конкретных технических приемов, направленных на развитие кондиционных и координационных возможностей. В связи с этим мы включили в свою методику следующие упражнения:

  • удары различными способами по летящему мячу, которые выполняются на месте и в движении;
  • ведение мяча на расстояние от 10 до 30 метров с изменением скорости и направления движения;
  • выполнение передач мяча на точность попадания с чередованием ударов/передач на точность с разного расстояния.

Базовым метод организации развития координационных возможностей в основной части тренировочного занятия выступает круговая тренировка, которая может проводиться в различных вариантах.

В своей методике мы взяли 2 варианта круговой тренировки:

  • Первый вариант: 5 станций, последовательное выполнение упражнений, задается определенное количество повторений, а темп спортсмен выбирает самостоятельно.
  • Второй вариант: на каждой станции нужно выполнить максимальное количество повторений за ограниченное время, проводится контроль качества выполнения упражнений.

Для развития координационных возможностей оптимальным является наличие в круговой тренировке 7-10 станций. На каждой из них спортсмен должен проводить 30-45 секунд с паузами для отдыха по 30-50 секунд.

Упражнения, которые включаются в заключительную часть тренировочного занятия

Чтобы сформировать у спортсменов из ЭГ «чувство пространства», мы включали в программу тренировок упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами, например:

  • из исходного положения (стойка, выпад, сидя или лежа и т. д.) без визуального контроля необходимо выполнить несколько движений (вытянуть руки вперед, присесть с поворотом на 90°, развести руки в стороны) и затем проверить точность выполнения задания;
  • выполнить ряд произвольных движений за указанный промежуток времени (5 секунд, 10 секунд) без его контроля по часам.

Также в заключительную часть тренировки мы включали упражнения, которые отличаются сопряженным характером. Использовались нестандартные исходные положения, асаны йоги для развития гибкости. Практиковались дыхательные упражнения; комплексы-этюды – переходы из одного положения в другое в медленном темпе самым рациональным способом; упражнения для расслабления и восстановления; вибрационные движения разными частями тела. За счет всего этого на протяжении каждой тренировки спортсмены выполняли много упражнений для развития координационных возможностей. Учитывая возраст занимающихся для многих упражнений использовалась игровая форма.

В литературе указывается, что увеличение в тренировке юных футболистов средств повышения координационных возможностей до трети от общего объема нагрузок хорошо сказывается на большинстве показателей технической и физической подготовленности спортсменов при условии дифференциации упражнений сложности в зависимости от возраста игроков.

Заключение

Упражнения по развитию координационных возможностей включаются в подготовительную, основную и заключительную части тренировочного занятия. В ходе подготовки к тренировке проводят общеразвивающие упражнения, ритмические упражнения, упражнения на равновесие, прыжки. Основная часть занятия также содержит координационные упражнения, которые проводятся в начале и в середине. При этом у спортсменов должен сохраняться высокий уровень общей и психической работоспособности. В финальную часть тренировочного занятия входят упражнения по развитию чувства пространства и времени», различению мышечных усилий, а также упражнения сопряженного характера на гибкость и координацию движений, мышечные чувства, внимание. Проводятся дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и восстановление.

Список литературы

  1. Губа, В. П. Теория и методика футбола: учебник / В. П. Губа, А. В. Лексаков; под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Спорт, 2018. - 621 с.
  2. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт [Электронный ресурс] / Б. Кафка, О. Йеневайн. - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 176 с.
  3. Майер, Р. Силовые тренировки в футболе [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 128 с.
  4. Спатаева, М. Х. Особенности развития силовых качеств у футболистов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М. Х. Спатаева, Д. А. Негодаев, Ф. В. Салугин. - Омск: ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2016. - 64 с.
  5. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие: учеб. пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - Москва: 2016. - 352 с.
  6. Шиндина, И.В. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие: учеб. пособие / И.В. Шиндина, Е.А. Шуняева. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. - 203 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: