УДК 612.766

Взаимосвязь соревновательных нагрузок повышенной координационной сложности с результативностью игры юных и профессиональных футболистов

Уздинов Роберт Ильдарович – аспирант Ульяновского государственного университета.

Вальцев Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и методики физической культуры Ульяновского государственного университета.

Аннотация: У юных футболистов выявлен низкий уровень развития помехоустойчивости. В последующих возрастах наблюдается повышение уровня развития помехоустойчивости футболистов, достигая среднего уровня к 16 годам. Низкий уровень развития помехоустойчивости не обеспечивает противодействию влияние помех на футболистов. В результате чего у них будет снижаться эффективность технико-тактических действий в соревновательных условиях. Низкий уровень развития помехоустойчивости у футболистов обусловлен тем, что тренеры не уделяют внимание развитию этого качества в тренировочном процессе.

Ключевые слова: результативность, координационные способности, удар по мячу, ворота, футболисты, помехоустойчивость.

Введение

Как и для любого спортсмена, участвующего в спортивной игре с четкими правилами, для футболиста крайне важна устойчивость к противоборству соперника, скорости передвижения и другим внешним сбивающим факторам игры. Во многом от этого зависит надежность действий футболиста. Поэтому устойчивость к внешним сбивающим факторам выделяют как одну из ключевых характеристик уровня мастерства спортсмена.

Способность действовать в сложных условиях игры не относится к сильным сторонам наших профессиональных футболистов, что особенно ярко проявилось в игре сборной команды России в ходе последнего чемпионата Европы. Специалисты подчеркивают, что отставание в этом компоненте игры от зарубежных соперников еще больше проявляется у юных российских футболистов. Все это делает актуальной тему нашего исследования.

Цель исследования: расширение знаний о том, как взаимосвязаны помехоустойчивость и координационные способности футболистов с точностью ударов по воротам, наносимых с лета.

Методы и организация исследования. Чтобы достигнуть цель исследования, был использован комплекс методов, а именно: анализ информации из специальной научно-методической литературы по тематике исследования, обобщение, систематизация, проведение текстов на техническую, физическую, специальную координационную подготовленность спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показало, что у 10-летних футболистов уровень развития устойчивости к внешним игровым помехам низкий. По мере взросления этот уровень повышается и достигает среднего уровня примерно к 16 годам. Из-за низкого уровня развития помехоустойчивости футболисты не могут противостоять игровым помехам, из-за чего у них снижается эффективность выполнения технико-тактических действий (ТТД) в условиях соревнований. Недостаточный уровень помехоустойчивости у футболистов объясняется тем, что в ходе тренировочного процесса тренеры не уделяют должного внимания развитию этого качества. Мы предполагаем, что низкий уровень развития устойчивости к игровым помехам негативно сказывается на выполнении юными спортсменами ТТД в соревновательных условиях. Поэтому уже с первых лет занятий футболом у детей должна развиваться помехоустойчивость.[1]

У футболистов в возрасте 10-13 лет отмечается средняя взаимосвязь уровня развития общей координации с результативностью нанесения ударов по воротам с лета. Это обусловлено тем, что при выполнении таких ударов одна нога является опорной. В возрасте 13 лет степень влияние общей координации на эффективность ударов по воротам с лета достигает максимального уровня, так как подростки вступают в период полового созревания.

Что касается взаимосвязи уровня развития специальной координации на эффективность выполнения ударов с лета по воротам у футболистов, то в 10-13 лет она средняя. В этом возрастном диапазоне максимальная взаимосвязь между результативность выполнения ударов по воротам с лета отмечается в тесте «Обводка».[2] Мы считаем что, это обусловлено тем, что в выполнении сложных координационных элементов задействуется сильнейшая нога. Поэтому детские тренеры должны развивать у спортсменов обе ноги, и в этом случае результативность выполнения ударов по мячу с лета будет выше. В тесте «Бег на 30 метров» у футболистов 10-13 лет наблюдается средняя взаимосвязь специальной координации с результативностью ударов по воротам с лета. [4]

Уровень взаимосвязи между устойчивостью к помехам и результативностью нанесения ударов с лета по воротам у футболистов в 10-13 лет средний. В возрасте 10 лет должно уделяться особое внимание работе над специальной координацией и помехоустойчивостью, чтобы юные спортсмены эффективно выполняли ТТД.

У футболистов в 14-16 лет уровень развития общей координации слабо влияет на эффективность нанесения ударов с лета по воротам. [3] В тесте «Бег на 30 метров» максимальная взаимосвязь между указанными элементами отмечается в 15-16 лет, что связанно с развитием скоростных и силовых качеств юных спортсменов

У футболистов в 14-16 лет уровень развития специальной координации средне связан с результативностью выполнения ударов по воротам с лета. Этот показатель достигает максимальных значений в тесте «Ведение мяча». Степень развития устойчивости к игровым помехам в данном возрасте слабо взаимосвязан с эффективностью нанесения ударов с лета по воротам. [5]

