УДК 612.766

Развитие вестибулярной устойчивости для выполнения ударов по воротам

Уздинов Роберт Ильдарович – аспирант Ульяновского государственного университета.

Вальцев Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и методики физической культуры Ульяновского государственного университета.

Аннотация: Современный футбол характеризуется высокой интенсивностью нагрузок, скоростью реагирования игроков на раздражители, необходимостью четкого распределения и перераспределения мышечных усилий, точной дифференциации пространственно-временных и пространственно-силовых усилий.

Ключевые слова: футбол, начальная спортивная подготовка, методика, координационные качества, вестибулярная устойчивость, равновесие.

Введение

Чтобы эффективно владеть техникой и тактикой игры, достигать высоких результатов на соревнованиях, футболисты должны быть сильными, ловкими, быстрыми, выносливыми, прыгучими, точными, ритмичными [1;2;3]. Поэтому на всех этапах их подготовки остается актуален вопрос развития координационной подготовленности. Из-за разнообразия и сложности двигательных действий в игре (прыжки, ускорения, остановки, падения, резкая смена направления движения) футболисты должны иметь развитый вестибулярный аппарат, обеспечивающий рациональное распределение и перераспределение усилий, эффективное выполнение технических игровых действий с мячом [2;6;7;14].

Цель исследования: создать методику, нацеленную на повышение вестибулярной устойчивости у юных спортсменов-футболистов.

Методы и организация исследования. Чтобы достигнуть поставленной цели, мы использовали целую систему методов, включая теоретический анализ информации из специальной научно-методической литературы по теме исследования, систематизацию, обобщение. Нами был проведен педагогический эксперимент с тестированием уровня технической, физической, специальной координационной подготовленности спортсменов в начале и в конце. Эмпирические данные анализировались и сравнивались с помощью методов математической статистики в программе Statistica. Для расчета показателей прироста исследуемых показателей была применена унифицированная формула S. Brody.

Базой для организации и проведения педагогического эксперимента выступила спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Волга» им. Н.П. Старостина, расположенная в Ульяновске. Эксперимент продолжался 6 месяцев, в нем участвовали 24 футболиста 1-2 годов обучения. 12 из них вошли в экспериментальную группу (ЭГ), а 12 – в контрольную (КГ). Участники эксперимента отбирались таким образом, чтобы у них был примерно одинаковый уровень технической и физической подготовленности. Участники КГ тренировались согласно утвержденной рабочей программе ДЮСШ, требованиям стандарта и примерной программы спортивной подготовки футболистов [9-10].

Результаты исследования и их обсуждение

Чтобы эффективно решать технико-тактические задачи в футболе, футболист должен уметь выполнять самые разнообразные двигательные действия с мячом и без него, статично и в движении, в разных положениях тела, при ускорении и торможении, с учетом противодействия соперника. Для оптимального планирования процесса тренировок необходимо учитывать структуру и специфику координационной подготовленности футболистов на разных стадиях тренировочного процесса, которая обуславливается разной скоростью развития основных двигательных координаций [1;2;3].

Созданная нами система физических упражнений включает не только упражнения на развитие устойчивости тела, но и упражнения на гибкость, точность, ритмичность, подвижность, усвоение базовых технико-тактических приемов и их закрепление. Чтобы поддержать мотивацию испытуемых к выполнению упражнений, каждую неделю в комплексы добавлялись новые упражнения на целенаправленное развитие важных координационных свойств.

На стадии подготовки к тренировочным занятиям использовались специфические методические приемы и средства, нацеленные на одномоментное развитие у юных футболистов вестибулярной устойчивости и способности применять технические навыки, технико-тактических умения. На этом этапе проводились следующие упражнения: [11]

  • бег с различными заданиями по команде тренера (смена направления, остановка, вращение, резкое торможение или ускорение и т. д.);
  • бег по гимнастическим скамейкам;
  • выполнение движений на координационной лестнице;
  • имитация отдельных технических приемов футбола;
  • гимнастические и акробатические упражнения.

В финальной части тренировки организовывались подвижные игры, которые моделировали отдельные ситуации в игре. Для развития чувства равновесия проводились постепенно усложняющиеся упражнения на координацию движений, детям давались игровые задания.

В ходе тестирования физической, технической и координационной подготовленности юных спортсменов, которое было проведено перед стартом педагогического эксперимента, было установлено, что КГ и ЭГ однородны в этом отношении. Когда педагогический эксперимент был завершен, мы выявили прирост показателей. При выполнении наклона вперед он составил 12,7% (р>0,05) в КГ и 32,3% (р<0,05) в ЭГ. В прочих тестовых заданиях, например, беге на дистанцию 100 м, поперечном шпагате, динамика прироста в ЭГ также существенно превысила показатели КГ (р<0,05):

  • проба Ромберга: прирост в ЭГ – 48,5%, в КГ – 10,2% (р<0,05);
  • тест «Повороты на гимнастической скамейке»: прирост в ЭГ – 54,6%, в КГ – 14,2% (р<0,05).

Таким образом, можно сделать вывод, что в ЭГ вестибулярная устойчивость юных футболистов выросла гораздо сильнее, чем в КГ. Это обусловило возможность роста показателей технической подготовленности спортсменов. Например, при выполнении теста «Удар ведущей ногой в цель с дистанции 15 м» показатели были следующие:

  • в КГ до проведения нашего эксперимента –3,10±0,26 балла, после его окончания – 3,51±0,28 балла (р>0,05);
  • в ЭГ до проведения нашего эксперимента – 3,07±2,24 балла, после его окончания – 4,85±0,29 балла (р<0,05).

В таком же тесте, но с участием не ведущей ноги результаты получились схожими:

  • в КГ до проведения нашего эксперимента – 2,45±0,12 балла, после его окончания – 3,12±0,21 балла (р>0,05);
  • в ЭГ до проведения нашего эксперимента – 2,37±0,21 балла, после его окончания – 3,89±0,25 балла (р<0,05).

Интересно выглядят результаты в тесте «Жонглирование мяча»:

  • в КГ до проведения нашего эксперимента – 8,65±0,53 раз, после его окончания – 10,33±0,25 раз;
  • в ЭГ до проведения нашего эксперимента – 8,49±0,63 раз, после его окончания – 14,52±0,75 раз (р<0,05).

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что спортсмены из ЭГ показали достоверно более высокие результаты в выполнении всех тестовых упражнений на выявление технической подготовленности, нежели участники КГ.

Заключение

В возраст 8-10 лет у юных футболистов отмечаются самые высокие темпы роста показателей равновесия. Поэтому важно обеспечить оптимальные условия для его точечного развития с учетом взаимосвязи равновесия с прочими функциями опорно-двигательного аппарата, а также специфики психологического и возрастного развития детей, особенности игровой деятельности в футболе. Наше исследование обосновало ведущую роль координационной устойчивости в улучшении показателей технической подготовленности футболистов. Дальнейшее развитие этой темы видится нам перспективным направлением, которое позволит повысить качество подготовки юных спортсменов и улучшить усвоение ими технико-тактических навыков и технических приемов для развития футбольного мастерства.

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн // М.: Книга по Требованию. – 2012. – 496 с.
  2. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг // М.: Советский спорт. – 2005. – 232 с.
  3. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – М. – 2003. – 258 с.
  4. Маркашов А.С. Методика развития координационных способностей у юных футболистов на этапе начальной подготовки / А.С. Маркашов // Тула. – 2009. – 60 с.
  5. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет / А.В. Шамонин // Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – Екатеринбург. – 2010. – 22 с.
  6. Jon B.M. The Relationships of Eccentric Strength and Power with Dynamic Balance in Male Footballers / B.M. Jon, G. Jean-Luc Philippe, W. Estelle // Journal of Sport Science. – 2015. – Vol. 33. – № 20. – P. 2157-2165.
  7. Бойчук Р.И. Исследование координационных способностей юных футболистов в пубертатном периоде для повышения эффективности процесса подготовки / Р.И. Бойчук, С.С. Ермаков, Л.В. Подригало, Б.И. Безъязычный //Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18. – № S. – С. 73-82.
  8. Костюнина Л.И. Развитие ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода / Л.И. Костюнина, Дугуфана Багайоко, Д.С. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 59-61.
  9. Иванов О.Н. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» для групп начальной подготовки (мальчики и девочки 5-6, 7-9 лет) / О.Н. Иванов, А.А. Кузнецов // Москва. – 2020. – 193 с.
  10. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «футбол» от 25 октября 2019 года N 880 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (Дата обращения: 02.12.2021).
  11. Костюнина Л.И. Педагогические условия развития двигательно-координационных качеств юных футболистов 8-10 лет / Л.И. Костюнина, Дугуфана Багайоко, Д.С. Николаев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (Чебоксары, 12 ноября 2020 г.) – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2020. – С. 104-110.
  12. Назаренко Л.Д. Адаптационно-компенсаторные изменения при мышечной деятельности / Л.Д. Назаренко // М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2021. – 112 с.
  13. Sadovskij E. Principles of coordination abilities’ training in oriental martial arts / E. Sadovskij // Belaia Podliaska. – 2003. – 240 p.
  14. Горская И.Ю. Анализ способностей к сохранению равновесия в процессе занятий сложно-координационными видами спорта / И.Ю. Горская, Д.А. Райчук, Е.Э. Малахова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. – 2018. – № 2. – С. 32-35.
  15. Назаренко А.С. Соматические и сенсорные реакции на вестибулярное раздражение у спортсменов, занимающихся циклическими и ситуационными видами спорта / А.С. Назаренко, Т.Г. Кириллова // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 11. – С. 39-43.

Интересная статья? Поделись ей с другими: