УДК 612.766
Средства и методы развития координационных способностей у футболистов в группе спортивного совершенствования
Уздинов Роберт Ильдарович – аспирант Ульяновского государственного университета.
Вальцев Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и методики физической культуры Ульяновского государственного университета.
Аннотация: Современный футбол характеризуется высокой интенсивностью нагрузок, скоростью реагирования игроков на раздражители, необходимостью четкого распределения и перераспределения мышечных усилий, точной дифференциации пространственно-временных и пространственно-силовых усилий.
Ключевые слова: футбол, начальная спортивная подготовка, методика, координационные качества, вестибулярная устойчивость, равновесие.
Введение
В список ключевых задач физического воспитания входит развитие двигательной функции и координационных возможностей – умения управлять собственными движениями, согласовывать и объединять их в единое целое в соответствии со стоящей задачей.
Есть, как минимум, 4 причины, объясняющие важность развития координационных возможностей в ходе физического воспитания [4;5;6]:
- Успешно изучать разные физические упражнения можно только при условии хорошего развития координации. От нее зависят вид, способ и темп усвоения техники выполнения упражнения, способность закрепить и адекватно применять ее. Координационные возможности позволяют более плотно и вариативно управлять движениями, что увеличивает двигательный опыт человека.
- Только при сформированной координации дети подготовлены к жизни, работе, службе в армии. Умея управлять своими движениями, человек может эффективно выполнять рабочие операции в условиях постоянно растущих требований в ходе трудовой деятельности.
- Координационные возможности позволяют экономно расходовать энергетические ресурсы человека за счет точно дозированного в пространстве и времени, достаточного по силе усилия мышц и их расслабления [1;2;7].
- Для развития координационных возможностей можно использовать разнообразные виды упражнений. Это позволяет избежать однообразия и монотонности в занятиях, обеспечить человеку радость и удовлетворение от спорта.
Цель: создать средства формирования у юных футболистов координационных возможностей.
Результаты исследования и их обсуждение
Чтобы выявить уровень развития координационных возможностей, было организовано тестирование. В нем принимали участие 18 спортсменов, стоящих на начальном этапе обучения (по 9 человек в экспериментальной и контрольной группах).
Таблица 1. Данные по нормативному уровню координационной подготовленности детей 6-7 лет, которые занимаются футболом.
Уровни |
Тесты |
||||||
Челночный бег 3х10м, с |
Прыжки с места в длину, м |
Метание рукой теннисного мяча в мишень, количество раз |
Удар по футбольному мячу ногой на точность, количество раз |
Жонглирование футбольным мячом ногами, количество раз |
Бег на дистанцию 30 м по сигналу, с |
Прохождение полосы препятствий, с |
|
Высокий |
9-10с |
< 1,3м |
5-4 |
3 |
<7 |
6-7с |
39-42с |
Средний |
10-11с |
1,1м |
3 |
2 |
4-6 |
7-9с |
42-47с |
Низкий |
< 11с |
>1м |
2-1 |
1 |
> 3 |
< 9с |
< 47с |
Выбранные для оценки стартовой подготовленности юных футболистов тестовые упражнения по развитию координационных возможностей помогают выявить:
- стартовую силу бега и его максимальную скорость;
- максимальные показатели скорости бега с изменением направления движения;
- баллистические способности;
- показатели взрывной силы;
- правильность и эффективность выполнения движений;
- уровень пространственной координации движений.
Таблица 2. Данные по результатам предварительного тестирования координационной подготовленности футболистов из экспериментальной и контрольной групп.
№ |
Тесты |
Группы |
Хср |
Уровни подготовленности |
1 |
Жонглирование футбольным мячом ногами с отскоком от пола, количество раз. |
ЭГ |
5,44 |
Средний |
КГ |
8 |
Высокий |
||
2 |
Прыжок в длину с места, см. |
ЭГ |
114,56 |
Средний |
КГ |
119,78 |
|||
3 |
Челночный бег 3х10м, c. |
ЭГ |
10,95 |
Средний |
КГ |
10,95 |
|||
4 |
Оценка баллистических способностей (удар ногой на точность по футбольному мячу), количество раз |
ЭГ |
1,33 |
Низкий |
КГ |
1,22 |
|||
5 |
Бег на 30 метров по сигналу, с. |
ЭГ |
8,02 |
Средний |
КГ |
8,05 |
|||
6 |
«Полоса препятствий», с. |
ЭГ |
48,19 |
Низкий |
КГ |
48,33 |
|||
7 |
Метание теннисного мяча рукой в цель), количество раз. |
ЭГ |
1,33 |
Низкий |
КГ |
2 |
При сопоставлении средних значений результатов контрольных тестов с данными из таблицы по уровням координационной подготовленности футболистов, были получены следующие выводы:
- Высокий уровень подготовленности ЭГ и КГ показали в жонглировании футбольного мяча ногами,
- Средний уровень подготовленности ЭГ и КГ показали в беге на дистанцию 30 метров, в прыжке с места в длину, в челночном беге 3х10 метров,
- Низкий уровень подготовленности ЭГ и КГ показали в метании теннисного мяча рукой в цель, в ударах ногой по футбольному мячу на точность, в прохождении полосы препятствий.
По результатам предварительного тестирования юных спортсменов в процесс тренировок экспериментальной группы был включен ряд общих и специальных тренировочных упражнений (Табл. 3), увязанных с элементами футбольной техники (Табл. 2).
Таблица 3. Средства тренировки координационных способностей юных спортсменов, входящих в ЭГ.
Список общих упражнений |
Список специальных упражнений |
Прыжки через резинку и через набивные мячи. Выпрыгивание на уложенные горкой маты. Прыжки по лестнице вверх на двух ногах. |
Удары ногой в динамике по футбольному мячу: удары после передачи в одно касание; удары после отскока мяча.
|
Метание теннисного мячика с расстояния 5, 7, 10 м из положений стоя, сидя, лежа по мишеням диаметром 30, 40, 50 см. |
Поочередные удары ногами по футбольному мячу в мишени разного размера (конусы) с расстояния 5, 10, 15 м в динамике и в статике.
|
Прием мяча руками и его передача из положений сидя, стоя, лежа, а также после выполнения акробатических упражнений (бросок мяча – перекат в сторону – прием мяча) |
Игра в футбол либо ручной мяч на площадках размером 10х10м; 15х15м; 15х25м с футбольным, теннисным, баскетбольным мячами. Челночный бег. Прохождение полосы препятствий. |
Прыжки разного типа: на двух ногах из приседа в присед; стоя с приземлением поочередно на правую и на левую ногу. Подбрасывание мяча из положения стоя, с дальнейшей ловлей мяча в положении сидя, и наоборот. |
Жонглирование мяча ногами без отскока от пола и с отскоком. Передача мяча с разной силой разными ногами на разные расстояния. |
При составлении плана тренировочных заданий, направленных на развитие координационных возможностей, учитывались сложность, продолжительность и интенсивность движений, количество повторений в рамках одного подхода, продолжительность отдыха и пауз между упражнениями:
- С целью развития координации применялись упражнения различной сложности – от относительно простых, которые стимулируют сенсорную систему и нервно-мышечный аппарат, до сложнейших, которые требуют полной мобилизации функциональных возможностей спортсменов.
- Продолжительность упражнений при непрерывном выполнении зависела от координационной сложности и варьировалась в диапазоне от 10 до 20 с.
- При непродолжительном времени работы в каждом упражнении (до 5 с) количество повторений составляло от 6 до 12 раз. В более длительных заданиях количество повторений в одном подходе было уже меньше – от 4 до 8 раз.
- Длительность пауз для отдыха между выполнением отдельных упражнений составляла от 1 до 3 минут. Если упражнение выполнялось на фоне утомления, продолжительность пауз для отдыха составляла 10-15 с.
Заключение
- При изучении методической литературы по теме исследования удалось выявить, что одним из важных элементов начальной подготовки юных футболистов является обеспечение взаимосвязи между общей и специальной физической подготовкой. Ключевым компонентом подготовки должно выступать развитие координации или ловкости. Это объясняется тем, что данные качества помогают юным спортсменам более эффективно осваивать учебно-тренировочную программу футбольной подготовки, которая включает сложные координационные упражнения, а значит в более короткие сроки добиваться спортивных успехов.
- По результатам проведения предварительных тестов координационной подготовленности юных спортсменов было выявлено, что ЭГ и КГ в целом имеют общий уровень координационных способностей. Были определены приоритетные направления развития координации у юных футболистов. Это развитие баллистических способностей (упражнения на метание мяча рукой и удары ногой на точность по футбольному мячу) и умения эффективно и быстро выполнять различные двигательные действия (прохождение полосы препятствий). Приоритетными указанные направления являются в связи с тем, что по результатам предварительного тестирования в обеих группах был установлен низкий уровень координационной подготовленности.
Специфика тренировочного процесса в ЭГ заключается в применении общих и специальных упражнений, связанных с элементами футбольной техники. В процесс тренировок включаются 4 блока тренировочных средств для развития координационных возможностей и обучение основным элементам техники футбола. При составлении плана тренировочных заданий для развития координации учитываются такие компоненты нагрузки, как сложность, интенсивность и продолжительность движений, количество повторений в рамках одного подхода, длительность пауз для отдыха между отдельными упражнениями. Все тренировочные задания выполняются с учетом заданной амплитуды движений, ритма и темпа, точности.
Список литературы
- Корнеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательных координации основных видов движений [Текст] / А. Г. Корнеев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. - С. 5 - 7.
- Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: Физическая культура и спорт, 2006. – 249 – 254с.
- Лях В.И. Текстовый контроль. – М.: Физическая культура и спорт, 2006. – 101с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физической культуры. – М., 1991.
- Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. – 332с., ил.
- Ровный А. С. Роль сенсорных систем в управлении сложно-координированными движениями спортсменов / А. С. Ровный, О. А. Ровная, В. А. Галимский// Слобожанский научно-спортивный в/сник: Сб. наук. пр. - Харьков: ХДАФК. - 2014. - № 3. - С. 78-83.
- Романенко В. А. Двигательные способности человека / В. А. Романенко. - Донецк : Новый мир, УК Центр, 2009. - 336 с.