Проанализировав результаты педагогических наблюдений в ходе соревновательной игровой деятельности юных и взрослых футболистов, мы можем сказать, что полученные в настоящем исследовании значения сопоставимы с данными, которые приводятся в специальной литературе. Это данные по количественным (командный объем ТТД) и качественным (эффективность выполнения по проценту брака) показателям, а также разносторонности игровой техники в целом. Результаты направленного анализа распространенных разновидностей технических действий с мячом в ходе игры с позиций оценки условий их выполнения дали возможность разработать коэффициент координационной сложности матча (ККСМ). Он рассчитывается путем деления количества действий с мячом повышенной координационной сложности на общий объем действий с мячом, которые команда выполнила за игру. [6]

По результатам корреляционного анализа этот коэффициент обнаружил достаточно высокий уровень взаимосвязи с общепринятыми характеристиками соревновательной деятельности футболистов: объемом ТТД, их эффективностью, количеством действий повышенной координационной сложности, разносторонностью техники и результатом матча. При этом анализ в возрастно-квалификационном аспекте позволил сгруппировать значения корреляционных связей ККСМ с учетом их уровней и характера по двум основным группам, что в перспективе, как представляется, делает этот показатель более доступным в применении на практике: юные футболисты в возрасте 8-13 лет; юные футболисты старше 115 14 лет и взрослые профессиональные спортсмены. [7]

Проверка в ходе эксперимента эффективности применения нового методического подхода в планировании объемов спецнагрузок повышенной координационной сложности, базирующегося на принципе определения содержания тренировочного процесса особенностями игровой деятельности юных спортсменов, позволила разработать технологию нормирования данной характеристики нагрузки с учетом возраста футболистов. Эта технология включает: [8]

  1. Учет ТТД в игровых условиях с дальнейшим расчетом качественных и количественных показателей, оценкой разносторонности игровой техники.
  2. Выявления возрастных значений ККСМ.
  3. Создание методики тренировки по годам подготовки футболистов, в которую входят планирование сложности спецнагрузок в объеме, который отвечает возрастным значениям ККСМ, и подбор адекватных возрасту спортсменов тренировочных средств.

Результаты эксперимента, который в течение 7,5 месяцев проводился параллельно в 9-ти возрастных группах юных футболистов (от 8 до 16 лет), показали позитивную роль планирования координационной сложности спецнагрузок в тренировочном процессе. Если устанавливать данный параметр близко к установленным показателями ККСМ для нужной возрастной категории, лучше развивается специальная ловкость, повышается уровень техники владения мячом на высоких скоростях.

Неэффективность разработано методики была отмечена лишь в возрастной группе от 8 до 9 лет. Максимальный эффект в рассматриваемом аспекте она приносит в работе с футболистами старше 13 лет. Здесь отмечаются достоверные преимущества перед традиционной методикой. Выявляются более высокие темпы прироста большинства показателей подготовленности, в том числе соревновательной деятельности (8,3-10,1%.) Чтобы на практике реализовывать разработанную систему подготовки, нужно соблюдать 2 методических принципа: [9]

  1. Принцип определения содержания тренировки с учетом возрастных особенностей и структуры соревнований.
  2. Принцип соответствия тренировочного объема спецнагрузок повышенной координационной сложности соревновательного процесса.

Заключение

Результативности ударов с лета по мячу стоит уделять особенное внимание при работе с футболистами в возрасте 12-14 лет. На каждой тренировке в этой возрастной группе целесообразно проводить упражнения с техническими приемами ударах по воротам с лета в и передачах мяча в одно касание. В более старших возрастных группах (15-16 лет) приведенные приемы стоит выполнять на приближенной к максимальной скорости. Помимо этого, у футболистов 10-16 лет важно уделять внимание развитию устойчивости к игровым помехам, так как оказывает сильное влияние на результативность ударов с лета по воротам. Уровень помехоустойчивости повышается с возрастом и достигает наивысших показателей к 16 годам. Для повышения эффективности выполнения ударов с лета по мячу, нужно, начиная с 10 лет, включать в тренировочную деятельность занятия по развитию устойчивости к внешним игровым помехам.

Список литературы

  1. Губа В. Дозирование нагрузки при развитии специальных двигательных качеств юных футболистов различных вариантов биологического развития: Науч. исслед. / В. Губа, Р. Дорохов, И. Строев // Теория и практика футбола. - 2003. - №2. - С. 15-19.
  2. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 186 с.
  3. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 146 с.
  4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 204 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 211 с.
  6. Золотарев, А.П. Нормирование специализированности и координационной сложности тренировочных нагрузок юных футболистов / 117 А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №8. – С.60 – 61.
  7. Кольвах, Ю.В. Нормирование специализированных нагрузок различной координационной сложности квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: дис . …. канд. пед. наук / Ю.В. Кольвах . – Краснодар, 2006. – 186 с.
  8. Невмянов, Н.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: автореф. дис….канд. пед. наук / Н.А. Невмянов. – М., 1998. – 26 с.
  9. Никитин, Д.В. Оптимизация планирования специализированных упражнений в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных футболистов: автореф. дис….канд. пед. наук / Д.В. Никитин. – Волгоград, 1998. – 26 с.
  10. Пшебыльский, В. Методология исследования проблемы подготовки спортивного резерва в футболе на основе природосообразной стратегии организации многолетней подготовки юного футболиста / В. Пшебыльский // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 4. – С. 8 – 10.

Интересная статья? Поделись ей с другими: